Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа пос. Просвет муниципального района Волжской Самарской области
Утверждаю
Заведующий С/П «Детский сад «Росинка»
________________ Дворянкина В.В.
Программа
по самообразованию
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
2019-2020 уч.год
Выполнила воспитатель:
Голина О.В.
2019г.
Актуальность. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что– то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Создание условий для исследовательской активности детей;
Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;
Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1. организационно - ознакомительный | Изучение методической литературы | Октябрь, ноябрь, декабрь. | Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов. |
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Октябрь. | Перспективное планирование экспериментальной деятельности . | |
Консультация для родителей «Ребенок - исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Октябрь Ноябрь | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. | |
2. практический | Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. | С октября месяца. | Подготовка презентации по экспериментированию. |
Работа с родителями. | В течение года. | Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение. | |
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» | Декабрь апрель | ||
Посадка лука, укропа, в группе. Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки) | апрель Первая половина мая. | По мере роста лука, укропа, петрушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. Ребята делают кашпо вместе с родителями, параллельно знакомясь со свойствами пластмассы. | |
3. заключительный. | Вторая половина мая. | Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. |
Перспективное планирование экспериментальной деятельности
Октябрь-ноябрь.
1 Экспериментирование с воздухом
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Можно ли поймать воздух буря в стакане воды Попробуем взвесить воздух Реактивный шарик Сухой из воды Чем пахнет воздух | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. |
Декабрь- январь
2 Экспериментирование с песком
Цель:
Познакомить детей со свойствами песка,
развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты,
умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей,
умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Песчаный конус Свойства мокрого песка Волшебный материал Где вода? Ветер – ветерок Песчаная буря Своды и тоннели | Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. |
Февраль- март
3 Экспериментирование с водой
Цель:
Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель;
значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Откуда берётся вода? Какая бывает вода? Есть ли у воды форма? Имеет ли вода вкус, цвет, запах? Спрячем игрушку в воде. Изменение объёма воды. Изготовление цветных льдинок. | Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). |
Апрель-май
4. Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом
Цель:
Познакомить детей с понятием магнит.
Сформировать представление о свойствах магнита.
Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы.
Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Мы волшебники. Земля- магнит Быстрые кораблики Притягивает - не притягивает | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. |
Применение экспериментирования оказывает влияние на:
уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или , выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь);
Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
Знания детей о неживой природе.
Список литературы
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г