Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Петушок» комбинированного вида» г.Юрюзани
Катав – Ивановского муниципального района
ПРОЕКТ
«ЧУДО – ВАЛЕНКИ»
подготовительная группа
Разработала:
Черникова Л.В.
воспитатель 1 категории
2017 г.- 2018 г.
ПРОЕКТ «ЧУДО – ВАЛЕНКИ».
Автор проекта: Черникова Л.В. – воспитатель 1 категории МДОУ ДС №7 «Петушок» г.Юрюзань.
Тип проекта: краткосрочный, творческо-исследовательский.
Цель: знакомство детей с русским народным промыслом – валенки, что они часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передачи их новому поколению.
Задачи:
1. развивать интерес детей к народному быту;
2. познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
3. формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
4. поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Срок реализации проекта: 2 месяца.
Участники проекта:
дети подготовительной группы № 2,
педагоги:
руководитель по ИЗО – Серёгина И.В.
руководитель по ручному труду – Подгорная Л.Н.
воспитатель – Черникова Л.В.
музыкальный руководитель – Кустова Е.В.
родители.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие.
Актуальность проекта:
Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок было бы невозможным освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца.
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. В чём секрет популярности валенок?
Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и промыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.
У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Мотивация проекта: «Как рождаются валенки и для чего они нужны человеку?»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Определение темы проекта.
Разработка перспективного плана проекта.
Подготовка атрибутов для проведения НОД, бесед дидактических игр, мероприятий (развлечений, выставок).
2 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Познавательное развитие:
НОД по познанию «Как рождаются валенки».
Рассматривание иллюстраций о валенках, альбома с иллюстрациями моделей валенок.
Наблюдение за обувью во время прогулок.
Опытно-исследовательская работа «Знакомство с шерстью», «Лечебные свойства шерсти».
Просмотр презентации «Рассказ о валенках в подготовительной группе детского сада», «Изготовление валенок» для детей.
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы: «Как можно использовать валенки не по назначению», «Что носили наши бабушки и дедушки?».
Просмотр мультфильмов «Валенок», «Приключения валенка», «Зима в Простоквашино».
Речевое развитие:
Рассматривание книжек-малышек с потешками и колыбельными.
НОД по развитию речи «О том, как Машенька свои валеночки искала» (составление рассказа по сюжетным картинкам).
Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Дедушкин валенок», С.Гришунин «Дедушкины валенки», И.Агеева «Валенки», В.Новиков «Теплые валенки», Л.Ковалева «Валенки и калоши», Д.Ушаков «Валенок, сапог и туфелька».
Художественно-эстетическое развитие:
НОД по рисованию «Расписные валенки».
НОД по лепке «Вот какие валенки!».
НОД по аппликации «Узоры на валенке», «Валенки – подарок для почтальона Печкина».
Слушание песен о валенках в исполнении Л.Руслановой, «Валенки», «Снег – снежок», «Как на тоненький ледок», «Валеночные частушки».
Коллаж «Валеночный теремок».
Физическое развитие:
НОД по физической культуре «Валенковые эстафеты».
Дыхательное упражнение «Подуй на шерстяные бусинки».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Помоги Печкину разнести почту жителям Простоквашино» (ориентировка на листе бумаги), «Найди валенку пару», «Разложи валенки по размеру», «Поставь валенки по порядку».
Пальчиковая гимнастика «Овечки».
Подвижные игры «Южный и северный ветер», «В снежки», «Метание валенка», «Догони валенок», «Бег в валенках», «Сбей кеглю валенком», «Во дворе метет пурга».
Работа с родителями:
Ознакомление родителей с проектом.
Подбор иллюстраций, книг для совместного и самостоятельного рассматривания.
Просмотр мультфильмов вместе с детьми.
Творческие рисунки для выставки «Чудесное превращение валенка».
Творческие работы для выставки «Чехол – валенок для мобильного телефона».
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ
Выставка творческой совместной деятельности родителей и детей «Чудесное превращение валенка».
Выставка творческой совместной деятельности родителей и детей «Чехол – валенок для мобильного телефона».
Консультация «История возникновения валяного промысла».
Развлечение «Ай да валенки!».
Презентация проекта «Чудо – валенки».
Анализ результатов проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «ЧУДО – ВАЛЕНКИ».
Проект «Чудо – валенки» длился два месяца. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, сказок, спортивные и народные игры способствовали глубже прочувствовать народный быт. В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.