Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок "Закрепление понятия "средства музыкальной выразительности" на начальном этапе обучения игре на фортепиано".

Цель урока закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений. Задачи урока Образовательные - закрепить изученные теоретические знания штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика, -продолжить формирование практических навыков игра штрихами legato, staccato работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе Развивающие - развитие слуха, - координация движений, -активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие - воспитывать любовь к музыке, - воспитывать эстетический вкус, -воспитывать усидчивость, собранность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Суземская детская школа искусств »

Открытый урок

Тема урока: «Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.»

Преподаватель: Афанаскина Т.Н.

п.г.т. Суземка

2019 год.

Тема урока:

«Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие:

- развитие слуха,

- координация движений,

-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке,

- воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование: фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет А.Хачатуряна .

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

- работа над гаммой

Репертуарный план урока:

1. Гамма Соль мажор

2.Сперонтес «Менуэт»

3. Л.Моцарт «Бурре»

4.А.Хачатурян «Скакалка»

5.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

6.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)

7. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)

План урока:

1.Организационный момент

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

2.Разминка.

Упражнение«Радуга»

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

- Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение«Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1        1    2       2       1        1     3        3

 1        1   4       4       1        1      5       5            

1        1    2       2       1         1         3

1        1    4       4       1         1         5

Пальчиковая игра: « Волшебный платок»

Педагог:

У меня живет проглот – Весь платок он скушал, вот!Сразу стало у проглотаБрюшко, как у бегемота!Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее проверяем знание ученицей гаммы “Соль мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3. Работа с музыкальным материалом.

- Настя, какое произведение сейчас исполнишь?

- Менуэт.

- А что такое «менуэт»?

- Танец.

- Верно. Это старинный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах. Менуэт парный танец. Посмотри на репродукцию гравюры «Менуэт при дворе Людовика XIV». Какие красивые дамы и кавалеры. Они одеты в нарядные, пышные платья. Кавалеры в кудрявых париках, на них камзолы, расшитые золотом. Они склонились в почтительном поклоне перед своими дамами. Дамы все прекрасны и восхитительны, пышные юбки и корсеты, стягивающие талию. не позволяют им бегать и прыгать, поэтому движения их плавные, грациозные, они тоже склонились в реверансе. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро.

Давай попробуем сыграть «Менуэт», как-будто мы находимся в том великолепном дворце и играем для самого короля. А вокруг нас придворные, которые будут танцевать под твою музыку!

Ученица исполняет произведение

- Как ты думаешь, композитору удалось передать образ танцующих пар? С помощью каких музыкальных средств выразительности?

- Как-будто правая рука – это дама, а левая кавалер.

- Верно. Ход в 4 такте в левой руке (Т, D,Т) очень напоминает грациозный поклон. Темп умеренный. Музыка похожа на диалог, сначала их движения совместны, затем настойчиво вступает кавалер, посмотри, в 5 такте f и акценты, будто он что-то спрашивает у дамы, а та ему отвечает со свойственной даме скромностью: ее партия звучит на diminuendo. Еще раз вопрос-ответ, и вот они уже снова танцуют вместе. Ходы в правой руке с опеванием ступеней очень напоминают повороты.

Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.

Физкультминутка.

В XVIII веке очень был распространен язык жестов. Даже не общаясь друг с другом словами, люди могли договориться о чем-то, танцуя или обмениваясь взглядами.

Поэтому мы и физкультминутку проведем сегодня, как-будто мы придворные дамы! У Надежды Коган есть такое шуточное стихотворение:

Как заклинание из сказки,

Я помню это с детских лет:

Взгляд в угол, на нос, на предмет,

Вот так и надо строить глазки.

Вам скажут древние старушки:

Оружия сильнее нет.

Взгляд – в угол, на нос, на предмет –

И был сражен Дантес и Пушкин.

Давай и мы «постреляем» глазками! А в роли «предмета» у нас выступит игрушечный медвежонок.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, на нос, перед собой).

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

- Настя, как называется твое следующее произведение?

- Бурре.

- А ты знаешь, что такое бурре?

- Да. Так называется старинный французский народный танец.

- Правильно, бурре (от фр. bourrée, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции (нагорная провинция Овернь и Верхняя Луара) и вскоре бытовал практически как общефранцузский, то есть уже не имел чёткого районного распространения. В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда с острым, часто даже синкопированным ритмом (что отчасти сближало его с жигой).

Исполнение пьесы ученицей.

- А какой композитор написал данное произведение?

- Леопольд Моцарт.

- Леопольд? Я не ослышалась? Может быть Вольфганг Амадей?

- Нет, Леопольд, это папа маленького Моцарта.

- Верно, Леопольд Моцарт, австрийский скрипач, композитор и музыкант, отец и учитель великого Вольфганга Амадея Моцарта. (Показать портрет композитора).

- Какое настроение у произведения?

- Веселое, радостное.

- Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

- Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «бурре»?

(Ответ ученицы).

Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.

Исполнение произведения А.Хачатуряна «Скакалка».

-Что хочется делать под эту музыку? Я сейчас буду перечислять, а ты назови мне правильные ответы: спать, мечтать, прыгать, плясать, петь, маршировать, бегать, скакать?

-Скачет, скачет Галочка на своей скакалочке

Об асфальт скакалка бьётся, Галя весело смеётся:

Я скакалочкой верчу, всех на свете обскачу!

-Настя, исполни еще раз это произведение как в этом стихотворениии.

Хачатурян Арам Ильич

24 мая (6 июня) 1903, Тифлис, - 1 мая 1978, Москва

Армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963). Один из крупнейших деятелей армянской музыки XX века.

.Педагог показывает портрет композитора, рассказывает о жизни и творчестве.

4. Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с  использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

- Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

«Зайчик»

«Медведь»

«Лебеди»

«Слон»

5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание: 

- Закрепление пьес «Менуэт» , «Бурре», «Скакалка»

- Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

- На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области