Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект ООД итоговое занятие по ознакомлению с окружающим и расширению кругозора для детей 5-го года жизни "Пруд - многоэтажный дом"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект ООД (итоговое занятие)по ознакомлению с окружающим и расширению кругозора для детей 5-го года жизни

Тема: «Пруд – многоэтажный дом».Цель: формирование представлений о водоеме (пруд) как экосистеме.Дата проведения: август 2019 года.Место проведения: смотровая площадка около пруда на участке для прогулок группы.Педагоги: Черняева С. Н.(воспитатель), Пашко Е.С. (воспитатель), Комиссарова О.В. (учитель-логопед)Задачи:

Виды задач

Интеграция образовательных областей

Формирование УУД

1.Обучающие

1.1 закрепить представление детей о жизни обитателей пресного водоема (рыбы, земноводные, водоплавающие птицы, насекомые, растения);

1.2 продолжать формировать у детей представления о том, что пруд- это сообщество водных и наземных представителей флоры и фауны;

1.3 продолжатьучить конкретным способам исследования природного объекта;

1.4 закрепить знание норм и правил поведения людей рядом с водоемом;

1.5 расширить представления детей о значении воды в жизни человека, экологических проблемах, связанных с ее загрязнением;1.6 формировать основы экологической культуры.

1.7 учить устанавливать причинно-следственные связи,формулировать выводы.

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

2.Развивающие

2.1 развивать логическое мышление, память, воображение;

2.2 развивать исследовательские навыки в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций;

2.3 развивать познавательную активность, кругозор;

2.4 развивать связную речь;

2.5 развивать физические качества

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательные (логические) УУД:-анализ-способен к выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Познавательные (логические) УУД:-устанавливает причинно-следственные связи-выстраивает логическую цепь рассуждений

Познавательные (общеучебные) УУД:-находит и выделяет необходимую информацию

Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД:

-полно и точно выражает свои мысли

Познавательные (общеучебные) УУД:

-выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

3.Воспитательные

3.1 воспитывать экологическое сознание;

3.2 воспитывать желание работать в коллективе;

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД:

-соотносит собственные поступки с принятыми морально-этическими принципами

Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД:

-интегрируется в группу сверстников

-позитивно относится к процессу учебного сотрудничества

Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД:

-проявляет внимательное и доброжелательное отношение к людям

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы:

* В. Степанов «Кувшинка;

* Ю. Мориц «Кувшинка»;

* С.Ос «Кувшинки»;

* Л. Пантелеев «Две лягушки»;

* Н.А. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

2.Экскурсия к естественному водоему (пруд) в парке Победы г. Ярославль;3. Настольно-печатные игры:*«Зоологическое лото»* «Ботаническое лото»*«Можно-нельзя»* «Угадай по контуру»4. Сюжетно-ролевые игры:* «Поход»*«Пикник»5.Освоение материала в рамках лексических тем:* «Пресноводные рыбы»* «Насекомые»* «Птицы»6. Подвижные игры «Караси и щуки», «Удочка», «Рыбки», «Серая уточка», «Ручейки и озера». 7.Физкультурные минутки «На дне», «Речка» и др.

Виды детской деятельности в ходе ООД:

1. Игровая

2. Двигательная

3. Коммуникативная

4. Познавательно-исследовательская

5. Продуктивная6. Восприятие художественной литературы

Оборудование:

1. стол;2. обруч (5 шт);3. совок;4. мешок для мусора.

Демонстрационный материал:

1.план-схема «Пруд как экосистема»;2. запрещающий и разрешающий экологические знаки;

3. утка (муляж);4. гнездо утки;

5. кувшинка (муляж);

6. рогоз;

7. лягушка (муляж);8. плакат «Следы животных и птиц».

Раздаточный материал:1. картинки рыб;

2. картинки жизненного цикла лягушки (4 шт);3. картинки насекомых;4. салфетка бумажная (по кол-ву детей);5. картинки для составления пищевых цепочек;6. сюжетные картинки «Человек и пруд».

План ООД

этап ООД

продолжительность этапа

задачи

метод

форма орг-ции детей

ход ООД

1.организационный

2 мин

-

групповая

Дети располагаются на смотровой площадке около водоема – рукотворный пруд.

2.мотивационный

2 мин

словесный

групповая

Звучит «хор» звуков, шорохов и голосов обитателей водоема.

На нашем участке расположился живописный водоем. Как он называется? Чем он отличается от реки, моря? Пруд – дом для многих живых существ и растений, которым необходима пресная вода и которые связаны друг с другом.Дети, чей он дом? Это мы сегодня и вспомним.

3.игровая деятельность

25 мин

1.1

2.3

3.2

1.1

2.1

1.1

2.1

2.4

игровой

игровой

словесный

индивидуальная

групповая

индивидуальная

Дети называют представителей данного уголка живой природы и составляют его план-схему.

1 этаж. Подводные жители: рачки, личинки, мелкие и крупные рыбы. В воде пруда живет много разных рачков и личинок (воспитатель показывает картинку с их изображением), которыми питаются мелкие и крупные пресноводные рыбы. Как узнать, какие рыбы обитают в пруду?

Д/и «Рыбалка»Цель: закрепление названий пресноводных рыб и особенностей их внешнего вида.

