Воспитание гуманных чувств и отношений у детей раннего возраста

Воспитание гуманных чувств и отношений у детей раннего возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

1. Воспитание гуманных чувств и отношений у детей раннего возраста .

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее личностное развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. В связи с этим особую актуальность для педагогов дошкольных образовательных учреждений приобретает задача воспитания гуманных чувств и отношений у детей раннего возраста. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка, его целевые ориентиры направлены на реализацию индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач в процессе формирования личностных качеств дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между ребятами, взрослыми способствует установлению обстановки эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе дошкольного образовательного учреждения.

Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Воспитание гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей разного возраста. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребёнку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку). Обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребёнку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребёнок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что -- отрицательную. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребёнка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребёнок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребёнок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой.

Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.

Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополняющие условий семейного и общественного воспитания.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.

2.Теоретические основы взаимодействия ДОУ и семьи

в нравственном воспитании детей раннего возраста.

Формирование всесторонне развитой гармоничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. По совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.

Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.

Установлено, что, чем выше образовательный и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая проводит с ребенком меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения времени для родителей и детей не даёт положительных результатов, не обогатит общение в случае духовной неподготовленности взрослых, устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются возможности для естественного включения ребенка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезую деятельность (во дворе дома, в детском саду), опщсредованное приобщение ребенка к труду родителей.

На современном этапе развития российского общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка.

Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно – гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей важнейшей является проблема адаптации семьи и общества. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т. е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.

В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:

социально-экономический,

социально-психологический,

социально-культурный,

социально-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом.

Материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.

Психологический климат, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально – психологического климата : благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи. Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае. когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости. Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в том случае социально-психологический статус семьи считается средним. Уровень психологического климата семьи – еще один важный компонент для плодотворной деятельности.

3.Социокультурная адаптация. что является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень культуры семьи : семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями .Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни. Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующая о высоком уровне культуры,семья не осознает проблемы, не проявляет активность в направлении его повышении.

4.Ситуационно – ролевая адаптация, которая связанна с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем её социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах – средний. в случае игнорирования проблем ребёнка и негативном отношении к нему –низкий. Для дифференциации педагогической работы необходимо провести анкетирование родителей, из бесед с детьми и экспресс-опора родителей составить характеристики категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию.

Из существующего множества типологий семьи существует следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырёх категорий семей ,различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому :

благополучные семьи,

семьи группы риска;

неблагополучные семьи;

асоциальные семьи.

Благополучные семьи. Успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке со стороны социальных служб, так как за счет адаптивных способностей , которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи.

Семья групп риска. Характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи. Имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями , их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социальных служб.

Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях. где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается. дети оказываются безнадзорными. отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи:

- структура, условия жизнедеятельности и среды,

- культурный потенциал,

- сфера деятельности,

- внутрисемейные отношения,

- гражданская позиция,

-большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедает его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят милосердие, доброту, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямого сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене».

Специфика взаимосвязи родителей и детей закрепляется в поведении последних и становится их моделью взаимоотношений с окружающими.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

А многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

В.А. Сухомлинский выделял важность и необходимость такого явления как самовоспитание – воспитание родителями самих себя и детей своим поведением. «Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку хочется быть хорошим только тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным.

В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызываются чувствами родителей».

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа — шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески поддерживало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве основного показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Следует отметить, что педагоги дошкольного учреждения не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьёй. Особенно это касается молодых специалистов. Нередко родители тоже являются без инициативными во взаимодействии с педагогами. Таким образом, две стороны, очень близкие ребенку, родители и сотрудники детского сада, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нём хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьёй диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приёмов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепление здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации даёт не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада.

Привлечение родителей к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важней другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки. Ещё важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. А иногда просто поучиться!

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную программу детского сада.

В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, занятия . Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связанны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.

В ходе развития общества процесс воспитания детей становится всё более длительным и сложным. Это обусловлено действием ряда факторов, главные из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала всё более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

В каждой семье существуют педагогические проблемы, которые не под силу родителям и детям решить самостоятельно. Им нужна помощь, сопровождение администрацией ДОУ, психологом, педагогом, врачами и другими специалистами. Педагогам приходится иметь дело с взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей людьми. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с педагогами образовательного учреждения .

Изучая труды "Прикоснуться к ребенку сердцем" , «Формирование педагогической грамотности семьи в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с родителями воспитанников»

Основной акцент, должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их педагогической грамотности. В этом контексте задача ДОО сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

В науке и практике существует описание различных моделей помощи семье, которые могут использовать педагог и психолог в работе с семьей.

Рассмотрим их более подробно

Первая модель – педагогическая, которая базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей, то есть здесь идет речь о дефиците у родителей компетенций, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Вторая модель помощи семье – социальная. Она используется в тех 17 случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений.

Диагностическая модель помощи семье основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.

И пятая – медицинская - модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни.

Данные модели помощи семье представляют собой начальный этап развития системы сопровождения семьи в образовании. Педагоги могут использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско родительских отношений в дошкольном возрасте. Исследователи в области педагогики и психологии считают, что помощь и поддержка семьи может выступать как сопровождение.

Вслед за Казаковой Е.И., Ключнекова Е.А. считает, что «сопровождение» необходимо понимать, как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения [ 33 ]

Как отметили А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, одним из видов сопровождения сегодня становится педагогическое сопровождение, которое позволяет сформировать педагогическую грамотность родителей в воспитании детей [ 13 ].

В свете реализации целевых ориентиров ФГОС ДО, Ключнекова Е.А. дополнили данное определение - психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет сформировать педагогическую грамотность родителей в воспитании детей.

