Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Лесовичок"

Воспитание гуманной , социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе. Углубить и расширить знания по экологии. Сформировать навыки экологисчески-грамотного и безопасного поведения в быту и природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗДВИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЗДВИНСКОГО РАЙОНА

Рассмотрено

на заседании педагогического Совета

МКОУ ДО ДДТ

« »______20__года

Протокол №________

Утверждена

приказом от «___»___20__года №___

директора МКОУ ДО ДДТ

____________Комарова Г.Ю.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Лесовичок»

(базовый уровень)

возраст учащихся 9-13 лет

срок реализации программы 1 год

Автор-составитель программы:

Бессонова Татьяна Григорьевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Здвинск 2020

Содержание

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»……………………2стр.

Пояснительная записка……………………………………………………...…..2стр.

Цель и задачи программы……………………………………………………….4стр.

Содержание программы…………………………………………………….…...4стр.

Планируемый результат……………………………………………….…………8стр.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»……………….9стр.

Календарный учебный график………………………(Приложение №1)………

Условия реализации программы……………………………………………….9стр.

Формы аттестации………………………………………………………………9стр.

Оценочные материалы………………………………………………………….10стр.

Методические материалы………………………………………………………10стр.

Список литературы…………………………………………………………..…13стр.

Приложения……………………………………………………………………….

Иные компоненты программы…………………………………………………

Раздел№1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Лесовичок» естественнонаучной направленности.

Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. В настоящее время большинство детей и взрослых безответственно относятся к природе (вырубаются леса, несанкционированно образуют свалки).

В силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого и эстетического потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая решать задачи творческого развития личности.

Актуальность изучаемой программы обусловлена тем, что подрастающее поколение формирует свои мнения и отношение к экологии практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и интернету. Но, к сожалению средства СМИ, не всегда верно отражают настоящую картину происходящего на планете и они не направлены на воспитание уважительного отношения к природе, а лишь дают информацию о происходящем. Жители нашего села, особенно дети, отдалились от природной среды. Вот почему экология – один из насущных предметов преподавания. Нужно пробудить интерес детей к изучению и углублению знаний по экологии растений, животных и применения их в творческих работах. При этом, будучи ориентирована на детей, программа позволяет заложить основы экологических знаний, опираясь на которые они смогут развить свой дальнейший интерес, обращаясь к другим источникам информации.

В процессе занятия дети являются непосредственными создателями удивительного, заслуживающих высокую оценку творческих работ из самых доступных материалов, зачастую непригодных уже вещей, давая им вторую жизнь.

Отличительные особенности авторской образовательной программы дополнительного образования детей «Лесовичок» состоит в том, что она являет собой синтез декоративно-прикладного творчества и естественнонаучного направления деятельности. Смысл программы состоит во внедрении экологической практики посредством декоративно прикладного творчества. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме, составление экологических коллажей из старых книг и журналов, вырезание растений и животных из бумаги и составление гербария. Введение в программу элементов исследовательской деятельности дети, позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать детям учиться, направлять их познавательную деятельность. Такая работа помогает детям самостоятельно конструировать свои знания, формирует умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Предлагаемая программа ни в коей мере не повторяет курс естествознания или природоведения для начальной школы, а даёт дополнительные знания, расширяет кругозор обучающихся в данной области.

Адресат программы

Предполагаемый состав групп - постоянный.

Содержание программы кружка «Лесовичок"ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей и рассчитана на среднее возрастное звено (3-7 классы) в учреждении дополнительного образования.

Возраст детей – 9-13 лет.

Условия приема детей - дети зачисляются по желанию, на добровольной основе, интересующиеся данной проблемой по экологии.

Количество детей в учебной группе составляет, согласно Уставу учреждения, 9 – 12 человек. Занятия проводятся в учебном кабинете № 14

Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.

Психолого-педагогические особенности детей младшего и среднего школьного возраста.

Средняя возрастная группа (9-13лет):

9-13 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.

Стремление подростков овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости, компетентности и полноценности.

Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Объем программы. Дополнительная образовательная программа «Лесовичок» (базового уровня) рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 216 часов в год. Реализация программы не требует специально оборудованного помещения, занятия могут проводиться как в обычном кабинете, так и непосредственно в природной и сельской среде через экскурсии, практические работы.

Формы обучения. Программа реализуется по очной форме обучения.

Занятия проводятся со всей группой.

Особенности организации учебного процесса.

Занятия проводятся в одновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на протяжении всего срока обучения. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических работ по программе.

Программа базового уровня.

Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий, практическую деятельность обучающихся.

Теоретические занятия проводятся в виде бесед, дискуссий, просмотров видеофильмов, презентаций. Основой изучения теоретических занятий является раскрытие понятий среды, экологических факторов и их взаимодействия, а также влияние самих организмов на среду; обобщение взаимосвязи организмов, их влияние друг на друга, что позволяет подойти к рассмотрению этих аспектов на уровне популяций, т. е. совокупности особей одного вида.

Практическая деятельность ориентирует обучающихся на самостоятельное изучение охраны окружающей среды на территории своего района. Работа с природными материалами, подготовка к конкурсам, изготовление поделок с бросового материала, включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин.

Режим занятий: расписание занятий организуются в течение первой учебной недели.

Установленная недельная учебная нагрузка первого года обучения – 6 академических часа;

Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут.

Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 5 мин.

Обучению на подготовительном курсе отведено 216 учебных часа в году. Группа занимается два раза в неделю по 3 часа.

Цель и задачи программы

Цель программы: Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.

Задачи:

Личностные:

сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и природе;

расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

познакомить детей с окружающим растительным животным миром, ролью растений и животных в жизни людей, их взаимосвязи.

познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного и бросового материала.

Метапредметные:

развитие эмоционально доброжелательного отношения к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Образовательные (предметные):

познакомить с основными способами проведения и оформления исследовательских и проектных работ;

вовлечь обучающихся в практическую природоохранную деятельность;

обучить правилам поведения в природе;

познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного и бросового материала;

обучить детей технологии сбора и сушки гербария.

Содержание программы

Учебно-тематический план

№п./п.

Название темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теоретические занятия

практические занятия

Вводное занятие

2

2

Игра на знакомство

Наука экология везде.

6

2

4

наблюдение

Ботаника наука о растениях и их разнообразии.

11

4

7

Наблюдение, практическая работа, игра «овощи фрукты, витаминные продукты»

История развития цветковых растений

10

4

6

наблюдение, фотовыставка, игра «загадки о природе»

Солнце, воздух и вода.

15

2

13

Эксперимент «влияние солнца на прорастание семян и на рост растений», наблюдение, игры.

Натуралистическая работа

25

4

21

Проект растение на подоконнике выращивание в горшочках из семян цветов. Наблюдение, ведение дневника природы, эксперимент с хлорофитумом. игра

Зоология как наука о животных

18

4

14

Составление памятки по уходу за животными, тест «птицы, рыбы, звери», наблюдение

Мир животных для любознательных

10

2

8

Игра «Отгадай редкое животное и растение», наблюдение, оценка рефератов.

Мир леса (работа с природным материалом)

26

2

24

Выставка, наблюдение

Мир кожи

10

2

8

Выставка

Удивительная береста

20

2

18

выставка

Картины в стиле флористики

20

4

16

Выставка, тест «цветы»

Творческая мастерская (поделки из разного материала)

25

2

23

Выставка,

Выставки, праздники, экскурсии, общественно - полезный труд

16

16

выставка

Заключительное занятие

2

2

Тест «знание техник безопасности, при работе с различными материалами и инструментами»

всего часов:

216

38

178

Вводное занятие.

Теоретическая часть: Цели, задачи, содержание программы обучения. Правила внутреннего распорядка. Оснащение кабинета. Правила техники безопасности и личной гигиены. Экскурсия по Дому Детского Творчества.

Практическая часть: игра на знакомство.

Экология всюду.

