Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности проведения занятий по аппликации с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель создание условий для социализации детей с ОВЗ через занятия аппликацией. Задачи развитие умения сотрудничать развитие навыков самопрезентации развитие позитивной самооценки формирование норм и правил поведения развитие интереса к декоративно-прикладному искусству развитие внимания, усидчивости развитие мелкой моторики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Особенности проведения занятий по аппликации с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Круглова Анастасия Александровна, магистр по направлению подготовки педагогическое образование, инструктор по труду С-ПБ ГБУСОН ЦСРИДИ Невского района.

Занятия декоративно-прикладным искусством с детьми с ОВЗ в настоящее время являются очень актуальными. Актуальность таких занятий базируется на социальном запросе общества. В последнее время в обществе «…формируется убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую и психологическую помощь…» [3] Одним из видов социальной помощи детям с ОВЗ являются занятия декоративно-прикладным искусством.

Аппликация является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Она издревле применялась для украшения одежды и жилища. С латинского языка аппликация переводится как «прикладывание». Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве обусловлены особенностями использования природного материала, техники скрепления частей изображения с поверхностью украшаемого предмета и приемов создания элементов узора. [1] Разные народы для аппликации используют самые разнообразные материалы: войлок, кожу, различные ткани, бумагу, природные материалы, различные декоративные элементы и многое другое.

Аппликация используется при оформлении интерьеров, для создания декоративных объектов и разнообразных наглядных пособий. Она прочно вошла в жизнь детских садов, школ, художественных студий.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. И процесс и результат занятия аппликацией приносят ребенку много удовольствия. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания.

Аппликация является для детей очень интересным и развивающим занятием. У ребенка развивается и совершенствуется мелкая моторика, что хорошо сказывается на умственном развитии ребенка. Также аппликация способствует развитию художественного воображения и эстетического вкуса, конструкторского мышления. Занятия этим видом декоративно-прикладного искусства развивают абстрактное и объектное мышление, и даже речь ребенка.

Аппликация - это один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Она тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Особенно актуальны занятия аппликацией для детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ часто гораздо легче выразить чувства, эмоциональные переживания при помощи наглядных образов, чем словами. Особенно актуально это для детей, которые ущемлены в возможности говорить или слышать. В этом случае исключительным средством для общения и выражения себя, являются невербальные способы. Творческие процессы увлекают ребёнка, помогают понять ему личностные ценности, позволяют ощутить внутренний самоконтроль и порядок, активируется налаживание социальных контактов. Творчество помогает детям успешно пережить негативные моменты и личные трудности, каковые для ребёнка кажутся непреодолимыми. В момент занятия творчеством ребенок познаёт себя, как личность.

Развивать творческие способности у детей с ОВЗ жизненно необходимо, это даёт им шанс реализовать себя, дети приобретают успешный опыт в конкретной сфере, вкладывая трудолюбие и применяя свои уникальные способности.

Если в обычной жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья часто чувствует себя «не таким, как все», то в процессе занятия творчеством он становится «обычным ребенком». Творческий процесс в силу своей недирективности, отсутствия одномерных ранговых критериев оценивания, вариативности способов выполнения задания и вариативности конечного творческого продукта позволяет детям с ОВЗ свободно выражать себя, получая удовольствие не только от конечного результата своей деятельности, но и от самого процесса. «… эстетический характер любого развития определяется фактом такого чередования его стадий, когда стадия дисгармонии, поиска, выбора своевременно сменяется стадий остановки, приобретения, накопления.» [5] Если «обычный» ребенок приходит на занятия, имея уже в достаточной мере сформированные навыки общения, то ребенок с ОВЗ таких навыков общения еще не имеет. Уже сформированные навыки общения способствуют поддержанию и развитию интереса к выполнению творческого задания у детей, так как дети имеют возможность общаться с другими детьми и педагогом в процессе творческой деятельности, сравнивать свои изделия с изделиями других детей, интересоваться их творческими замыслами и так далее. У детей с ОВЗ навыки общения в процессе творческой деятельности формируются. И происходит это гораздо эффективнее именно в процессе творческой деятельности, в благоприятной эмоционально-психологической атмосфере, в процессе эффективного взаимодействии педагога и детей. Развитие навыков общения является обязательным условием развития ребёнка и способствует успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе. Развитию навыков общения на занятиях по декоративно-прикладному искусству способствует организация работы в малых группах. Наиболее часто используются такие формы коллективной творческой деятельности, как: совместно-индивидуальная (каждый обучающийся индивидуально выполняет изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции); совместно-последовательная (выполнение обучающимися определенной технологической операции, когда результат работы одного ребенка становится предметом деятельности другого); совместно-взаимодействующая (одновременная совместная работа всех участников коллективного творчества). Безусловно, процесс обучения прикладной композиции и декоративно-прикладного искусства необходимо начинать с основ изучения декоративно-прикладного искусства. [2] Важным в изучении народного искусства является освоение его духовно содержательных, мировоззренческих аспектов, которые способствуют формированию духовной личности, системы ее ценностей. [2] Особенно много возможностей для творческого развития и развития личностных и коммуникативных компетенций детей с ОВЗ создают занятия аппликацией.

Из многих других видов творческой деятельности аппликацию выделяет и делает ее наиболее интересной и доступной для тетей с ОВЗ большое разнообразие ее разновидностей, а также ее простота и доступность. Она может быть интересна как профессиональному художнику, так и ребенку, чьи возможности сильно ограничены.

Аппликация – это особая техника в декоративно-прикладном искусстве, при которой готовое изделие (картина) получается путем склеивания (сшивания) кусочков определенного материала.

Существует множество разнообразных видов аппликации. Аппликация подразделяется на несколько видов:

По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная;

По количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная), цветная (полихромная);

По форме: геометрическая, не геометрическая

По наличию симметричности; симметричная, асимметричная;

По способу изготовлению деталей: резанная, рваная;

По степени прилегания к основе: плоская, объемная;

По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика;

По способу крепления деталей: однослойная, многослойная.

Различные виды аппликации имеют разную сложность и могут использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального развития, развития мелкой моторики. В частности, для детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия по декоративно-прикладному искусству могут быть начаты с изготовления изделий в технике рваной аппликации. Ребенок с минимальным спектром ручных умений в этом случае уже на первых занятиях оказывается в «ситуации успеха», что мотивирует его к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным искусством и способствует формированию положительной самооценки. Наличие множества видов аппликации создает возможность большой вариативности проведения занятий и возможность эффективного участия в работе детей с различным уровнем развития ручных умений. Для детей с низким уровнем развития мелкой моторики, наряду с занятиями рваной аппликацией применяются занятия объемной аппликацией. По мере возрастания уровня развития мелкой моторики занятия рваной и объемной аппликацией дополняются резаной аппликацией, аппликацией из разнообразных природных материалов, текстильной аппликацией. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца .[4] Таким образом, благодаря разнообразию видов и уровней сложности аппликации, она всегда остается интересной для детей с ОВЗ и мотивирует их на дальнейшее участие в занятиях декоративно-прикладным искусством.

Опыт позитивного взаимодействия и успешности в своей деятельности способствует личностному развитию и успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.

Список используемой литературы:

Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 2013

Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. Пособие/Е.Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие/ Т.В. Варенова.- М.: Форум, 2015

Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям/ А.Н. Малышева Н.В. Ермолаева.- М.: Академия развития, Академия Холдинг, 2017

Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. Дубна: Феникс+, 2008

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области