Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока на тему "В игрушечном царстве, в потешном государстве" .

1. Развивать интерес к изучению родного края 2. Ознакомить детей с историей Сергиево-Посадской игрушки 3. Воспитывать уважение к труду мастеров-игрушечников 4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам 5. Развивать творческие способности, мышление, речь

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МКУ ДО «Верхнехавская ДШИ»

Открытый урок по предмету: Беседа по искусству

Класс: 2-3

Тема:"В игрушечном царстве, в потешном государстве"

Преподаватель:Дыбова

Цели занятия:

Развивать интерес к изучению родного края;

Ознакомить детей с историей Сергиево-Посадской игрушки;

Воспитывать уважение к труду мастеров-игрушечников;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Развивать творческие способности, мышление, речь.

Оборудование.

Компьютер и проектор для показа слайдов, презентации и фильма.

Слайды: «Сергиев Посад», «Музей игрушки», «Матрёшка», «Богородская игрушка», «Игрушки из папье-маше», «Куклы»

Презентация по истории создания и развития игрушки.

Фильм – экскурсия по музею игрушки в Сергеевом- Пасаде.

План урока:

Орг. Момент.

Объявление темы урока, цели и задач.

История возникновения игрушек. (рассказ учителя, просмотр презентации).

Рассказ о музее игрушек в Сергеевом Пасаде и о экспонатах в нем.

Просмотр фильма – экскурсии по музею.

Беседа о бережном отношении к игрушкам.

Итог урока.

Ход урока:

2.Тема нашего урока:“В игрушечном царстве, в потешном государстве”. Посвящено оно Сергиево-Посадскому музею игрушки. А также мы узнаем как появилась игрушка и как она изменялась с годами.

3.История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ееАука.Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.Была и другая легенда. Жил в Посаде человек по имени Татыга. Он вырезал куклу из липы и продал в лавку. На куклу нашёлся покупатель. Торговец сделал заказ Татыге на деревянные резные куклы. Новое ремесло быстро переняли и другие мастера. Так начался резной игрушечный промысел. - Сейчас мы посмотрим с вами презентацию как рождались игрушки и как они изменялись с годами.

4.Рассказ о музее игрушек в Сергеевом Пасаде и о экспонатах в нем.

Раньше подмосковный Сергиев Посад называли “столицей потешного царства”. Как вы понимаете слово “потеха”? (“Потешка” - игрушка, забава, утеха). В посаде жили сотни кустарей-ремесленников, которые работали в одиночку, а чаще всей семьёй, делали игрушки на продажу. Игрушечное ремесло передавалось из поколения в поколение.

“ Вдоль крепостной стены Лавры стояли лавки торговцев игрушками ”. – В этих лавках можно было приобрести резные и расписные фигуры, выполненные из деревянных трёхгранных чурок, такие как “Барыня”, “Гусар”, лепных коней, кукол, игрушки с движением.

Показываю слайды с резными игрушками. Слайды №1

Слайды “Музей” Сейчас посмотрите на музей игрушек в Сергеевом Пассаде

Музей игрушки. В 1980 г. в историческом центре Сергиева Посада был открыт уникальный и своеобразный музей, имеющий славные и яркие художественные традиции. Мир игрушки поистине неисчерпаем. Коллекции музея обширны и позволяют создавать все новые и новые экспозиционно-выставочные проекты. Там выставлены экспозиции, не только русские игрушки, но и наряду с ней есть возможность провести экскурс в область детской культуры Востока - Японии и Китая, познакомиться с отдельными образцами игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии.

Давайте посмотрим, на игрушки, хранящихся в музеях Сергиева Посада.

Слайд “Матрёшка”. – Какая игрушка Сергиева Посада самая знаменитая? Сколько лет назад родилась матрёшка? (120 лет назад, в 1897 году).

Восемь кукол деревянных,Круглолицых и румяныхВ разноцветных сарафанах,На столе у нас живут.Всех Матрёшками зовут.Все они живут друг в дружке,А всего одна игрушка.

– Почему эта игрушка называется токарная? Разъёмная? Многоместная? Складная? (Дети объясняют, показывают.)– Почему она названа матрёшкой? (Матрёна – распространённое имя в те времена.) – Кто авторы первой матрёшки? (Токарь Василий Петрович Звёздочкин, художник Сергей Васильевич Малютин.)