Теоретическая часть: Что такое экология? Отличие живой природы от неживой. Явления неживой природы в разное время года. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Практическая часть: Наблюдения за температурой воздуха (измерение температуры воздуха при помощи термометров, оформление результатов с занесением в таблицу, подведение итогов наблюдения за температурой воздуха в разное время суток). Дневник наблюдений за погодой (см. Приложение №3). Правила поведения в природе (составление памятки). Экологические знаки. Экскурсия в природу: «Природа вокруг нас». Экологическая игра: «В союзе с природой».

Контроль: наблюдение.

Ботаника наука о растениях и их разнообразии.

Теоретическая часть: Ботаника-наука о растениях. Многообразие растительного мира нашей планеты: леса, степи, пустыни, луга, водоемы, субтропики. Знакомство с определителями растений.  Космическая роль растений на земле.

Практическая часть: Экскурсия «жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы»,  экскурсия «Водные растения », сбор листьев, для определения видов деревьев и кустарников.  Экскурсия « Растения луга». Как определять травы в природе? (работа с определителем). Экологическая игра «Овощи и фрукты, витаминные продукты». Просмотр презентаций (многообразие растений). Практическая работа (проращивание семян цветковых растений).

Контроль: наблюдение, игра «Овощи фрукты, витаминные продукты».

История развития цветковых растений.

Теоретическая часть: История появления на планете покрытосеменных или цветковых растений. Символика цветов. Легенды о цветах.

Практическая часть: Занимательные и познавательные игры о растениях. Экскурсия «Видовое разнообразие деревьев и кустарников леса на территории образовательного учреждения. Экологическая игра «Загадки в природе на каждом шагу». Просмотр фильма «Появление жизни на планете Земля», составление коллажа «цветы», зарисовка, сушка листьев. Фотовыставка «мои любимые цветы».

Контроль: наблюдение, фотовыставка. Игра «Загадки в природе на каждом шагу».

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Теоретическая часть: беседа о пользе и вреде солнца, воды и воздуха, правила поведения на открытом воздухе. Солнце, как источник тепла и света для животных и растений. Вода ,ее значение для живой и неживой природы. Воздух, как источник жизни.

Практическая часть: эксперимент Путешествие за капелькой воды. Рисуем плакат «круговорот воды в природе», игра «Воздух, земля, вода». Эксперимент «проращивание семян в различных условиях». Загадки о природе.

Контроль: эксперимент, наблюдение. Игры.

Натуралистическая работа.  

Теоретическая часть: Наблюдения за растениями дикорастущими, комнатными, садовыми и овощными, наблюдение за домашними и дикими животными. Дневники наблюдений и ведение записей в них. Знакомство с литературой, журналами, рассказами натуралистов.

Практическая работа: Составление рассказов, заметок юного натуралиста. Ведение дневника наблюдений. Эксперимент с растением хлорофитумом - влияние на него света, темноты и полива). Экскурсия в природу (наблюдение за фенологическими изменениями). Экологическая игра: «В мире птиц».

Контроль: наблюдение, ведение дневника природы, эксперимент, игра «в мире птиц».

Зоология как наука о животных.

Теоретическая часть: что такое зоология. Многообразие животного мира. Дикие и домашние животные. Животные и птицы с. Здвинск. Расширяем знания о птицах, о местах их обитания и гнездования. Животные живого уголка. Техника безопасности по уходу за животными в живом уголке и дома.

Практическая работа: просмотр презентации «эволюция животных», просмотр фильма «Рыбы», презентация «Морские чудовища». Оформление коллажа (птицы леса, птицы гор, домашние птицы), просмотр презентации «многообразие птиц». Тест «птицы, рыбы, звери». Составление коллажа «зоопарк». Вырезание животных в технике вытынанка (силуэтное вырезание). Составление памятки по уходу за животными.

Контроль: наблюдение, тестовая работа.

Мир животных для любознательных.

Теоретическая часть: Маленькие тайны в большом мире животных. Час занимательной зоологии о необычных животных.  Животные-хамелеоны; альбиносы. Привычки и повадки  известных животных. Рекорды в животном мире.

