В педагогической работе воспитателя много времени уделяется традиционным формам и методам работы. Поскольку педагогическая наука имеет немалый опыт классических общепризнанных наработок, методик и технологий, то и формы деятельности в ней повторяются из года в год, из десятилетия в десятилетие. Ничего плохого в этом нет, так как все эти формы проверены временем, оказывают большую пользу и помогают воспитанникам развиваться и обучаться, а педагогам – набираться опыта и знаний. Но для развития по экспоненте, а не для повторения уже достигнутого, необходимо постоянно прогрессировать. При использовании только традиционных методов и форм работы прогресса достигнуть невозможно, поэтому современной педагогической наукой приветствуется нетрадиционная работа с воспитателями, а также воспитателей с воспитанниками и с их родителями или опекунами. Это очень важная часть деятельности любого педагога детского сада, так как позволяет не только успешно обучать и воспитывать детей, но и развивать собственные навыки и совершенствовать умения. Это полностью соответствует требованиям ФГОС и профессионального стандарта воспитателя.
Важность проверки и оценки качеств и свойств нетрадиционных методов и форм работы
Разница между традиционными и нетрадиционными формами работы не всегда имеет четкие границы. Очень важно, чтобы этой теме уделялось много внимания, но при этом не допускать, чтобы процесс поиска нетрадиционных форм не превратился в самоцель. Воспитатели и педагоги должны всегда помнить, что все их находки и достижения в первую очередь должны быть полезными для воспитанников и педагогики в целом. Поэтому такие формы просто обязаны быть функциональными, позволяющими улучшить процесс образования и обучения детей, совершенствования профессиональной деятельности педагогического коллектива, а также взаимодействия с родителями или опекунами воспитанников.
Нетрадиционная работа с воспитателями
Непривычные, новаторские методы и формы работы применяются во всех сферах жизни детского дошкольного учреждения. В них входит и нетрадиционная работа с воспитателями руководителя и старшего воспитателя ДОУ.
Классические собрания, педагогические советы, совещания, семинары, практикумы и консультации никто не отменяет и не подвергает сомнению их важность и полезность. Но новые условия жизни требуют от педагогов новых способов подачи информации, поэтому в жизнь ДОУ вводятся нетрадиционные, непривычные, но очень интересные формы. Среди них следующие:
- Игровые формы.
- Состязания.
- Педагогические турниры.
- Решение задач на педагогическую тематику.
- Сообщения и так далее.
Целью введения таких нетрадиционных форм является не желание разнообразить способы общения с педагогическим коллективом, хотя и это также имеет огромное значение. При помощи этих методов можно уйти от традиционного дистанционирования рядового воспитательского состава от руководства, когда инициативу в основном проявляет старший воспитатель и директор ДОУ. При нетрадиционных формах общения воспитатели и педагоги могут раскрыться с другой стороны, проявить себя деятельными, прогрессивными и активными работниками с выраженными творческими способностями.
Нетрадиционная работа с родителями воспитанников
В этой области также используется много традиционных способов взаимодействия с родителями детей, включая привычные родительские собрания, посещения семьи, выставки, утренники и другие праздники, консультации, анкеты и так далее. Это важные способы работы с представителями семей, но успехи нетрадиционной работы воспитателя ДОУ с родителями показывают ее высокую эффективность и перспективность для повсеместного внедрения в жизнь каждого детского дошкольного учреждения.
К таким нетрадиционным методам можно отнести следующие:
- Интернет-сайт детского сада. Он выполняет не только презентационную функцию, но и служит источником самой свежей, регулярно обновляющейся и расширяющейся информации.
- Проведение акций. Это отличный способ простимулировать детей и их родителей проявить неравнодушие, принять участие в различных важных и ответственных общественных событиях.
- Мастер-классы – современная форма обучения, которая уже очень широко задействована в разных сферах жизни.
- Круглый стол. Пришедший из политики и шоу-бизнеса метод отлично подходит для взаимодействия с родителями воспитанников.
- Тренинги и деловые игры, которые из бизнеса и военного дела стали широко распространяться и на другие сферы деятельности.
- Разные формы информационных изделий – от классических стенгазет до перспективных и современных буклетов, флайеров, листовок.
Все эти методы взаимодействия с родителями имеют право на жизнь. От воспитателей зависит, какие из них они решат попробовать в своей деятельности. Они же решат, какие нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в их случае оказались наиболее действенными, эффективными и перспективными.
Нетрадиционные техники рисования
Для работы с воспитанниками особенно перспективным и интересным является нетрадиционный способ рисования. Он очень хорошо подходит для обучения самых маленьких, для которых крайне сложно рисовать карандашами, фломастерами или красками. Также многие дети занимаются этим и дома, поэтому в детском саду им не всегда интересно уделять внимание традиционному рисованию.
В нетрадиционные техники рисования входят следующие:
- Рисование пальцами.
- Рисование ладонью.
- Использование жесткой полусухой кисти (тычковый метод).
- Способ получения отпечатков подручными предметами.
- Использование нетрадиционных материалов для рисования, например, песка или манки и так далее.
Опыт работы воспитателя в нетрадиционных техниках рисования поможет заинтересовать воспитанников, сделать нахождение в детском саду для них очень интересным. Проявив заинтересованность, ребенок будет углубляться в изучение процесса, чем будет способствовать не только визуальная, но и тактильная информация, особенно при использовании в работе собственных рук.
Любые нетрадиционные методы имеют право на существование, но целью педагогов ДОУ является применение таких техник, которые принесут несомненную пользу воспитанникам, научат их новым умениям, подарят незабываемый опыт.