Специфика психолого-педагогического сопровождения заключается в том, что его целью становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения) и совокупности условий. Щипицына Л.М. [ 56 ] утверждает, что необходимо выстроить системное сопровождение, которое должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму.

Она выделила несколько основных этапов:

диагностический

(цель - осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения);

- поисковый

(цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым);

- консультативно-проективный

(цель - обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы);

- деятельностный

(цель - достижение желаемого результата);

- рефлексивный (целью этого этапа является осмысление результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы).

В систему обеспечения психолого-педагогического сопровождения [ 56 ] включаются все участники воспитательно-образовательного процесса, в том числе и родители. 19 В качестве объекта педагогического сопровождения может выступать либо конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей, опекуны. Психолого-педагогическое сопровождение семьи может выступать как комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), обеспечивающего полноценное развитие личности дошкольников [ 33,44,56 ].

Психолого-педагогическое сопровождение семьи на этапе дошкольного образования ребенка решает множество задач, одной из которой является воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы [17,22,33,44,56 ] показал, что эффективность педагогического сопровождения семьи зависит от следующих условий:

1.Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ;

2.Повышение педагогической компетентности специалистов в сфере педагогического сопровождения и семейного воспитания (педагогического мастерства педагогов); 3.Осуществление педагогической диагностики, позволяющей определить и изучить сформированность всех компонентов готовности родителей к образованию дошкольников и проблем взаимодействия ДОУ и семьи;

4.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в процессе их образования;

5. Педагогическое образование родителей (формирование педагогической грамотности родителей в процессе воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников);

6. Оптимизация образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Как одно из важнейших условий психолого-педагогического сопровождения семьи является создание системы педагогического образования родителей, повышение их педагогической грамотности в процессе воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, которая должна строиться на основе проектирования и реализации педагогических технологий помощи семьям.

В основу этих технологий могут быть положены следующие принципы [ 56 ]:

- принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка;

- принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;

- принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка;

- принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование личности ребенка.

В ходе психолого-педагогического образования родителей должны решаться задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей. Родители могут и должны научиться понимать детей, недопустимо сравнивать их с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов 21 [ 1,2,3,4,5,17] позволил спроектировать систему психологопедагогического образования родителей включающую в себя следующие этапы:

1. Диагностический этап,

цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в образовании дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям. На этом этапе необходимо установить контакт с родителями. Для того чтобы заинтересовать и привлечь их к совместной работе, необходимо показать родителям необходимость такого сотрудничества, спрогнозировать результаты предстоящей работы. Родителям предлагаются анкеты и опросники, которые помогут педагогам выяснить какую именно информацию и в какой форме они желают и готовы получить.

2. Поисковый этап

направлен на создание технологии педагогического образования родителей, формирования их педагогической грамотности. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.

На основе полученных результатов диагностики специалисты составляют технологию педагогического образования родителей, предполагающую различные формы работы (встречи, родительские собрания, журналы, семинары, встречи за круглым столом, педагогический практикум и пр.), которые выстраиваются по следующим позициям:

- активность родителей,

- их заинтересованность,

- опыт воспитания детей в конкретной семье,

- имеющиеся у родителей психолого-педагогические знания.

3. Коррекционный этап.

На этом этапе проводится обсуждение и коррекция разработанной педагогической технологии совместно с воспитателями и администрацией дошкольного образовательного учреждения. Содержание педагогической технологии обсуждается и корректируется на педагогическом совете. В данном процессе участвуют все специалисты ДОУ.

4. Информационный этап.

Родителей информируют о возможностях участия в данной педагогической технологии. Среди родителей распространяется информация о реализации педагогической технологии повышения педагогической компетентности (культуры, грамотности) родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.

5. Основной этап

направлен на повышение компетентности родителей по проблемам развития и образования дошкольников, повышение ответственности родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с воспитательнообразовательным процессом. На данном этапе реализовывается технология педагогического образования родителей в дошкольном учреждении. Проводятся занятия, родительские собрания, издаются и распространяются журналы для родителей и т.п.

6. Аналитический этап.

Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической технологии. Педагоги предлагают анкеты, которые помогут выяснить удовлетворены ли потребности родителей в полученной информации. Также можно провести заключительное занятие или круглый стол, для обобщения полученных знаний.

Результатами реализации технологий педагогического образования родителей могут стать: - развитие родительской компетентности (педагогической грамотности),

-умений воспитывать и развивать своего ребенка;

- улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании;

- в осознании родителями значимости своей педагогической деятельности; - в появлении родительской ответственности; в более оптимистическом взгляде родителей на возможности влияния семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

Для осуществления технологий педагогического образования родителей необходимо выбирать формы и методы работы с семьей, учитывая тот факт, что многие из родителей имеют некоторый педагогический опыт, знакомы с приемами воспитания и развития детей из литературы, СМИ, но не часто используют полученные знания в практике семейного воспитания.

Поэтому важно обеспечить активное участие родителей в программах, используя разнообразные формы и технологии работы. Образование родителей должно проходить в активных формах. Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания. Главным условием осуществления психолого-педагогического сопровождения семьи и получения высокой результативности является совместная работа специалистов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда, врача, социального педагога) и родителей, где каждый участник занимает активную, заинтересованную позицию. Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения позволяет семьи преодолеть причины, тормозящие образовательный процесс детей дошкольного возраста.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи на этапе дошкольного образования ребенка обеспечивает единство действий сопровождающих и сопровождаемых, взаимопонимание специалистов и родителей, сделают научные и практические знания реальным инструментом в решении общих воспитательных проблем связанных с образованием дошкольников.

Таким образом, семья и ДОУ равнозначны и равноценны в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Для осуществления полноценной воспитательной программы, семье необходимо грамотное педагогическое кураторство.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.12.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.