Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Исследование особенностей самооценки у тревожных детей 5-6 лет»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Исследование особенностей самооценки у тревожных детей 5-6 лет»

© 2020

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, является дезадаптивным моментом, что препятствует развитию эмоционально-волевой, познавательной сфер и становлению эмоционально-личностных образований. Старший дошкольный возраст является особо опасным в этом отношении, поскольку именно данный возраст сопровождается кризисом развития и сменой социальной ситуации. Следовательно, такая проблема, как детская тревожность, и, ее влияние на формирование самооценки является весьма актуальной.

Основой самопознания у каждого человека является определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое проявляется в самооценке. Самооценка представляет собой системообразующий компонент «Я – концепции».

Самооценка выделяется среди ряда важнейших навыков в государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования. Самооценка, по мнению Г.А. Цукермана – «это оценка самого себя, своих достижений и недостатков» [22].

В основе самооценки лежит «контроль» и «оценка» – важнейшие компоненты жизнедеятельности, которые помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки.В психолого-педагогической литературе термин «самооценка» достаточно широко трактуют и зачастую соотносят с такими категориями, как категория «самосознания» и «самовоспитания».

Самовоспитание личности - сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияет на развитие и совершенствование личности. Самовоспитание - управление субъектом своей деятельностью, общением, поведением, переживаниями, направленными на изменение своей личности в соответствии с осознанных целей, идеалов и убеждений ради самосовершенствования [14, с. 67-68].

Неадекватная самооценка подтверждает факт наличия не объективной оценки человеком самого себя, его мнение о себе не сходится с мнением о нем окружающих людей. Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной.

Прогностическая самооценка позволяет оценить свои возможности, определить свое отношение к ним.

Ретроспективная оценка (самооценка) является оценкой достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков.

Самооценка, по мнению В.А. Сластенина [17, с. 78] имеет следующие основные функции:

1) констатирующую (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);

2) мобилизационно-побудительную (мне многое удалось в работе / учебе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

3) проектировочную (чтобы не испытывать затруднение в дальнейшей работе / учебе, я обязательно должен сделать…).

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Данный этап, как правило, относят к периоду завершения дошкольного детства, что охватывает период жизни ребенка от рождения, и до 6-7 лет. В данный период совершенствуется работа всех анализаторов, происходит развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, развиваются связи между ними и органами движения, прежде всего рук.

Формирование навыков самооценки вызывает необходимость серьезной работы педагогов по воспитанию у дошкольников реалистического уровня притязаний. Только наличие положительной оценки создает у детей переживания эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Особое внимание должно быть уделено тревожным детям. Тревожность негативно воздействует на развитие личности. В детском саду тревожному ребенку свойственно напряженно вглядываться во все, что находится вокруг, робко, здороваться и тихонько усаживаться на краешек ближайшего стула. Они внутренне ожидают, что «все пойдет не так». Следовательно, такие дети обладают пониженной самооценкой.

Если использовать педагогические средства, методики, формирующие самооценку, знать приемы самооценки дошкольников, и использовать их в педагогической деятельности, то это будет способствовать дальнейшему успешному учению детей в школе. Данный факт будет проверен далее, в продолжение исследования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области