Практическая часть: Практическая работа. Подготовка информации, сообщения, реферата «интересные, необычные животные». «Тайны животного мира». Экологическая игра – викторина «Уши, лапы, хвост». Просмотр презентации «рекорды в животном мире».

Контроль: наблюдение, оценка рефератов

Мир леса (работа с природным материалом).

Теоретическая часть: Методы сбора природного материала, беседа о природе родного края. Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Технология изготовления поделок из шишек, веток, семян. Правила подбора материала. Личная гигиена при работе с природным материалом. Инструменты. Правила безопасности труда. Практическая часть: экскурсия в парк для сбора листьев, трав, цветов и др., изготовление поделок по теме: звери, птицы, рыбы, цветы; по образцу, по замыслу, выполнение творческой работы.

Контроль: наблюдение, выставка работ.

Мир кожи.

Теоретическая часть: кожа как материал, для изготовления поделок. Методы обработки кожи. Техника безопасности при работе с кожей.

Практическая часть: изготовление поделок из кожи.

Контроль: выставка работ.

Удивительная береста.

Теоретическая часть: береста, как материал для поделок, методы обработки бересты, инструменты для работы, инструктаж.

Практическая часть: изготовление панно из бересты, просмотр презентации «техника работы с берестой», расслаивание бересты, подготовка наглядного плаката «состав бересты», рисунок «символ России».

Контроль: выставка

Картины в стиле флористики.

Теоретическая часть: флористика, как наука, основные правила флористики. Флористические техники. Правила ухода за цветами (живыми, сухими).

Практическая часть: сбор и сушка цветов, семян, изготовление панно, картин в технике «Ошибана», коллективная работа над картиной. Составление памятки по уходу за цветами. Тест «Цветы»

Контроль: тестирование, выставка.

Творческая мастерская (поделки из разного материала).

Теоретическая часть: Постановка целей и задач. Определение темы работы. Совместное обсуждение выбора материала и плана работы. Знакомство с технологией изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Практическая часть: изготовление поделок из бросового материала. Самостоятельная творческая работа детей.

Контроль: выставка работ.

Выставки, праздники, экскурсии, общественно - полезный труд.

Теоретическая часть: инструктаж.

Практическая часть: участие в праздниках, выставках, экскурсиях. Проведение дней именинника, досуговая деятельность.

Контроль: выставки, экскурсии.

Заключительное занятие.

Теоретическая часть: Подведение итогов учебного года. Беседа «Чему мы научились».

Контроль: опрос, итоговый тест на знание техник безопасности при работе с различными материалами и технологиями сбора природного материала.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и природе;

расширены знания по зоологии, дети ознакомлены с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

дети ознакомлены с окружающим растительным животным миром, ролью растений и животных в жизни людей, их взаимосвязи.

знакомы с технологией изготовления поделок из природного и бросового материала.

Метапредметные результаты:

развиты эмоционально доброжелательные отношения к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

развито умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

развито умение и навыки правильного взаимодействия с природой.

Образовательные (предметные) результаты:

обучающиеся познакомлены с основными способами проведения и оформления исследовательских и проектных работ;

обучающиеся вовлечены в практическую природоохранную деятельность;

обучены правилам поведения в природе;

познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного и бросового материала;

обучены технологии сбора и сушки гербария.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

(см. Приложение №1)

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования учебного помещения: учебный кабинет 12 кв.м.; одно окно, наличие вентиляции, стены покрашены акрилом; 5 учебных столов, 10 стульев, 1 шкаф для хранения расходных материалов и методического фонда, стол педагога, стул педагога, компьютер.

Перечень материалов, необходимых для занятий: ватманы, ножницы, кисти, линейки, карандаши простые, зубочистки, фломастеры, цветные карандаши, бумага белая А-4, бумага цветная офисная, резаки, краски акварельные, гуашь, баночки для воды, клеевой пистолет, шило, коврики для резки бумаги, дневники наблюдений, ручки, семена растений, земля, песок, чернозем, пластик, клей ПВА, природный материал, цветная бумага, цветы засушенные, шерсть, картон, ткань, макароны.

