Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 350 Дзержинского района Волгограда»
Мастер - класс
"Диск «здоровье» - гимнастика в детском саду и дома"
Подготовила:
инструктор по физической культуре
МОУ детского сада № 350
Ткачева Виктория Юрьевна
Волгоград
Мастер - класс
"Диск «здоровье» - гимнастика в детском саду и дома"
Автор: инструктор по физической культуре Ткачева Виктория Юрьевна
Участники: педагоги, специалисты ДОУ.
.
Цель:
представление педагогического опыта работы по применению диска «здоровье», как одного из средств укрепления опорно-двигательного аппарата в практической деятельности инструктора по физической культуре.
Задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- показать возможности применения диска «здоровье», как одного из средств укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста;
- распространить актуальный педагогический опыт.
Оборудование:
Диски «здоровье»; музыкальное сопровождение.
Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения мастер – класса участники смогут познакомиться и овладеть методикой использования диска «здоровье», повысить свою профессиональную компетентность в развитии физических способностей дошкольников, обменяться опытом, задать вопросы друг другу и ведущему.
План проведения мастер класса.
I. Актуальность
II. Практическая часть мастер-класса
III. Рефлексия
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Ткачева Виктория Юрьевна, я занимаю должность инструктора по физической культуре в Детском саду №350. Прежде чем начать свой мастер- класс, я попрошу вас выбрать флажок. Если вы пришли просто из любопытства – возьмите флажок голубого цвета, если вы болельщик – возьмите флажок желтого цвета, если вы пришли узнать что – то новое – возьмите флажок красного цвета. Спасибо.
Девизом моей работы с детьми являются слова Василия Александровича Сухомлинского: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого».
Актуальность
В настоящее время перед дошкольным учреждением остро стоит вопрос о совершенствовании работы по укреплению здоровья, развитию движений. Необходимы, новые подходы к содержанию физкультурных занятий, которые будут способствовать повышению уровня здоровья современных дошкольников. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ни одна оздоровительная работа без участия родителей не будет эффективной.
Все мы знаем, что такое диск «здоровье». Диск «здоровье» - состоит из двух плоскостей, взаимно перемещающихся на оси. Оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, положительно влияет на вестибулярный аппарат. Одна сторона диска оснащена пупырчатой поверхностью, что дает возможность проводить массаж, самомассаж, обеспечивает тактильную стимуляцию, воздействует на нервные окончания, способствует притоку крови, стимулирует кровообращение, способствует профилактике плоскостопия.
Целью работы с детьми, является использование диска «здоровье», как одного из средств укрепления опорно-двигательного аппарата; воспитание интереса к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни.
Задачи:
- способствовать гармоничному развитию и совершенствованию природных двигательных качеств.
- продолжать прививать любовь к занятиям физкультурой и спорту, развивать ловкость и координацию, умение работать в парах с родителями.
- осуществлять преемственность в физическом воспитании детей между детским садом и семьей.
Диск «здоровье» – это удобный и доступный способ быть всегда в форме. С помощью снаряда можно выполнять как классические упражнения для талии (повороты), так и разнообразные, способствующие укреплению всех групп мышц упражнения. Заниматься на тренажере «здоровья» могут и взрослые, и дети старшего дошкольного возраста.
Занятия на диске «здоровье» укрепляют мышцы-стабилизаторы, которые редко задействованы при выполнении обычных упражнений. Выполняя даже несложные на первый взгляд движения, ребенку приходится, удерживая равновесие, задействовать практически все мышцы, даже самые мелкие, что способствует гармоничному физическому развитию тела. Упражнения на диске укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают осанку, развивают гибкость, благодаря этому ребенок лучше ощущает свое тело, у него хорошо развивается координация
Благодаря использованию на занятиях дисков «здоровье» ребенок лучше ощущает свое тело в пространстве, у него хорошо развивается координация.
