Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Подготовка к контрольной работе по русскому языку в 10-м классе по теме «Орфоэпия. Лексика. Лексические средства языковой выразительности тропы»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Подготовка к контрольной работе по русскому языку в 10-м классе по теме «Орфоэпия. Лексика. Лексические средства языковой выразительности (тропы)»

Урок систематизации и применения полученных знаний

Прочитайте текст «Два весла».

Лодочник перевозил путешественника на другой берег.

Путник заметил, что на веслах лодки были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай»

– Интересные у тебя весла, – сказал путешественник. – А зачем эти надписи?

– Смотри, – улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

– Бывало, я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

– Бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

– Вот и сделал надпись на веслах, – продолжал лодочник, – чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла.

А потом показал на красивый дом, который возвышался на берегу реки:

– Этот дом я построил после того, как сделал на веслах надписи.

Притча – иносказательный рассказ с поучительным смыслом.

Тема текста __________________________________________________________________

Проблема текста ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заполните таблицу.

№ п/п

Утверждение

«+» или «-»

«+» или «-»

1.

Я понимаю, что такое орфоэпия

2.

Я знаю, что такое лексика

3.

Я умею находить плеоназм в тексте и исправлять эту речевую ошибку

4.

Я умею различать паронимы

5.

Я знаю, что такое тропы (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора)

6.

Я умею находить тропы в художественном тексте

7.

Я могу употребить тропы, создавая художественный текст

3. Расставьте ударение в словах:

Средства, мастерски, сорвала, омограф, исчерпать, новорожденный, шарфы, убрала, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исправьте речевые ошибки в тексте.

Главная суть данного урока – обобщение и систематизация знаний по изученным темам, нахождение специфических особенностей художественного текста. Умение применять полученные знания – конечный итог нашей работы.

Плеоназмы -

Цель:

5. Из предложенных пар слов выберете то, чье лексическое значение уместно в данных предложениях.

Моя (эффектная, эффективная) работа на уроке зависит от реализации принципа «думай и делай». Урок ограничен (жесткими, жестокими) временными рамками. Но моя (информированность, информация) по изученным вопросам приведет к (гарантийному, гарантированному) успеху.

Паронимы

6. Найдите в тексте фразеологизмы.

Самая трудная работа – работа над самим собой. Нет ничего проще, чем сидеть сложа руки и ждать у моря погоды. А если не тянуть канитель, пересилить себя и взяться за ум?

Что такое идиома?Если люди говорят,Что у вас не все, мол, дома...Отвечайте:– Я и брат!

В голове у вас солома

Или каша в голове –Это тоже идиома.А точнее, целых две.

Идиомы – это фразы,Смысл которых – между строк.Вы поймёте это сразу,Если варит котелок.

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные

средства и самобытное, самородное богатство».

В.Г. Белинский

7. Сравните два варианта текста. В чем их отличие?

Пришла сухая солнечная осень. Небо стало чистым и высоким, дышалось легко. Эти дни вселяли надежду и открывали мир заново.

В этот раз осень вошла в свои владения по мягким осыпающимся листьям и долго хранила землю сухой, а небо ясным. И оно изо дня в день в пронзительной чистоте сияло голубым дном, как чаша, выпитая жадными устами; казалось более высоким, потому что уже лишилось летней силы солнца, делавшей его туманным и низким; чувствовалось, что жизненного воздуха стало больше и дышится легче. И царили те трогательные и потрясающие дни, на которых держится мир, никогда не повторяясь дважды кряду и всегда поражая. Ежедневно для человека заново открывался белый свет, полный удивительных надежд.

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, создания художественных образов и явлений. Цель – разбудить воображение читателя, слушателя, зрителя…, сделав его причастным к прекрасному.

Попробуйте в художественном тексте найти

Эпитеты ______________________________________________________________________

Олицетворения ________________________________________________________________

Сравнение ____________________________________________________________________

Метафору ____________________________________________________________________

8. Сравните предложение и текст. Что из них передает настроение? Какими средствами?

Под завывание осеннего ветра я грущу и плачу, вспоминая весну.

___________________________________

Издалека льётся тоска скрипки осенней

И, не дыша, стынет душа в оцепененье.

Час прозвенит — и леденит отзвук угрозы,

А помяну в сердце весну — катятся слёзы.

И до утра злые ветра в жалобном вое

Кружат меня, словно гоня с палой листвою. Поль Верлен

Ассонанс (звукопись) – повторение отдельных гласных звуков или их сочетаний, создающее звуковую картину, мелодию (фонетическое средство звуковой выразительности).

9. Вставьте подходящие по смыслу лексические средства в текст.

Обрываются речи влюбленных,

Улетает (какой?) ___________________________ скворец.

Целый день осыпаются с кленов (что?) _________________________________________________ .

Что ты, осень, наделала с нами?

В (каком?) ____________________ золоте стынет земля.

(что?) ___________ свистит под ногами,

ВорохАми листвы шевеля.

Что получилось?

А можно так… Чтение стихотворения…

А можно так… Звучит романс. Запись в исполнении Алисы Фрейндлих.

ОСЕННЕЕ УТРО

Музыка А. Петрова

Слова Н. Заболоцкого

Обрываются речи влюбленных,

Улетает последний скворец.

Целый день осыпаются с кленов

Силуэты багровых сердец.

Что ты, осень, наделала с нами!

В красном золоте стынет земля.

Пламя скорби свистит под ногами,

Ворохами листвы шевеля.

Запись Легран или Петров.

Зачем нужна эта выразительность речи?

Чтобы видеть в тексте и выполнить задание ЕГЭ…

Чтобы написать с первого раза сочинение – допуск к ЕГЭ…

Чтобы получить зачет по литературе – ведь там есть обязательное сочинение…

А может, для того, чтобы рассказать всему миру, что жизнь полна красотой и светом, что каждый миг неповторим?

А может, чтобы написать стихи?

Осенний ангел

Осенний ангел прячется в дождях.В листве янтарной, в переливах света,Теряется на шумных площадяхИ верит только в добрые приметы.Он любит слушать тихий шепот звезд,Играть на скрипке в отблесках закатаИ фенечки плести из давних грёз,Забытых снов и зёрнышек граната.Он ходит в гости к Лунному котуИ пишет письма Маленькому Принцу.Не ведая про нашу суету,С ладошки кормит глупую синицу.А временами, чаще по ночам,Он, словно бисер, рассыпает рифмыИ, капнув вдохновенья в крепкий чай,Сбивает сердце с правильного ритма.Ну, а когда слетит последний листИ обнажится роща под луною,Он двери в осень тихо затворитИ пропадет за снежной пеленою.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области