Наглядные пособия: натуральные живые пособия – комнатные растения; гербарии; изобразительные наглядные пособия – таблицы; схемы, картинки. Раздаточный материал для практических работ включает: гербарии, семена и плоды растений, сухие цветы.

Информационное обеспечение

Наличие презентаций на дисковых носителях, программ и игровых методичек.

2.3 Формы аттестации

Текущий контроль:

Тест в начале обучения и в конце года по программе»Лесовичок».

Проектирование «проращивание семян», по теме: натуралистическая работа.

Тест «птицы, рыбы, звери», по теме: зоология как наука о животных.

Тест «цветы», по теме: картины в стиле флористики

Тест на знание техник безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практические работы

выставка

творческие работы

Промежуточная аттестация:

индивидуальные карты учёта ЗУН

Итоговая аттестация:

индивидуальные карты учета освоения ЗУНов

участие в конкурсах и фестивалях районного, областного, регионального уровня.

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

грамота,

готовая работа,

диплом,

дневник наблюдений,

журнал посещаемости,

материал тестирования,

перечень готовых работ,

методическая разработка,

фото,

отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики,

выставка,

готовое изделие,

защита творческих работ,

защита проекта,

конкурс,

отчет итоговый,

праздник и др.

2.4 Оценочные материалы

см. Приложение№2

тест «» на начало и конец года по программе.

Карты ЗУН (бальная система оценивания min 0 баллов, max 10 баллов)

Тест «птицы, рыбы, звери» материалы с сайта Инфоурок

Тест «цветы»

Тест на знание техник безопасности

Тесты оцениваются по баллам от 0-5 низкий уровень знаний, от 5-15 средний, от 15-30 высокий.

Практические работы оцениваются, по отзывам детей.

Проектная работа оценивается, по отзывам обучающихся, оценивается по критериям: самостоятельность, умение работать в группе, правильность ответа на заданные вопросы.

Методические материалы

Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения.

Применяются следующие методы обучения:

метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих;

метод наблюдения, помогает сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе;

объяснительно-иллюстративный метод, позволяющий наглядно рассмотреть объекты и предметы живой и неживой природы;

метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;

поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей математической обработкой и анализом;

проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность

обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности;

игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;

метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума

Методы воспитания:

Поощрения - возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную позицию.

Мотивации - стимулирование к трудовой деятельности на дальнейшую помощь природе.

Используются следующие формы учебного занятия:

учебное занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом;

учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;

учебное занятие обобщения и систематизации изученного;

учебное занятие выработки и закрепления умений и навыков;

учебное занятие проверки знаний и разбора тестовых работ;

комбинированное учебное занятие;

занятие — экскурсия;

занятие - презентация и защита проекта;

Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий, проектную деятельность и практическую деятельность обучающихся.

Теоретические занятия проводятся в виде бесед, дискуссий, просмотров видеофильмов, презентаций. Основой изучения теоретических занятий является раскрытие понятий среды, экологических факторов и их взаимодействия, а также влияние самих организмов на среду; обобщение взаимосвязи организмов, их влияние друг на друга, что позволяет подойти к рассмотрению этих аспектов на уровне популяций, т. е. совокупности особей одного вида.

Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Практическая деятельность ориентирует обучающихся на самостоятельное изучение охраны окружающей среды на территории своего района. Работа с природными материалами, подготовка к конкурсам, изготовление поделок с бросового материала.

Формы учебного занятия: экскурсия, беседа, практическое занятие, эксперимент, наблюдение, мастер-класс, составление проекта, выставка, игра, наблюдение, практическое занятие, презентация, акция, творческая мастерская, лекция, праздник и др.

Педагогические технологии:

Технология группового обучения – учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач (выращивание растений в разных условиях, пропускная способность почвы, сбор материала по группам6цветы, листья, семена.)

