Развитие личностного потенциала в классно-урочной системе: где я вижу точки роста.
И.А. Олейник,
учитель МБОУ «СОШ №18» города Калуги.
«Когда взберешься на высокую гору,
перед тобой открывается огромное множество гор,
на которые еще только предстоит взобраться»
Нельсон Мандела
Одной из особенностей классно-урочной системы как формы организации образовательного процесса учащихся является руководящая роль учителя, а точнее - его личностный потенциал.
Еще академик Иван Павлов, физиолог и лауреат Нобелевской премии по медицине, в своих трудах отмечал: «Человек - система, развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующая»1.
От рождения каждый человек наделен способностями, природными задатками, которые в процессе осуществления им любого рода активной деятельности способны развиваться на протяжении всего жизненного пути.
И, казалось бы, развитие личностного потенциала учителя в этом плане ничуть не отличается от развития личностного потенциала человека другой профессии, однако это не так.
Как известно, «дети – самые строгие судьи», и чтобы завоевать почетную миссию быть услышанным, нужным и понятым учеником, нужно не только обладать высоким гносеологическим, аксиологическим, коммуникативным, творческим, художественным потенциалом личности, о которых писал Каган М.С.2 но и постоянно «расти».
Точкой роста в развитии своего личностного потенциала в классно-урочной системе я вижу в разработке и применении дифференцированной методики освоения учебного материала учащимися разных уровней подготовленности.
Классно-урочная система изначально ориентирована на «среднего» ученика.
Собственный многолетний опыт педагогической деятельности показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся.
В связи с чем необходимо так организовать учебный процесс, чтобы он предъявлял повышенные требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие, и в тоже время создавал условия для успешного овладения материала менее подготовленными учащимися.
Полагаю, что вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении, использование различных способов проработки учебного материала с учетом психофизиологических особенностей личности ученика способствует более четкому и надежному освоению им учебного материала. При этом менее подготовленный ребенок не испытывает психологический дискомфорт, он сам - «хозяин положения»: устанавливает себе планку, стремится к ней, ищет пути решения, достигает и движется дальше - на новый уровень. И это приносит моральное удовлетворение и учителю, и ученику.
Другой точкой роста своего личностного потенциала в классно-урочной системе я считаю стремление к продуцированию.
Педагогическая деятельность – это своеобразный синтез педагогического мастерства, творчества и новаторства учителя.
Невозможно быть учителем, если хотя бы одного из составляющих этого «синтеза» нет.
Павлов И.П. Полн. собр. соч. - М.-Л., 1951 - Т. 3, кн. 1 – 600 с.
Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Мысль, 1974. Если человек не склонен к развитию своего художественного потенциала, если ему чуждо новаторство (выражение творческих способностей в труде), то он не может называться «Учителем». Таково мое мнение. В связи с тем, что основной целью современной педагогики является повышение качества образовательного процесса, считаю, что важнейшим направлением в саморазвитии учителя как в личностном, так и в профессиональном плане, является развитие эмоционального интеллекта. И это, пожалуй, самая важная точка роста в развитии личностного потенциала учителя. Конечно, конфликты и прочие эмоциональные «взрывы» в нашей жизни неизбежны. Но в отношениях учителя и ученика всегда должен преобладать педагогический талант и эмоциональный интеллект учителя. Порою это дается нелегко, и требуется большая работа над собою. Но результат этого стоит. В своей педагогической деятельности я стремлюсь строить отношения со своими учениками на принципах честности и открытости. Считаю, что учитель должен научить своих учеников находить в людях лучшие качества, быть положительно настроенными и толерантными по отношению к окружающим. С этой стороны личностный потенциал учителя служит цели научить своих учеников оставаться «людьми» при любых жизненных обстоятельствах. И это, на мой взгляд, основное предназначение учителя!