Начинать занятия необходимо с самых простых упражнений – научиться вставать на диск и сходить с него. Это позволит ребенку понять и ощутить свое тело в пространстве, познакомиться с новым снарядом. Когда придет уверенность в своих силах, когда баланс будет удерживать проще, можно будет добавлять любые упражнения, которые выполняются и без диска «здоровье». Однако несложные и на первый взгляд привычные упражнения на диске «здоровье» превратятся в нечто новое, и не всегда легко выполнимое. Это позволит инструктору разнообразить и усложнить привычные упражнения, задействовать при работе практически все группы мышцы, в том числе те, которые не включаются в работу при выполнении простых упражнений на гимнастическом коврике.
Диск «здоровье» можно использовать:
Для выполнения упражнений в парах
Для выполнения упражнений индивидуально
Для групповых упражнений
Диски могут использоваться: в разминке; в основной части НОД при построении полосы препятствия, сенсорной дорожки, в процессе выполнения игровых упражнений.
Такой напольный тренажер пригодится людям, которые ведут малоактивный, преимущественно сидячий образ жизни. Помимо его использования в активных играх и занятиях, его можно применять для динамического сидения. Так диск, расположенный на стуле, при сидении на полу, дает возможность держать спину в правильном положении без особого усилия и контроля, расправляя грудь и плечи, снимая нагрузку с позвоночника в сидячем положении, формируя правильную осанку. Сидение называется динамическим, так как провоцирует незначительные движения в области позвоночника, обеспечивая естественную работу межпозвоночных дисков, что весьма важно для нормального функционирования позвоночника.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Физическое развитие».
Практическая часть мастер – класса:
Я работаю с детьми от второй младшей до подготовительной группы. Использую диски «здоровье» в своей работе второй год. Мне, как инструктору по физической культуре, очень хочется, чтобы мои занятия физкультурой были у детей нашего детского сада любимыми. Сегодня познакомлю вас с методикой использования диска «здоровье».
- Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? (Нет или да)
Пришли вы учиться,
Иль сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последний вопрос, ответьте, друзья
Активными будете? (Нет или да)
Большое спасибо и так начнем нашу работу.
Уважаемые коллеги, я попрошу выйти желающих поучаствовать в мастер-классе.
Для начала нам необходимо встать в круг.
Мой мастер класс состоит из 3 частей:
В первой части я познакомлю вас с упражнениями, которые можно использовать в утренней гимнастике и включать в общеразвивающие упражнения в НОД. Для этого мы с вами сделаем разминку в двух вариантах .
1 ЧАСТЬ
Стих – импровизация – разминка
Раз, два три четыре пять, начинаем мы играть
На минуточку представим, что зверятами мы стали
Девочки и мальчики прыгаем, как зайчики (прыжки вокруг дисков)
Покажите-ка ребята, как ходит мишка косолапый (ходить на внешней стороне стопы вокруг диска)
Вот болото. Мы ребята прыгаем, как лягушата (выпрыгивают из седа, вверх с дисками в руках)
Мы болото оглядим и как цапля постоим (руки вверх с дисками)
Теперь к речке подойдем и как рыбка поплывем (встать на диск ладонями, крутить диск руками, изображая рыбку)
Мы выходим на дорожку, видим ласковую кошку (встать коленями на диск, руками на пол, скручивание ногами)
И девчонки и мальчишки все - веселые мартышки (на руках и ногах пробежать вокруг дисков)
А вот ежик, весь в колючках. Как пыхтит ежонок-злючка? (положить диск себе на спину, стоя на руках и коленях и пропыхтеть как ежик)
Льва представьте поскорей помните: он царь зверей! (сесть на ноги и порычать как лев)
Кто же дальше? Это слон, тяжело ступает он (грузно шагаем вокруг дисков)
Бабочками мы порхаем и забот совсем не знаем (сесть на диск и поворачиваться вокруг себя, руки в стороны)
Запасы делает хомяк. А щеки надувает как? (встать взять в руки диск и надуть щеки)