Технология коллективной творческой деятельности – позволяет организовать совместную деятельность педагога и детей при выполнении таких заданий как: работа по созданию коллажей, сбор и сортировка природного материала и т.д.

Игровые технологии: позволяют по средствам игры легче усваивать и осваивать материал.

Здоровьесберегающие технологии: организационно - педагогические – соблюдается личная гигиена, проветриваемое помещение, влажная уборка в помещении.

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (в группе приветствуется доброжелательное отношение, если чувствуется, что ребенок напряжен, то проводится индивидуальная беседа.)

учебно - воспитательные технологии - целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, проводятся беседы о вредных привычках, организуются физминутки.

Алгоритм учебного занятия

Структура занятий по программе «Занимательная экология» включает в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ педагога, практическую работу, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Подготовительный этап включает:

Организационную часть - подготовка детей к работе на занятии.

Основной этап включает:

Подготовительную часть – обеспечение мотивации принятия обучающимися цели учебно – познавательной деятельности.

Усвоение новых знаний и способов действий – обеспечение восприятия, осмысливания и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка изученного – установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение – обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применение.

Обобщение и систематизация знаний – формирование целостного представления знаний по теме.

Контрольный – выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий.

Итоговый этап включает:

Итоговый - анализ и оценка успешности достижения цели, определения перспективы последующей работы.

Рефлексивный – мобилизация детей на самооценку.

Дидактические материалы

Наглядные, демонстрационные и практические пособия по экологии

Тесты (см. приложение №3)

банк творческих работ на бумажных и электронных носителях

образцы изделий

сборники игр по экологии растений и животных

карточки с заданиями

фильм «Появление жизни на земле», «Рыбы» (см. приложение №3)

презентации (см. приложение №3)

раздаточные материалы (семена растений, гербарии, атласы по экологии, определитель растений и др.)

Библиотечный фонд:

учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради)

научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии); об окружающем мире (природе, труде людей).

Список литературы

Нормативные документы

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «занимательная экология» (стартовый уровень) основными нормативными документами являются следующие:

Федеральный Закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразоватеотным программам».

Устав МКОУ ДО Дом детского творчества Здвинского района.

Локальный акт «О промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МКОУ ДО ДДТ».

Список используемой литературы

Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Сценарий занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2010г.

Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004

Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2015 г.

Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Е.Ю. Сухаревская. - : «Учитель», 2003.

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Е.Ю. Сухаревская. - : «Учитель», 2003.

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. Е.Ю. Сухаревская. - : «Учитель», 2003.

Список литературы для обучающихся

Аржанухина Н.В. Искусственные и сухие цветы: методическое пособие /Н.В. Аржанухина.- М. :2000 г.

Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. Методическое пособие / Л,Б,Белецкая-М.: 2006г.

Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань / А.И. Быстрицкая. – М: Айрис пресс, 2007.-133с.

Географический атлас для детей : мир и человек/ составлен и подготовлен к печати производственным картосоставительским объединением «Картография» 2000г

Головкин Б.Н., Головкина Г.В. Составление букетов и цветочных композиций. / Б.Н.Головкин .- г.  Кировск 2006.

Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала? / Э.К. Гульянц -М.: 1999.

Дегтярёва Т. Умные поделки / Т.Дегтярева.- М. 1999.

Иванова Г.В. Подарочки для мамочки / Г.В. Иванова. - С-Петербург, 2007, 24 с.

Красноборов И.М., Ломоносова М.Н. и др.- Определитель растений Новосибирской области/ Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 2000.-492 с.

Литвиненко В. Учимся рисовать / В. Литвиненко. - М.:2000, - 160с.

Интернет ресурсы

Возрастные особенности детей.- (Электронный ресурс).- Режим доступа: (20.04.2020);

Засушенный цветок. Искусство.- (Электронный ресурс).- Режим доступа : (16.06.2020)

Удивительный мир животных.- (Электронный ресурс).- Режим доступа: (14.05.2020)

Проангиоспермы и происхождение цветковых растений.- (Электронный ресурс).- Режим доступа: (07.10.2019)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области