Подготовка к контрольной работе по русскому языку в 10-м классе по теме «Орфоэпия. Лексика. Лексические средства языковой выразительности (тропы)»
Урок систематизации и применения полученных знаний
Прочитайте текст «Два весла».
Лодочник перевозил путешественника на другой берег.
Путник заметил, что на веслах лодки были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай»
– Интересные у тебя весла, – сказал путешественник. – А зачем эти надписи?
– Смотри, – улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
– Бывало, я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
– Бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
– Вот и сделал надпись на веслах, – продолжал лодочник, – чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла.
А потом показал на красивый дом, который возвышался на берегу реки:
– Этот дом я построил после того, как сделал на веслах надписи.
Притча – иносказательный рассказ с поучительным смыслом.
Тема текста __________________________________________________________________
Проблема текста ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заполните таблицу.
№ п/п | Утверждение | «+» или «-» | «+» или «-» |
1. | Я понимаю, что такое орфоэпия | ||
2. | Я знаю, что такое лексика | ||
3. | Я умею находить плеоназм в тексте и исправлять эту речевую ошибку | ||
4. | Я умею различать паронимы | ||
5. | Я знаю, что такое тропы (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора) | ||
6. | Я умею находить тропы в художественном тексте | ||
7. | Я могу употребить тропы, создавая художественный текст |
3. Расставьте ударение в словах:
Средства, мастерски, сорвала, омограф, исчерпать, новорожденный, шарфы, убрала, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исправьте речевые ошибки в тексте.
Главная суть данного урока – обобщение и систематизация знаний по изученным темам, нахождение специфических особенностей художественного текста. Умение применять полученные знания – конечный итог нашей работы.
Плеоназмы -
Цель:
5. Из предложенных пар слов выберете то, чье лексическое значение уместно в данных предложениях.
Моя (эффектная, эффективная) работа на уроке зависит от реализации принципа «думай и делай». Урок ограничен (жесткими, жестокими) временными рамками. Но моя (информированность, информация) по изученным вопросам приведет к (гарантийному, гарантированному) успеху.
Паронимы
6. Найдите в тексте фразеологизмы.
Самая трудная работа – работа над самим собой. Нет ничего проще, чем сидеть сложа руки и ждать у моря погоды. А если не тянуть канитель, пересилить себя и взяться за ум?
Что такое идиома?Если люди говорят,Что у вас не все, мол, дома...Отвечайте:– Я и брат! | В голове у вас солома Или каша в голове –Это тоже идиома.А точнее, целых две. | Идиомы – это фразы,Смысл которых – между строк.Вы поймёте это сразу,Если варит котелок. |
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные
средства и самобытное, самородное богатство».
В.Г. Белинский
7. Сравните два варианта текста. В чем их отличие?
Пришла сухая солнечная осень. Небо стало чистым и высоким, дышалось легко. Эти дни вселяли надежду и открывали мир заново. | В этот раз осень вошла в свои владения по мягким осыпающимся листьям и долго хранила землю сухой, а небо ясным. И оно изо дня в день в пронзительной чистоте сияло голубым дном, как чаша, выпитая жадными устами; казалось более высоким, потому что уже лишилось летней силы солнца, делавшей его туманным и низким; чувствовалось, что жизненного воздуха стало больше и дышится легче. И царили те трогательные и потрясающие дни, на которых держится мир, никогда не повторяясь дважды кряду и всегда поражая. Ежедневно для человека заново открывался белый свет, полный удивительных надежд. |
Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, создания художественных образов и явлений. Цель – разбудить воображение читателя, слушателя, зрителя…, сделав его причастным к прекрасному.
Попробуйте в художественном тексте найти
Эпитеты ______________________________________________________________________
Олицетворения ________________________________________________________________
Сравнение ____________________________________________________________________
Метафору ____________________________________________________________________
8. Сравните предложение и текст. Что из них передает настроение? Какими средствами?
Под завывание осеннего ветра я грущу и плачу, вспоминая весну. | ___________________________________ Издалека льётся тоска скрипки осенней И, не дыша, стынет душа в оцепененье. Час прозвенит — и леденит отзвук угрозы, А помяну в сердце весну — катятся слёзы. И до утра злые ветра в жалобном вое Кружат меня, словно гоня с палой листвою. Поль Верлен |
Ассонанс (звукопись) – повторение отдельных гласных звуков или их сочетаний, создающее звуковую картину, мелодию (фонетическое средство звуковой выразительности).
9. Вставьте подходящие по смыслу лексические средства в текст.
Обрываются речи влюбленных,
Улетает (какой?) ___________________________ скворец.
Целый день осыпаются с кленов (что?) _________________________________________________ .
Что ты, осень, наделала с нами?
В (каком?) ____________________ золоте стынет земля.
(что?) ___________ свистит под ногами,
ВорохАми листвы шевеля.
Что получилось?
А можно так… Чтение стихотворения…
А можно так… Звучит романс. Запись в исполнении Алисы Фрейндлих.
ОСЕННЕЕ УТРО
Музыка А. Петрова
Слова Н. Заболоцкого
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
Запись Легран или Петров.
Зачем нужна эта выразительность речи?
Чтобы видеть в тексте и выполнить задание ЕГЭ…
Чтобы написать с первого раза сочинение – допуск к ЕГЭ…
Чтобы получить зачет по литературе – ведь там есть обязательное сочинение…
А может, для того, чтобы рассказать всему миру, что жизнь полна красотой и светом, что каждый миг неповторим?
А может, чтобы написать стихи?
Осенний ангел
Осенний ангел прячется в дождях.В листве янтарной, в переливах света,Теряется на шумных площадяхИ верит только в добрые приметы.Он любит слушать тихий шепот звезд,Играть на скрипке в отблесках закатаИ фенечки плести из давних грёз,Забытых снов и зёрнышек граната.Он ходит в гости к Лунному котуИ пишет письма Маленькому Принцу.Не ведая про нашу суету,С ладошки кормит глупую синицу.А временами, чаще по ночам,Он, словно бисер, рассыпает рифмыИ, капнув вдохновенья в крепкий чай,Сбивает сердце с правильного ритма.Ну, а когда слетит последний листИ обнажится роща под луною,Он двери в осень тихо затворитИ пропадет за снежной пеленою.