Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия « Казаки, их традиции и обычаи».

Цель воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества. Задачи Образовательные формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, - приобщать детей к культуре и быту казачества - закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи - формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях Развивающие - развивать познавательный интерес к истории своего народа - развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями. - совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект НОД для детей подготовительного дошкольного возраста

Тема « Казаки, их традиции и обычаи».

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, - приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие: - развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Ход деятельности:

Организационный момент.

Ребята давай те скахем ласково: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.

–Скажите, как можно назвать одним словом, о ком мы сейчас говорили? (о семье). Ребята давайте рассмотрим необычный портрет. Как вы думаете кто изображен на нём? (казачья семья: дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра). Как вы узнали, что на портрете казаки? (по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).

-Так кто же такие казаки?

-Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

-Ребята а вы знаете что наши казаки называются терскими казаками. Потому что – вольные казаки селились по берегам рек а наши казаки жилили на берегу реки Терек.

- Так какое же главное призвание казаков?

-Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

-Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

- В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев.

Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжёлые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины.

Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень-так называли забор, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три,

А водить-то будешь ты!

Физминутка: «Петух»

Дети стоят в кругу, повторяют слова:

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Воспитатель указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

- А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

- Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

- А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

- Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? А за что вы любите свои дома?

(ответы детей)

- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. Когда я была маленькой, то любила гостить у бабушки. У нее был вот какой дом, у ее соседей были такие же дома. (Детям предлагаются иллюстрации и с изображением жилища казаков).

-Вы догадались, что это за дома?

- Это казачьи курени.

- А что означает слово курень?

- Курень значит круглый.

-Значит, дом должен быть круглым?

- Все комнаты были построены вокруг печки (казаки называли их грубками, по кругу.

- Кто в них жил?

- Терские казаки.

- Кто они такие, Терские казаки?

- Это сильные и уверенные в себе люди, настоящие рыцари ,они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.

- Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.

Чем они отличаются от других домов и домов, в которых живете вы?

- Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.

- Поэтому про курень говорят

Курень, куренек

Он не низок, он высок…

- А почему Терские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?

- Казаки селились у реки Терек. Весной Терек разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.

- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.

- Казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».

- Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою.

У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:

ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ

Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.

Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ—его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.

А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.

Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.

Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.

А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».

Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.

Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.

А история эта разнеслась по всей Кубанской области. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.

Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?

- Вы хотите посетить завод, где разводят лошадей?

(виртуальная экскурсия на хреновской конезавод)

Игра «Заря».

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

- Что нового вы сегодня узнали?Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Как называется дом, где жила казачья семья? (курень). Как они называют комнату в доме? (горница). А как называют печку в доме, где готовится еда? (грубка). Назовите теперь забор вокруг дома? (плетень).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области