Конспект ООД (итоговое занятие)по ознакомлению с окружающим и расширению кругозора для детей 5-го года жизни
Тема: «Пруд – многоэтажный дом».Цель: формирование представлений о водоеме (пруд) как экосистеме.Дата проведения: август 2019 года.Место проведения: смотровая площадка около пруда на участке для прогулок группы.Педагоги: Черняева С. Н.(воспитатель), Пашко Е.С. (воспитатель), Комиссарова О.В. (учитель-логопед)Задачи:
Виды задач | Интеграция образовательных областей | Формирование УУД |
1.Обучающие 1.1 закрепить представление детей о жизни обитателей пресного водоема (рыбы, земноводные, водоплавающие птицы, насекомые, растения); 1.2 продолжать формировать у детей представления о том, что пруд- это сообщество водных и наземных представителей флоры и фауны; 1.3 продолжатьучить конкретным способам исследования природного объекта; 1.4 закрепить знание норм и правил поведения людей рядом с водоемом; 1.5 расширить представления детей о значении воды в жизни человека, экологических проблемах, связанных с ее загрязнением;1.6 формировать основы экологической культуры. 1.7 учить устанавливать причинно-следственные связи,формулировать выводы. | Познавательное развитие Познавательное развитие Познавательное развитие Познавательное развитие Познавательное развитие Познавательное развитие Познавательное развитие | |
2.Развивающие 2.1 развивать логическое мышление, память, воображение; 2.2 развивать исследовательские навыки в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций; 2.3 развивать познавательную активность, кругозор; 2.4 развивать связную речь; 2.5 развивать физические качества | Познавательное развитие Познавательное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Познавательные (логические) УУД:-анализ-способен к выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Познавательные (логические) УУД:-устанавливает причинно-следственные связи-выстраивает логическую цепь рассуждений Познавательные (общеучебные) УУД:-находит и выделяет необходимую информацию Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: -полно и точно выражает свои мысли Познавательные (общеучебные) УУД: -выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий |
3.Воспитательные 3.1 воспитывать экологическое сознание; 3.2 воспитывать желание работать в коллективе; | Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие | Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД: -соотносит собственные поступки с принятыми морально-этическими принципами Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: -интегрируется в группу сверстников -позитивно относится к процессу учебного сотрудничества Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД: -проявляет внимательное и доброжелательное отношение к людям |
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы:
* В. Степанов «Кувшинка;
* Ю. Мориц «Кувшинка»;
* С.Ос «Кувшинки»;
* Л. Пантелеев «Две лягушки»;
* Н.А. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
2.Экскурсия к естественному водоему (пруд) в парке Победы г. Ярославль;3. Настольно-печатные игры:*«Зоологическое лото»* «Ботаническое лото»*«Можно-нельзя»* «Угадай по контуру»4. Сюжетно-ролевые игры:* «Поход»*«Пикник»5.Освоение материала в рамках лексических тем:* «Пресноводные рыбы»* «Насекомые»* «Птицы»6. Подвижные игры «Караси и щуки», «Удочка», «Рыбки», «Серая уточка», «Ручейки и озера». 7.Физкультурные минутки «На дне», «Речка» и др.
Виды детской деятельности в ходе ООД:
1. Игровая
2. Двигательная
3. Коммуникативная
4. Познавательно-исследовательская
5. Продуктивная6. Восприятие художественной литературы
Оборудование:
1. стол;2. обруч (5 шт);3. совок;4. мешок для мусора.
Демонстрационный материал:
1.план-схема «Пруд как экосистема»;2. запрещающий и разрешающий экологические знаки;
3. утка (муляж);4. гнездо утки;
5. кувшинка (муляж);
6. рогоз;
7. лягушка (муляж);8. плакат «Следы животных и птиц».
Раздаточный материал:1. картинки рыб;
2. картинки жизненного цикла лягушки (4 шт);3. картинки насекомых;4. салфетка бумажная (по кол-ву детей);5. картинки для составления пищевых цепочек;6. сюжетные картинки «Человек и пруд».