Слайд “Игрушки из папье-маше”. – Как называются игрушки, сделанные из нескольких слоёв бумаги? Почему эти игрушки называются лепными? (Модели обклеивали бумагой, листы смазывали клейстером, выкладывали по форме несколько слоёв бумаги, прижимали руками, “лепили”.

Фигурку из дерева можно создать,Но можно сделать хитрее:В клее бумажный лист пропитатьИ дерево им оклеить.Мастер, чтоб детям была потеха,Бумагу снял, как скорлупки с ореха.Склеил – игрушка пришлась по душе,Такая игрушка – папье-маше.

Раньше из папье-маше были и неваляшки.

– Около Сергиева Посада есть село Богородское, где делали нераскрашенные деревянные игрушки. Работали богородские мастера дружно, всей семьёй, с поздней осени до весны, когда не было работы в поле. Они умеют делать игрушки с движением.

Посмотрим слайды с резными игрушками.

Деревья различны, как буквы в строках,Но липа – мягка и послушна.У мастера нашего в чутких рукахИз липы родится игрушка.

В ваших руках игрушка такаяСтанет подвижной, словно живая,Вот планки – подвинуть их только нужно,Тогда кузнецы заработают дружно

5. Просмотр фильма о музее в Сергеевом Пасаде.

6. Беседа о бережном отношении к игрушкам.

- Чему учат детей куклы? (Быть заботливыми мамами и папами, девочки учились шить, наряжая куклу.)

– Как нужно относиться к игрушкам? (Не бросать, не ломать, ремонтировать, убирать на место, дружно играть с товарищами).

Хороши у нас игрушки:Куклы, мишки и зверюшки.С ними весело играть,Но не надо забывать:Игрушки – не люди,

Но всё понимают,И очень не любят,Когда их ломают.Пусть игрушки дружат с нами,Обижать мы их не станем!

Итог урока.

– Зачем создаются игрушки? (Игрушки радуют, удивляют, веселят, учат).

– Почему некоторые из них хранятся в музеях? (Они представляют художественную ценность, их надо беречь.)

Адрес ссылки на фильм : https://www.youtube.com/watch?v=3x9Jw4o3xiU

https://www.youtube.com/watch?v=3x9Jw4o3xiU

МКУ ДО «Верхнехавская ДШИ»

Открытый урок по предмету: Беседа по искусству

Класс: 2-3

Тема:"В игрушечном царстве, в потешном государстве"

Преподаватель:Дыбова

Цели занятия:

Развивать интерес к изучению родного края;

Ознакомить детей с историей Сергиево-Посадской игрушки;

Воспитывать уважение к труду мастеров-игрушечников;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Развивать творческие способности, мышление, речь.

Оборудование.

Компьютер для показа слайдов, презентации и фильма.

Слайды: «Сергиев Посад», «Музей игрушки», «Матрёшка», «Богородская игрушка», «Игрушки из папье-маше», «Куклы»

Презентация по истории создания и развития игрушки.

Фильм – экскурсия по музею игрушки в Сергеевом- Пасаде.

План урока:

Орг. Момент.

Объявление темы урока, цели и задач.

История возникновения игрушек. (рассказ учителя, просмотр презентации).

Рассказ о музее игрушек в Сергеевом Пасаде и о экспонатах в нем.

Просмотр фильма – экскурсии по музею.

Беседа о бережном отношении к игрушкам.

Итог урока.

Ход урока:

2.Тема нашего урока:“В игрушечном царстве, в потешном государстве”. Посвящено оно Сергиево-Посадскому музею игрушки. А также мы узнаем как появилась игрушка и как она изменялась с годами.

3.История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ееАука.Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.Была и другая легенда. Жил в Посаде человек по имени Татыга. Он вырезал куклу из липы и продал в лавку. На куклу нашёлся покупатель. Торговец сделал заказ Татыге на деревянные резные куклы. Новое ремесло быстро переняли и другие мастера. Так начался резной игрушечный промысел. - Сейчас мы посмотрим с вами презентацию как рождались игрушки и как они изменялись с годами.

4.Рассказ о музее игрушек в Сергеевом Пасаде и о экспонатах в нем.