Игровой материал: удочки,картинки рыб.Правила игры:рыбак ловит рыбу, называет ее и отпускает снова в пруд.2 этаж. Земноводные: лягушка.

В природе существуют животные, которые прекрасно себя чувствуют и в воде, и на суше. Как они называются?

Д/и «Разложи по порядку»Цель: закрепление последовательности жизненного цикла лягушки.Игровой материал: картинки с изображением икринки, головастика, лягушки.Правила игры: ребенок раскладывает картинки в соответствии с жизненным циклом лягушки.3 этаж. Насекомые: комары, стрекозы, водомерки.

Над поверхностью воды пруда и на ней можно встретить живых существ, у которых шесть лап! Как они называются?

Д/и «Загадки-отгадки»Цель: уточнение особенностей жизни насекомых.

1.1

2.5

3.2

игровой (соревнование)

групповая

(по 3 чел)

*Собой тонок, голосом звонок, летит - пищит, сядет – молчит. (Комар)

*В воде родится, а воды боится.(Стрекоза)

* На поверхности воды летом обитает,

Под корой без суеты,

Зиму коротает.

Ход ее длиннющих ног –

Водной глади мерка.

Кто б скользить еще так мог?

Только …(водомерка)

4 этаж. Водные растения: кувшинка.

Есть растения, которые живут только в воде! Одно из них – кувшинка. Чем особенна кувшинка?

Сейчас мы с вами превратимся в стрекоз и поиграем в игру.П/и «Не зевай-цветок свой занимай!»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, воспитание дружелюбия.Игровой материал: обручи.Правила игры: под звуки полета стрекозы дети бегают вокруг обручей, разложенных на площадке. С наступлением тишины дети, объединившись в тройки, должны занять обручи – «приземлиться на кувшинку». Игра повторяется несколько раз, обручей каждый раз становится на 1 меньше.Побеждает последняя тройка игроков.

1.1

1.3

2.2

2.4

1.1

2.3

2.4

1.2

1.7

2.1

2.4

1.4

2.3

2.4

3.1

1.5

1.6

2.1

3.1

практический

наглядный

игровой

словесный

практический

индивидуальная

индивидуальная

групповая

групповая

индивидуальная

5 этаж. Влаголюбивые растения: камыш, ива, рогоз, осока.

Растениям для жизни необходимо разное количество воды в почве. Рядом с водоемами располагаются травы, кустарники и деревья, которым нужна влажная почва. Давайте определим, какая почва на берегу нашего пруда?Опыт «Определение влажности почвы».Ход: ребенок в бумажную салфетку помещает небольшое количество почвы и сжимает ее в ладони.

Предполагаемый вывод: если салфетка намокла, значит почва влажная. И наоборот.

6 этаж. Водоплавающие птицы: утка, цапля…

Водоплавающие птицы приспособлены к жизни в водоеме. У них на лапках имеются перепонки. Рассмотрите внимательно на плакате следы животных и птиц и определите след утки.

Как связаны обитатели водно-прибрежной зоны друг с другом?

Обитатели водно-прибрежной зоны тесно связаны друг с другом: если исчезнут одни живые существа, вскоре исчезнут и другие.Д/и «Пищевая цепочка»Цель: формирование представлений о пищевых связях обитателей водно-прибрежной зоны.Игровой материал: картинки с изображением обитателей пруда.Правила игры: дети рассматривают картинки с изображением обитателей пруда и составляют из них пищевые цепочки (например:мелкие рачки-карась-цапля, комар-лягушка-цапля и др.)

Беседа «Нужен ли пруд человеку?»Цель: уточнение представлений детей о значении пруда (пресного водоема) в жизни человека.Наглядный материал-сюжетные картинки:

*рыбалка*охота*полив садовых и огородных растений*источник питьевой воды готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище.

*мытье городских улиц и машин

*работа фабрик и заводов

Подумайте и скажите, кому еще необходима пресная вода?

Как надо беречь пруд?

Грязный пруд постепенно превращается в болото, в нем меняется вся жизнь. Пруд нельзя засорять: бросать мусор в воду или оставлять его на берегу!Р/и «Умные знаки»

Цель: закрепление правил поведения в природе (у водоема).

Игровой материал: разрешающий и запрещающий знаки, значки-картинки с вариантами поведения человека в природе. Правила игры: выбранный значок ребенок размещает на разрешающем или запрещающем знаках, объясняет свой выбор.

4.рефлексия

6 мин

словесный

индивидуальная

индивидуальная

Воспитатель обращает внимание детей на план-схему «Пруд как экосистема», который они составляли на занятии.

Вопросы:1.Что вам понравилось на занятии больше всего?2.Что было трудно?3.О чем вы расскажите другу, родителям?4.Хотите ли вы еще раз пойти на экскурсию к пруду?

Релаксация «Возле пруда»

Вы расположились возле нашего пруда. Чудесный день, мягкая травка. Вода в пруду чистая и прозрачная. Вокруг тихо и спокойно, только слышен плеск воды и шелест ветра. Вода из пруда обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг. Все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Пруд погладил…(называю имя ребенка) и… (называю имя ребенка) погладил. Это пруд благодарит вас за вашу доброту. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь пруду.

Литература.

1.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2016.

2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области