Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Незабываемое путешествие по городам ХМАО - Югры»

Цель углубление и расширение знаний детей о родном крае. Задачи 1.Продолжать знакомить детей с родным краем – Югрой, городами, расположенными на его территории. 2. Развивать желание узнавать новое о том, месте, где они родились и живут. 3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за свой родной край.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Голубок» Сургута

Конспект

непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»

(ознакомление детей с окружающим миром)

«Незабываемое путешествие по городам ХМАО - Югры»

(старший дошкольный возраст от 6 до7 лет №9 «Крепыши»)

Выполнила: педагог Маркова Г.А.

Сургут

2020

Пояснительная записка

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем.

Родина… Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, родного посёлка, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.

Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. Любовь и уважение к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Академик Д.С.Лихачёв отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ уделяется большое внимание сохранению национального наследия народов, исконно обитающих на территории севера: местным национальным традициям, истории; оно также поощряет и стимулирует деятельность организаций и учреждений, поддерживающих эту деятельность, привлекает к взаимодействию и сотрудничеству, в том числе, и образовательные учреждения.

Основная часть

Конспект непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»

(ознакомление детей с окружающим миром)

Тема: «Незабываемое путешествие по городам ХМАО - Югры»

(старший дошкольный возраст от 6до7 лет)

Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с родным краем – Югрой, городами, расположенными на его территории.

2. Развивать желание узнавать новое о том, месте, где они родились и живут.

3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за свой родной край.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация в формате Powerpoint, клип на песню Веры Кондратьевой «Югра – ты моя земля».

Предварительная работа: беседы о родном крае,  предварительное знакомство с отдельными городами Югры, показ фотографий, иллюстраций.

автобусные и пешие экскурсии по городу; посещение краеведческого музея; чтение хантыйских народных сказок, книги «Родной край»; рисование хантыйских орнаментов.

Словарная работа: иллюминатор, губернатор, округ, символика.

Содержание непрерывной образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Игра «Приветствие». Дети входят в группу. Воспитатель предлагает встать полукругом возле экрана интерактивной доски.

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Звучит спокойная музыка

Слайд 1. На экране появляются герои Барби и Кен

«Здравствуйте, мальчики и девочки! Мы, жители из далёкой Америки, хотели бы познакомиться с вашим родным краем, городами, которые здесь расположены»

Воспитатель: Ребята, как помочь нашим друзьям?

Дети: Нам нужно отправиться в путешествие.

Воспитатель:  У каждого жителя Земли есть своя Родина. Ребята, а как вы думаете, что для нас является нашей малой Родиной?

Дети: Это место, где он родился и живет. Это его малая Родина.

Воспитатель: Правильно, для нас родная сторона, наша малая Родина – это Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра.

Назовите столицу нашего округа.

Дети: Ханты - Мансийск

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами скажем, кто управляет нашим округом?

Дети: губернатор

Воспитатель: А как зовут нашего губернатора?

Дети: Наталья Владимировна Комарова.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие города Югры вы знаете?

Дети: Сургут, Нефтеюганск.

Воспитатель:Наш край очень большой, богатый - нефтью, газом, рыбой, лесом. Давайте предложим нашим гостям отправиться в путешествие по нашему краю Югре. А начнём мы с аэропорта нашего замечательного города Сургута.

Занимайте свои места в вертолёте, не забудьте пристегнуть ремни безопасности. Наших гостей посадим около иллюминатора (Дети рассаживаются на стульчики). Итак, полёт начинается.

Слайд 2. На экране появляется вертолет (Звучат звуки взлета вертолета)

2. Основной этап.

Слайд 3. На экране появляется слайд - город Нижневартовск.

Воспитатель:Наш вертолёт пролетает над городом Нижневартовском. Это большой районный центр. На территории этого района добывают газ и нефть, заготавливают лес. В самом городе Нижневартовске строятся новые дороги, школы, больницы, дома. Посмотрите, какой красивый речной порт, он принимает пассажирские теплоходы и баржи с разными грузами. Нам тоже можно будет доплыть по реке Оби до этого города на теплоходе.

(Показ слайдов города).

Слайд 4. На экране появляется слайд - город Лангепас.

Воспитатель: Ребята, посмотрите справа мы пролетаем над городом Лангепасом. Название Лангепас в переводе с хантыйского языка означает «беличьи угодья». Сегодня Лангепас – это красивый город, имеющий железную дорогу, детские сады, больницы, спортивные сооружения. Я думаю, что нашим друзьям из Америки нравится наше путешествие.

(Показ слайдов города).

Слайд 5. На экране появляется слайд - город Ханты-Мансийск.

Воспитатель: Наш вертолет приближается к столице Югорского края городу Ханты-Мансийску. Здесь мы совершим посадку в  международном аэропорту города  Ханты-Мансийска. Всех ребят  и  гостей я приглашаю  на экскурсию.

