Исследовательско-творческий проект
«Исторические уголки города Тюмени»
для детей 6-7 лет
Автор проекта:
воспитатель подготовительной группы
Ефименко Галина Александровна
Тюмень 2020
Уголок Тюмени стародавней. Покосились расписные ставни. Тротуар дощатый и крапива У ворот хозяйкой горделивой. Тишина здесь сочная, густая. В колыбели ветра - птичья стая.
Избяного кружева узоры Притерпелись к любопытным взорам. А вдали над редкими дымами Троицкий вознесся куполами, И светло любуется, и важно Затюменкою одноэтажной, Где усердно долгими веками Точит время придорожный камень...
Антонина Маркова.
Актуальность:
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется и сто вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют роль, в становлении личности патриота.
В нашей группе у детей уже имеется небольшой запас знаний о Тюмени, но мы хотим показать детям историческую часть нашего города, откуда он начал свое развитие. Чтобы дети вместе с родителями увидели, как гармонично уживаются современные фасады зданий и дома, находящиеся под охраной государства и имеющие неповторимый облик деревянной резьбы.
Информационная карта
Название проекта | «Исторические уголки города Тюмени» |
Направление проекта | Исследовательско-творческий |
Вид проекта | Краткосрочный |
Исполнители проекта | Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители |
Длительность проекта | Две недели |
Проект «Исторические уголки города Тюмени»
Проблемный вопрос:
Дети мало знают об исторической части города Тюмени.
Цель проекта: Расширение знаний детей об исторической части родного города.
Задачи:
Для детей
Развивать познавательный интерес детей к изучению родного города.
Формировать представления детей о городе Тюмени.
Обогатить знания детей об архитектурных сооружениях исторической части родного города.
Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться и беречь его.
Пробуждать чувство любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Для родителей
Оказать помощь детям в поиске информации по теме проекта, по изготовлению макетов домов для обще группового макета.
Осуществлять помощь воспитателю в создании предметно-развивающей среды в группе по теме проекта.
Подобрать детям стихи о городе Тюмени.
Оказать помощь воспитателю по организации экскурсий в историческую часть города Тюмени, в музей «Дом Машарова».
Методы проекта:
Наглядные:
- Рассматривание иллюстраций (картинок, открыток, фотографий).
Практические:
- Продуктивная деятельность, конструктивно-модальная деятельность, игры (самостоятельные и коллективные), рисование, лепка, аппликация.
Словесные:
- разучивание стихотворений, чтение произведений о Тюмени, беседы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты
Сформировать у детей начальные представления о родном городе, об архитектурных сооружениях исторической части города.
Умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
Практическая часть проекта
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Изучение методической литературы.
Подбор игр и оборудования, планирование работы с детьми, родителями.
Беседа-консультация с родителями на тему: «Какие памятные места города Тюмени они посетили» с показом видеофильма «Великая Тюмень».
II. Основной этап
Работа с детьми и родителями по плану проекта «Исторические уголки города Тюмени».
III. Заключительный этап
Оформление результатов работы:
Создание фотогазеты «Исторические уголки города Тюмени»
Посещение музея «Дом Машарова».
Викторина «Исторические уголки города Тюмени».
Создание макета «Милые сердцу уголки Тюмени».
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Исторические уголки города Тюмени»
№ п/п | Мероприятия | Цель | Ответственные |
1. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | воспитатель, родители |
2. | Консультация для родителей по реализации проекта | Просвещать родителей по данной теме | воспитатель |
3. | Подбор и изготовление наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Исторические уголки города Тюмени» | воспитатель, родители |
1 день | |||
4. | Экскурсия в историческую часть города Тюмени. | Познакомить детей и родителей с архитектурой исторической части города Тюмени | воспитатель, родители |
Игровая Ситуация «Мы едем по городу Тюмени» Сюжетно-ролевая игра «Водитель», «Экскурсия» | Развивать у детей в играх умение самостоятельно решать поставленную задачу | воспитатель | |
Рассматривание фотографий, картинок, открыток, о родном городе. | Объяснить детям, что любой населенный пункт неповторим и имеет свои исторические места. Дать детям представление о том, чем славен наш город. | воспитатель, родители | |
Работа с родителями: сбор наглядного материала о г. Тюмени. | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | воспитатель, родители | |
2 день | |||
5. | Конструирование «Дома старого города» | Учить детей видеть в геометрических фигурах конкретные объекты действительности или их элементы, конструировать из готовых деталей (кругов, овалов, квадратов, прямоугольников) изображения тематических объектов и объединять их в композицию "Дома старого города", используя изобразительные средства выразительности; воспитывать интерес к окружающему, развивать наблюдательность, закреплять умение работать в коллективе. | воспитатель |
Беседа на тему: «Расскажи о старинных улицах нашего города, где та побывал с родителями». | Вызвать интерес к старинным улицам города, желание узнавать новое, углублять и расширять знания. | воспитатель | |
Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять…» | Совершенствовать координацию руки и глаза, развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. | воспитатель | |
Составление творческого рассказа «Моя улица» | Привлечь внимание детей к объектам, которые находятся рядом: кинотеатр, школа, почта, больница, аптека и т.п, дети рассказывают о их социальном значении, указать, что это все создано для удобства людей. | воспитатель | |
Чтение художественной литературы о Тюмени «Тюмень-это нефть, Тюмень-это газ», «С днем родного города тебя я поздравляю», «Тюмень»-автор Лучия, Немиров Мирослав: «Большая Тюменская энциклопедия» | Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство. | воспитатель | |
Работа с родителями: предложить найти стихотворения о городе Тюмени». | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | родители | |
3 день | |||
Разучивание песни о родном городе Тюмени. | Вызвать интерес в разучивании песни. Патриотическое воспитание. | воспитатель, родители | |
Рисование «Украшение наличника по мотивам тюменской резьбы по дереву» | Пробуждать у детей интерес к архитектуре родного края, в частности, к оконной резьбе. | воспитатель | |
Подвижное упражнение: «Люблю по улицам гулять». | Упражнять детей в выполнении движений в соответствии с текстом | воспитатель | |
Работа с родителями: предложить изготовить книжки-малышки на тему: «Дома на старинных улицах нашего города» | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | воспитатель, родители | |
4 день | |||
Аппликация «Украшение надвратной доски» | Формирование у детей интереса к архитектуре родного края. | воспитатель | |
Физкультминутка: «Мы по улице идём». | Упражнять детей в согласовании движений с текстом | воспитатель | |
Рисование на тему: «Тюменские дымники» | Познакомить детей с техникой рисования «граттаж» | воспитатель | |
Просмотр презентации: «Тюменские деревянные дома» | Вызвать интерес к старинной архитектуре родного города. | воспитатель | |
5 день | |||
Изготовление макета «Милые сердцу уголки Тюмени» (Работа детей совместно с родителями) | Приобщать родителей к изготовлению макетов деревянных домов с красивыми наличниками. Воспитание у детей любви к родному городу. | воспитатель, родители | |
Экскурсия в музей «Дом Машарова» | Воспитание интереса у детей к истории родного города. Углублять и расширять знания детей | воспитатель, родители | |
Слушание песен о Тюмени. | Воспитание чувства гордости и любви к родному городу | воспитатель |
Список использованной литературы.
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ Тюмень: Учитель, 2007. – 203с.
4. И. Захаров "Дорогие мои земляки".
5. «Третье рождение Тюмени» (диск) 6. Л.В. Костина, С.В. Горявина «Жемчужинка» парциальная региональная программа.