Раньше подмосковный Сергиев Посад называли “столицей потешного царства”. Как вы понимаете слово “потеха”? (“Потешка” - игрушка, забава, утеха). В посаде жили сотни кустарей-ремесленников, которые работали в одиночку, а чаще всей семьёй, делали игрушки на продажу. Игрушечное ремесло передавалось из поколения в поколение.

“ Вдоль крепостной стены Лавры стояли лавки торговцев игрушками ”. – В этих лавках можно было приобрести резные и расписные фигуры, выполненные из деревянных трёхгранных чурок, такие как “Барыня”, “Гусар”, лепных коней, кукол, игрушки с движением.

Показываю слайды с резными игрушками. Слайды №1

Слайды “Музей” Сейчас посмотрите на музей игрушек в Сергеевом Пассаде

Музей игрушки. В 1980 г. в историческом центре Сергиева Посада был открыт уникальный и своеобразный музей, имеющий славные и яркие художественные традиции. Мир игрушки поистине неисчерпаем. Коллекции музея обширны и позволяют создавать все новые и новые экспозиционно-выставочные проекты. Там выставлены экспозиции, не только русские игрушки, но и наряду с ней есть возможность провести экскурс в область детской культуры Востока - Японии и Китая, познакомиться с отдельными образцами игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии.

Давайте посмотрим, на игрушки, хранящихся в музеях Сергиева Посада.

Слайд “Матрёшка”. – Какая игрушка Сергиева Посада самая знаменитая? Сколько лет назад родилась матрёшка? (120 лет назад, в 1897 году).

Восемь кукол деревянных,Круглолицых и румяныхВ разноцветных сарафанах,На столе у нас живут.Всех Матрёшками зовут.Все они живут друг в дружке,А всего одна игрушка.

– Почему эта игрушка называется токарная? Разъёмная? Многоместная? Складная? (Дети объясняют, показывают.)– Почему она названа матрёшкой? (Матрёна – распространённое имя в те времена.) – Кто авторы первой матрёшки? (Токарь Василий Петрович Звёздочкин, художник Сергей Васильевич Малютин.)

Слайд “Игрушки из папье-маше”. – Как называются игрушки, сделанные из нескольких слоёв бумаги? Почему эти игрушки называются лепными? (Модели обклеивали бумагой, листы смазывали клейстером, выкладывали по форме несколько слоёв бумаги, прижимали руками, “лепили”.

Фигурку из дерева можно создать,Но можно сделать хитрее:В клее бумажный лист пропитатьИ дерево им оклеить.Мастер, чтоб детям была потеха,Бумагу снял, как скорлупки с ореха.Склеил – игрушка пришлась по душе,Такая игрушка – папье-маше.

Раньше из папье-маше были и неваляшки.

– Около Сергиева Посада есть село Богородское, где делали нераскрашенные деревянные игрушки. Работали богородские мастера дружно, всей семьёй, с поздней осени до весны, когда не было работы в поле. Они умеют делать игрушки с движением.

Посмотрим слайды с резными игрушками.

Деревья различны, как буквы в строках,Но липа – мягка и послушна.У мастера нашего в чутких рукахИз липы родится игрушка.

В ваших руках игрушка такаяСтанет подвижной, словно живая,Вот планки – подвинуть их только нужно,Тогда кузнецы заработают дружно

5. Просмотр фильма о музее в Сергеевом Пасаде.

6. Беседа о бережном отношении к игрушкам.

- Чему учат детей куклы? (Быть заботливыми мамами и папами, девочки учились шить, наряжая куклу.)

– Как нужно относиться к игрушкам? (Не бросать, не ломать, ремонтировать, убирать на место, дружно играть с товарищами).

Хороши у нас игрушки:Куклы, мишки и зверюшки.С ними весело играть,Но не надо забывать:Игрушки – не люди,

Но всё понимают,И очень не любят,Когда их ломают.Пусть игрушки дружат с нами,Обижать мы их не станем!

Итог урока.

– Зачем создаются игрушки? (Игрушки радуют, удивляют, веселят, учат).

– Почему некоторые из них хранятся в музеях? (Они представляют художественную ценность, их надо беречь.)

Адрес ссылки на фильм : https://www.youtube.com/watch?v=3x9Jw4o3xiU

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области