Слайд 6. На экране появляется слайд фигуры мамонтов.

Воспитатель: В самом начале города нас встречают огромные фигуры мамонтов. Это парк – музей под открытым небом. Эти крупные животные жили очень – очень давно. Здесь расположилась уникальная коллекция малых архитектурных форм народов Югры. В Ханты – Мансийске протекает одна из крупных рек нашего округа – Иртыш. А это мост  через реку Иртыш. Он называется «Красный дракон».

Ребята, а какое коренное население живёт в Югре?

Дети: Ханты, манси, лесные ненцы.

Воспитатель: Чем занимаются коренные жители нашего округа?

Дети: Охотой, рыбной ловлей, оленеводством, сбором дикоросов. изготовлением домашней утвари из бересты, дерева, шьют национальную одежду из оленьих шкур.

Динамическая пауза

Воспитатель: Давайте поиграем в хантыйскую игру «Солнце» (Хейро). Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро». Ведущий – солнце, сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивают руки в стороны). Правила игры: все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Слайд 7. На экране появляется слайд биатлонного центра

Воспитатель: Наше путешествие продолжается

Одним из интересных мест в Ханты-Мансийске является биатлонный центр. Здесь проходят соревнования по биатлону. Сюда приезжают тренироваться не только спортсмены из нашего округа, но и со всей Росси, из других стран мира.

(Показ слайдов).

Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, у каждого населённого пункта есть своя символика. Что мы можем отнести к символике?

Дети: Это герб, гимн и флаг.        

Воспитатель: Правильно.      

Слайд 8.  На экране появляется слайд герба города Ханты-Мансийска

Давайте рассмотрим герб города Ханты-Мансийска.

 Описание герба (мальчик и девочка, как самостоятельное домашнее задание), остальные по желанию собирают пазлы герба на столе.

Дети: Центральную часть герба города составляет композиция из четырех символов, размещенных на ярко-голубом фоне. Фон символизирует пространство воды и неба. Дуга-полусфера символизирует солнце и холмы, омываемые водами рек Иртыша и Оби. На голубом фоне размещены три снежинки, обозначающие долгую снежную зиму. На фоне золотистой полусферы размещены три ели изумрудного цвета, крайние ели изображены в виде чумов. Золотистый цвет символизирует богатство, справедливость и великодушие. Зеленый цвет символизирует тайгу, окружающую город. На зеленом фоне в нижней части герба города изображена символическая белая птица (белый журавль, стерх) с распростертыми крыльями, как бы охватывающими всю сферу. Белая птица символизирует собой чистоту.

Воспитатель: А наш полёт завершается. Мы возвращаемся на наш Сургутский аэродром, в наш родной город Сургут, название которого по всей вероятности связано с хантыйской фразой.  «Сорт кул – хут вал», что означает «рыбы нет – щука есть».

Воспитатель: Чем богат наш город

Слайд 9.  На экране появляется слайд - город Сургут.

Дети: Сургут – старейший город ХМАО.  64 года назад недалеко от  Сургута было открыто месторождение нефти. Сургут стал центром нефтедобывающей и газовой промышленности округа. Сегодня это один из крупнейших городов округа.

Воспитатель: На какой реке стоит наш город

Дети: На Оби

Воспитатель: Ребята, расскажите нашим гостям, какие достопримечательности есть в нашем городе.

Дети: ответы детей (Показ слайдов).

Слайд 10. На экране появляются гости Барби и Кен

«Спасибо, ребята за познавательное путешествие. Благодаря вашим знаниям мы много узнали интересного о городах вашего края, о чем сможем рассказать ребятам нашей страны»

Итог НОД. Рефлексия.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в наш любимый детский сад «Голубок». Ребята, давайте вспомним, в каких городах Югры мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнилось больше всего?

Мне тоже очень понравилось наше путешествие.

Слайд 11. Клип

Вы были все молодцы и я вам дарю клип на песню Веры Кондратьевой «Югра – ты моя земля».

Список используемой литературы:

1. Алехина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.

2. Гаврилова О.Н. Мой край. – Урай, 2000.

3. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. – Екатеринбург,  ГИПП «Уральский рабочий», 2001.

4. Лободина И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. 2003. №6.

5. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. 2006.№6.

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

«Незабываемое путешествие по городам ХМАО - Югры»

Образовательная область:

«Познавательное развитие»,

Педагогическая цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.

Целевые ориентиры:

проявляет интерес к родному краю, малой Родине. Узнает больше о традициях и жизни малых народов ХМАО Югра. Соблюдает элементарные правила поведения в природе, проявляет самостоятельность и инициативность.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности:

познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Средства реализации.

Демонстрационный материал:

интерактивная доска, презентация в формате Powerpoint, клип на песню Веры Кондратьевой «Югра – ты моя земля».

Раздаточный материал:

пазлы герба.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области