Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности Задачи - создавать условия для исследовательской активности детей - поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа пос. Просвет муниципального района Волжской Самарской области

Утверждаю

Заведующий С/П «Детский сад «Росинка»

________________ Дворянкина В.В.

Программа

по самообразованию

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

2019-2020 уч.год

Выполнила воспитатель:

Голина О.В.

2019г.

Актуальность. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что– то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

Создание условий для исследовательской активности детей;

Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;

Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы

Октябрь, ноябрь, декабрь.

Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности .

Консультация для родителей «Ребенок - исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Октябрь

Ноябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. практический

Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

С октября месяца.

Подготовка презентации по экспериментированию.

Работа с родителями.

В течение года.

Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение.

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Декабрь

апрель

Посадка лука, укропа, в группе.

Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки)

апрель

Первая половина мая.

По мере роста лука, укропа, петрушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками.

Ребята делают кашпо вместе с родителями, параллельно знакомясь со свойствами пластмассы.

3. заключительный.

Вторая половина мая.

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

Октябрь-ноябрь.

1 Экспериментирование с воздухом

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность;

развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Можно ли поймать воздух

буря в стакане воды

Попробуем взвесить воздух

Реактивный шарик

Сухой из воды

Чем пахнет воздух

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Декабрь- январь

2 Экспериментирование с песком

Цель:

Познакомить детей со свойствами песка,

развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты,

умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей,

умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Песчаный конус

Свойства мокрого песка

Волшебный материал

Где вода?

Ветер – ветерок

Песчаная буря

Своды и тоннели

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Февраль- март

3 Экспериментирование с водой

Цель:

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель;

значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Спрячем игрушку в воде.

Изменение объёма воды.

Изготовление цветных льдинок.

Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Апрель-май

4. Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом

Цель:

Познакомить детей с понятием магнит.

Сформировать представление о свойствах магнита.

Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Мы волшебники.

Земля- магнит

Быстрые кораблики

Притягивает - не притягивает

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Применение экспериментирования оказывает влияние на:

 уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или , выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания,  строить доказательную речь);

Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

Знания детей о неживой природе.

Список литературы

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области