План ООД
этап ООД | продолжительность этапа | задачи | метод | форма орг-ции детей | ход ООД |
1.организационный | 2 мин | - | групповая | Дети располагаются на смотровой площадке около водоема – рукотворный пруд. | |
2.мотивационный | 2 мин | словесный | групповая | Звучит «хор» звуков, шорохов и голосов обитателей водоема. На нашем участке расположился живописный водоем. Как он называется? Чем он отличается от реки, моря? Пруд – дом для многих живых существ и растений, которым необходима пресная вода и которые связаны друг с другом.Дети, чей он дом? Это мы сегодня и вспомним. | |
3.игровая деятельность | 25 мин | 1.1 2.3 3.2 1.1 2.1 1.1 2.1 2.4 | игровой игровой словесный | индивидуальная групповая индивидуальная | Дети называют представителей данного уголка живой природы и составляют его план-схему. 1 этаж. Подводные жители: рачки, личинки, мелкие и крупные рыбы. В воде пруда живет много разных рачков и личинок (воспитатель показывает картинку с их изображением), которыми питаются мелкие и крупные пресноводные рыбы. Как узнать, какие рыбы обитают в пруду? Д/и «Рыбалка»Цель: закрепление названий пресноводных рыб и особенностей их внешнего вида. Игровой материал: удочки,картинки рыб.Правила игры:рыбак ловит рыбу, называет ее и отпускает снова в пруд.2 этаж. Земноводные: лягушка. В природе существуют животные, которые прекрасно себя чувствуют и в воде, и на суше. Как они называются? Д/и «Разложи по порядку»Цель: закрепление последовательности жизненного цикла лягушки.Игровой материал: картинки с изображением икринки, головастика, лягушки.Правила игры: ребенок раскладывает картинки в соответствии с жизненным циклом лягушки.3 этаж. Насекомые: комары, стрекозы, водомерки. Над поверхностью воды пруда и на ней можно встретить живых существ, у которых шесть лап! Как они называются? Д/и «Загадки-отгадки»Цель: уточнение особенностей жизни насекомых. |
1.1 2.5 3.2 | игровой (соревнование) | групповая (по 3 чел) | *Собой тонок, голосом звонок, летит - пищит, сядет – молчит. (Комар) *В воде родится, а воды боится.(Стрекоза) * На поверхности воды летом обитает, Под корой без суеты, Зиму коротает. Ход ее длиннющих ног – Водной глади мерка. Кто б скользить еще так мог? Только …(водомерка) 4 этаж. Водные растения: кувшинка. Есть растения, которые живут только в воде! Одно из них – кувшинка. Чем особенна кувшинка? Сейчас мы с вами превратимся в стрекоз и поиграем в игру.П/и «Не зевай-цветок свой занимай!» Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, воспитание дружелюбия.Игровой материал: обручи.Правила игры: под звуки полета стрекозы дети бегают вокруг обручей, разложенных на площадке. С наступлением тишины дети, объединившись в тройки, должны занять обручи – «приземлиться на кувшинку». Игра повторяется несколько раз, обручей каждый раз становится на 1 меньше.Побеждает последняя тройка игроков. |
1.1 1.3 2.2 2.4 1.1 2.3 2.4 1.2 1.7 2.1 2.4 1.4 2.3 2.4 3.1 1.5 1.6 2.1 3.1 | практический наглядный игровой словесный практический | индивидуальная индивидуальная групповая групповая индивидуальная | 5 этаж. Влаголюбивые растения: камыш, ива, рогоз, осока. Растениям для жизни необходимо разное количество воды в почве. Рядом с водоемами располагаются травы, кустарники и деревья, которым нужна влажная почва. Давайте определим, какая почва на берегу нашего пруда?Опыт «Определение влажности почвы».Ход: ребенок в бумажную салфетку помещает небольшое количество почвы и сжимает ее в ладони. Предполагаемый вывод: если салфетка намокла, значит почва влажная. И наоборот. 6 этаж. Водоплавающие птицы: утка, цапля… Водоплавающие птицы приспособлены к жизни в водоеме. У них на лапках имеются перепонки. Рассмотрите внимательно на плакате следы животных и птиц и определите след утки. Как связаны обитатели водно-прибрежной зоны друг с другом? Обитатели водно-прибрежной зоны тесно связаны друг с другом: если исчезнут одни живые существа, вскоре исчезнут и другие.Д/и «Пищевая цепочка»Цель: формирование представлений о пищевых связях обитателей водно-прибрежной зоны.Игровой материал: картинки с изображением обитателей пруда.Правила игры: дети рассматривают картинки с изображением обитателей пруда и составляют из них пищевые цепочки (например:мелкие рачки-карась-цапля, комар-лягушка-цапля и др.) Беседа «Нужен ли пруд человеку?»Цель: уточнение представлений детей о значении пруда (пресного водоема) в жизни человека.Наглядный материал-сюжетные картинки: *рыбалка*охота*полив садовых и огородных растений*источник питьевой воды готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. *мытье городских улиц и машин *работа фабрик и заводов Подумайте и скажите, кому еще необходима пресная вода? Как надо беречь пруд? Грязный пруд постепенно превращается в болото, в нем меняется вся жизнь. Пруд нельзя засорять: бросать мусор в воду или оставлять его на берегу!Р/и «Умные знаки» Цель: закрепление правил поведения в природе (у водоема). Игровой материал: разрешающий и запрещающий знаки, значки-картинки с вариантами поведения человека в природе. Правила игры: выбранный значок ребенок размещает на разрешающем или запрещающем знаках, объясняет свой выбор. | ||
4.рефлексия | 6 мин | словесный | индивидуальная индивидуальная | Воспитатель обращает внимание детей на план-схему «Пруд как экосистема», который они составляли на занятии. Вопросы:1.Что вам понравилось на занятии больше всего?2.Что было трудно?3.О чем вы расскажите другу, родителям?4.Хотите ли вы еще раз пойти на экскурсию к пруду? Релаксация «Возле пруда» Вы расположились возле нашего пруда. Чудесный день, мягкая травка. Вода в пруду чистая и прозрачная. Вокруг тихо и спокойно, только слышен плеск воды и шелест ветра. Вода из пруда обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг. Все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Пруд погладил…(называю имя ребенка) и… (называю имя ребенка) погладил. Это пруд благодарит вас за вашу доброту. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь пруду. |
Литература.
1.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2016.
2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.