Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей, именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя, не знакомый и удивительный окружающий мир. Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором много для него пока недосягаемо в силу его возрастных особенностей.
Изобразительная деятельность – деятельность, где ребенок творит сам, и чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче будет проявляться художественные способности ребенка, а овладение большим числом разнообразных изобразительных техник позволит обогащать и развивать его внутренний мир. Рисование является одним из интересных и удивительных занятий для детей дошкольного возраста.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Особый интерес у детей вызывают творческие работы с использованием нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав авторские работы, разные материалы, а также передовой опыт ,накопленный на современном этапе отечественных и зарубежных педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов рисования с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Несомненным достоинством таких техник является усовершенствованное их использование.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата и раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности.
Дети очень любят рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, рисовать мыльными пузырями, листьями, тычком, листом капусты и получать забавный рисунок.
На своих занятиях, я предлагаю детям использовать необычные инструменты для рисования: свеча, пробка от бутылки, трубочка, зубная щетка, восковые мелки.
У детей в процессе занятий по нетрадиционной техники рисования, формируется интерес к своей работе, развивается внимание, мелкая моторика рук, воспитывает аккуратность. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительные эмоции, вызывает радость, снимает страх перед процессом рисования.
Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях не наблюдается.
Именно по этому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, т.к они открывают большие возможности. В рамках кружковой работы дети не ограничены в возможностях выразить в рисунке свои мысли, чувства, переживания, настроения.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картину, а ладошка может превратится в голубого слоненка, а картошка и яблоко могут сделать необычные узоры.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.