Значительная роль воспитателей детских дошкольных учреждений

роль воспитателя в детском саду

Согласно изменившимся социально-политическим условиям пересмотрены старые педагогические подходы, методы и технологии, внедряются новые способы обучения и воспитания, а роль воспитателя в детском саду по ФГОС стала считаться одним их самых важных факторов формирования личности воспитанника. 

Федеральный образовательный стандарт предъявляет повышенные требования к профессиональным и личным качествам воспитателя ДОУ. Это находит отражение как в его профессиональной деятельности, так и необходимости ведения целого ряда документов, позволяющих мониторить и анализировать эффективность его деятельности.

Обязанности воспитателя по ФГОС

Согласно требованиям профессионального педагогического стандарта воспитатель детского образовательного учреждения должен обладать следующими качествами, знаниями и умениями:

  • Знание специфических особенностей дошкольного образования и работы с детьми этого возраста.
  • Знание общих закономерностей формирования и развития ребенка в дошкольном возрасте и умение применять эти знания на практике.
  • Умение организовывать важнейшие виды деятельности в работе детских дошкольных учреждений, создание соответствующей атмосферы, формирование интереса у воспитанников к обучению и воспитанию, создание условий для самостоятельной и совместной детской деятельности.
  • Теоретические знания и практические умения в применении методик развития детей дошкольного возраста.
  • Планирование, осуществление и анализ образовательной деятельности согласно требованиям ФГОС.
  • Использование мониторинга для корректировки и дальнейшего планирования деятельности с учетом особенностей детей разных возрастов.
  • Применение на практике рекомендаций и советов профильных специалистов – психологов, дефектологов, логопедов, медиков и так далее – в воспитании и обучении детей со сложностями в восприятии учебной программы или имеющих отклонения в развитии, особые потребности.
  • Создание комфортной и безопасной среды для обучения и воспитания детей, обеспечение их безопасного нахождения в группе детского сада.
  • Использование методик психолого-педагогического мониторинга и анализа для улучшения качества собственной работы.
  • Владение ИКТ, позволяющими улучшить качество обучения и помогающими в саморазвитии и самообразования педагогического состава ДОУ.

Ответственное отношение и любовь к детям – вот основа отличного качества работы воспитателя детского сада.

Требования, предъявляемые к личности воспитателя ДОУ

требования к личности воспитателя

К педагогам и воспитателям детского сада предъявляют следующие требования:

  • Высокий уровень профессионализма.
  • Стремление к совершенствованию и развитию.
  • Наличие эмпатии, умение сочувствовать, сопереживать, понимать детей.
  • Понимание не только физических, но и психологических особенностей развития и поведение детей дошкольного возраста.
  • Высокие личные качества: тактичность, воспитанность, вежливость, внимательность, доброжелательность, позволяющие воспитателю найти общий язык с воспитанниками.
  • Оптимистичный настрой.
  • Способность к педагогической рефлексии.
  • Использование передовых, современных технологий в своей работе.
  • Мобильность, отсутствие косности мышления, гибкость ума.
  • Наличие определенных талантов: умения рисовать, лепить, шить, вышивать, мастерить, декламировать стихи, петь, танцевать и так далее.

Обаяние, харизматичность позволят воспитателю привлечь внимание детей, сделать для них обучение и воспитание в детском саду праздником, а не нудной «обязаловкой».

Способы повышения роли и влияния воспитателя в детском саду

Профессиональный стандарт предъявляет особые требования к компетентности воспитателя. Это означает, что именно высокий уровень компетентности является одним из основных требований ФГОС. 

Чтобы работать согласно стандарту, педагогам и воспитателям детских дошкольных учебных заведений необходимо задействовать целую систему подготовки и самообучения, самообразования. Она включает в себя следующие пункты:

  • Участие в педагогических советах.
  • Проведение открытых уроков и мастер-классов по профессиональному мастерству.
  • Проработка профильной, тематической литературы.
  • Прохождение курсов и семинаров.
  • Участие в педагогических конференциях.
  • Освоение новых методик, технологий, принципов обучения и воспитания.

Требования ФГОС включают в себя полную перестройку старой системы образования, отказ от устаревших методик, которые не могут применяться в современном обществе, морально устарели или просто не соответствуют реалиям нашей жизни. Очень важно всем педагогам и воспитателям понять важность и необходимость таких перемен, потому что они обусловлены не формальными требованиями, а радикальными изменениями в социальной жизни современного общества.

Работа с детьми с отклонениями в развитии и физическими проблемами

работа с детьми с отклонениями в развитии

Посещают детские сады не только физически и психически здоровые дети. Для малышей с серьезными отклонениями имеются специализированные детские учреждения, а дети с мелкими проблемами могут посещать профильные группы в ДОУ. 

Наличие сложностей с развитием ребенка предъявляет к воспитателю особые требования. Они касаются не только его личных качеств и профессиональных способностей. Ему необходимо иметь знания из смежных профессий, например, из медицины, психологии, физиологии младшего возраста, специфических направлений педагогики, связанных с работой с детьми с отклонениями в развитии, врожденными или приобретенными дефектами. Стакиваться придется с детьми слабовидящими, плохо слышащими, с нарушениями речи, гиперактивными, умственно неразвитыми. Это налагает особые обязательства на воспитателя, требует от него не только профильных и педагогических знаний, но еще и высокого уровня эмпатии. Если же в детском саду есть ребенок аутист, роль воспитателя и его качеств становится особенно важной. 

Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями, в обязательном порядке должны владеть не только педагогическими знаниями, но и более узкими профессиональными навыками, связанными со спецификой своей деятельности. В первую очередь это касается особенностей развития детей разных возрастов, а также специфических черт, присущих воспитанникам с различными нарушениями и отклонениями в психофизиологическом развитии.

От педагогических сотрудников детских садов требуется в первую очередь любить своих воспитанников вне зависимости от их психических и физических особенностей. Это главное условие их успешной профессиональной деятельности наряду с знаниями и умениями по специальности.

 





Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.08.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.