Не устали? Все в порядке? Поскакали как лошадки (по кругу друг за другом галопом с дисками в руках)
Посмотрите-ка на льдине симпатичные пингвины (остановиться встать на диск оттопырить ладошки и покрутиться вправо влево)
Теперь руки поднимите и змею изобразите (стоя на диске полуприсесть и встать со сложенными ладошками)
Как из мультика енот улыбнитесь во весь рот! (стоя на диске руки развести в стороны и улыбнуться)
Мы ребята молодцы, хлопаем все от души!!! (хлопают)
-ОРУ
1 скручивать диск ладонями в противоположных направлениях
2 упор на коленях одна ладонь на полу вторая на диске, скручивание, затем поменять руки
3 упор на коленях обе руки на диске, повороты влево, вправо
4 упор руками на полу, колени на диске, скручивание, вилять хвостом
5 стоя ноги на полу наклон руками ладонями на диск, скручивания
6 сидя на диске повороты вокруг себя руки на колени, шаг приставить
7 сидя на диске упор сзади, поднимать ноги и переводить над полом из одной стороны в другую
И так мы подошли ко второй части – познакомимся с комплексом упражнений, которые возможно использовать в основной части НОД - это работа в парах. Ее можно использовать в совместных упражнениях ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-родитель, а так же в индивидуальной работе с детьми. Именно эти задания я использовала на открытом мероприятии с родителями, и в дальнейшем давала в качестве рекомендации для занятий дома в семье. Ни одна оздоровительная работа без участия родителей не будет эффективной.
2 ЧАСТЬ
1 работа в паре встать на диски напротив друг друга, взяться за руки и скручиваться в одну и в другую стороны
2 встать одному на два диска, второй стоит – напротив, держит за руки, скручивать ногами внутрь и наружу, затем поменяться местами
3 то - же, но скручивать ноги одновременно обе вправо и влево
4 стать на колени на диски, парами держась за руки. Сгибание одноименных рук с поворотами на диске.
5 сидя на диске, друг против друга парами, правая нога согнута в колене стоит на полу, левая выпрямлена, руки сзади в упоре на диске. Касаясь стопами ног, друг друга, сгибать и разгибать в колене поочередно правые и левые ноги с поворотами на дисках (велосипед)
Третья часть мастер-класса посвящена возможностям использования диска здоровья в игровой деятельности НОД и дома.
3 ЧАСТЬ
Подвижная игра «Затейники»
«Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так…»
(повторяют за затейником движения на дисках)
Подвижная игра «Веселая карусель»
«Мы катались на качелях,
А теперь на карусели.
По - началу еле-еле,
А потом, потом, потом
Все быстрее и бегом. (сидя на дисках, крутятся в одну сторону)
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите. (останавливаются)
Снова, снова еле-еле (сидя на дисках, крутятся в другую сторону)
В путь пустились карусели,
А потом опять по кругу
Подгоняли мы друг друга.
Не спешите, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра. (останавливаются)
Рефлексия
В конце мастер-класса я хотела, чтобы вы вернулись к флажкам, выбранным вначале встречи со мной. У кого флажки желтого цвета – поднимите их. Вы пришли сюда просто как болельщики, каково сейчас ваше впечатление, изменилось ли отношение к теме мастер-класса? Теперь поднимите флажки голубого цвета, вы пришли сюда просто из любопытства, каково сейчас ваше впечатление? Ну и в заключении поднимите флажки красного цвета, что же скажите вы, узнали ли вы что-то новое об использовании дисков здоровья, каково сейчас ваше впечатление?
Наше мероприятие подошло к концу. Мне с вами было хорошо, надеюсь, и вам со мной тоже!
Используемая литература
Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка.- М.: Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с.
Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.- 112 с.
Бушнева И.М. и др. Педагогические советы /авт.-сост. И.М. Бушнева [др.].-Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.
Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
.