Первые уроки жизни ребенок получает в своей семье, но впоследствии на его формирование как личности влияют все люди, с которыми ему приходится контактировать. Особенно сильное воздействие оказывают значимые для формирования характера люди – воспитатели, педагоги, друзья, представители близкого окружения. Именно поэтому на плечи педагогического состава ДОУ ложится огромная ответственность. Представителям воспитателей и педагогов предстоит не просто воспитывать и обучать детей, но и формировать их личность. При этом расценивается роль воспитателя в жизни ребенка как одна из самых важных. Это связано с тем, что первый незнакомый взрослый, с которым ребенку приходится иметь дело вне своей семьи – это воспитатель детского сада. От его способностей, умения, личных качеств во многом зависит характер будущего взрослого, его развитие, стремления, умения, навыки, поведение и другие свойства.
Требования современной педагогики к воспитателям детского сада
Согласно последним требованиям педагогической науки отношение к воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях кардинально меняется. Раньше считалось, что детей нужно воспитывать в системе наказаний и ограничений, что детство – всего лишь стартовая ступень на пути к полноценной взрослой жизни. Сейчас мнение радикально поменялось. Была признана самоценность детства, его важность для формирования и развития личности человека, роль взрослых в ее формировании. Также изменилось отношение к принципам воспитания. Сейчас считают, что наказания должны быть исключением, а воспитывать детей необходимо исключительно доброжелательностью, поддерживая похвалой все, даже самые незначительные достижения. Стимулирование такого рода дает более быстрый и заметный результат, чем постоянное одергивание и указание на недостатки. При этом отсутствие ущемления личности положительно сказывается на самооценке воспитанника, приводя к его гармоничному развитию, формированию правильной самооценки, отсутствию негативных черт характера и поведения.
Роль воспитателя в жизни дошкольников очень велика и важна, потому что именно талант и способности этого человека могут превратить детство в не «подготовку к будущему», а в самостоятельный счастливый период жизни ребенка.
Влияние воспитателя группы на ребенка
Роль личных качеств воспитателя в процессе формирования личности ребенка, в его развитии невозможно переоценить. Грубый, жестокий, невоспитанный человек, который ни во что не ставит личность ребенка, не считает нужным вести себя с ним как с ровней с учетом его возраста, может нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью воспитанника. Таких людей нельзя допускать к работе с детьми.
При выборе профессии каждый человек, планирующий в дальнейшем работать с дошкольниками, должен самостоятельно ответить себе, а готов ли он на самом деле связать свое будущее с воспитанием детей с разными характерами, происхождением, национальностью, привычками и особенностями. Главное условие для успешной работы воспитателем – это безусловная любовь к детям, готовность развиваться и изменяться, умение видеть в своих воспитанниках личности, понимание интересов детей. Таких воспитателей помнят всю жизнь, часто приходя к ним в гости уже во взрослом возрасте.
Цель каждого работника детского сада сделать так, чтобы ребенок вспоминал время, проведенное в детском саду, как самый лучший период своей жизни, помнил своего воспитателя и был ему благодарен.
Помощник воспитателя и воздействие на воспитанников ДОУ
На формирование личности влияют не только воспитатели группы, но и другие сотрудники детского сада, воздействующие на его воспитание не непосредственно, а опосредованно. В первую очередь это касается роли младшего воспитателя в детском саду.
Этот сотрудник ДОУ не работает с детьми напрямую, но также как и воспитатель группы является образцом для подражания. Такой работник обеспечивает детям максимальный комфорт и безопасность, следя за их питанием и гигиеной, помогая в простых бытовых вопросах, одевая и обувая, сервируя стол и подавая пищу.
При контактах с младшим воспитателем воспитанники получают важнейшую информацию и навыки поведения в быту, например, обучаются правильно пользоваться столовыми приборами, накрывать на стол, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и делать многое другое. Конечно, такие навыки им прививают и дома, но постоянное, изо дня в день повторение однообразных действий только способствует их закреплению и формированию привычки.
Огромное значение имеет и внешний вид, и поведение младшего воспитателя. Дети, особенно совсем маленькие, старательно копируют все черты близких к ним взрослых. Все это вольно или невольно откладывается в памяти и становится со временем привычкой, поэтому накладывает высокую ответственность не только на воспитателей группы, но и на младшего воспитателя, помощника. Для него также важно лояльно и с любовью относиться к детям, выглядеть аккуратно и собрано, действовать профессионально. Быть образцом для подражания всегда сложно, но такова профессия воспитателя вне зависимости от занимаемой должности и ранга.
Роль воспитателя в жизни воспитанника детского дома
Когда ребенок попадает в детский дом, воспитатели фактически заменяют ему семью. Особенно важно правильное поведение воспитателей для детей младшего возраста. От того, насколько грамотно и правильно будет себя вести взрослый, зависит грядущая жизнь такого ребенка. У него нет семьи, члены которой смогут дать ему основные знания, подарить любовь и привязанность, обучить элементарным вещам.
Именно воспитатели детского дома могут поделиться своим душевным теплом с детьми, осиротевшими или оставшимися без попечения родителей. Работать в детском доме сложно в первую очередь психологически, но это благородный и востребованный труд. Каждый педагог в детдоме должен обладать набором уникальных свойств и профессиональных умений, помогающих обездоленным детям стать настоящими, полноценными членами общества.