технологическая карта урока "Витамины" 8класс

помощь молодым специалистам в составлении технологических карт урока

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»

Составлена

учителем биологии

МОУ « СОШ с. Ново -Алексеевка»

Бесчетновой Н.В.

Цель: изучить разнообразие витаминов и определить их биологическую роль в процессах жизнедеятельности организма.

Задачи:

сформировать понятие о витаминах как о биологически активных веществах;

познакомить классификацией витаминов, представителями и их содержанием в продуктах питания;

сформировать понятия «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»;

раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание ценности здорового образа жизни через формирование понимания значимости правильного питания для здоровья человека и осознанного соблюдения правил приема витаминных препаратов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение индивидуально (при сопровождении учителя): определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение находить опорные слова, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

выделять существенные признаки витаминов в группе органических веществ; классифицировать витамины;

аргументировать, приводить доказательства особой биологической роли витаминов в обмене веществ;

анализировать и оценивать влияние факторов риска (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) на здоровье человека;

знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, правильного питания.

Обучающийся получит возможность научиться:

объяснять необходимость применения продуктов питания как источника витаминов;

находить информацию о разнообразии витаминов в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

работать в группе сверстников при решении учебных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Тип урока: Открытие новых знаний

Методы и приемы:

Словесный – индивидуальные сообщения учащихся. 

Проблемный – почему витамины обязательная часть пищи?

Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы. 

Наглядный – презентация, видео, таблицы, схемы, кластеры,карточки

Дедуктивный – на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого ученика.

Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Роль витаминов в организме человека», интерактивное пособие «Витамины», видео « Открытие витаминов», рабочие листы к уроку, информационный лист, карточки, картинки.,

Этапы урока

и отведенное время.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

УУД

Личностные

Организация начала занятия .

Приветствие обучающихся, подготовка рабочих мест.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

-Однажды Генри Форд высказал следующую фразу:

Собраться вместе-это начало,

Держаться вместе-это прогресс,

Работать вместе- это успех!»

Генри Форд.

Я надеюсь на нашу успешную работу на уроке. Всем, кто будет отвечать на уроке, выдаю жетончики.

Обучающиеся приветствуют учителя, рабочие места подготовлены.

Проверка выполнения домашнего задания (актуализация ЗУН) (2 мин).

Фронтальный опрос (1 мин).

Повторение пройденного, вопросы .

--Вспомните, какие вещества, необходимые для нормальной работы всего организма, должны поступать к нам с пищей?

1.составляют кластер -отвечают на вопросы, дополняют, уточняют или углубляют ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу.

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (отвечают все вместе).

Поддержание познавательной активности и произвольного внимания учащихся.

Формирование долга и ответственности.

Подготовка к усвоению нового материала (2 мин).

-Здравствуйте, это приветствие мы произносим ежедневно, желая друг другу здоровья. Ведь каждый человек хочет быть здоровым. Мы знаем, что важным элементом сохранения нашего здоровья является питание. Существует известное изречение «Человек есть то, что он ест». Именно от состава пищи зависит наше здоровье

-Молодцы! Вы правильно ответили на вопрос, но у нас остался один не заполненный кружок. Какие еще важные вещества мы не назвали?.

Уже давно люди заметили, что если в пищу не использовать свежие фрукты и овощи, то можно тяжело заболеть и даже умереть. Такие заболевания наблюдались у путешественников, мореплавателей, у животных, которых неполноценно кормили. Мудрецы называли эти вещества «Эликсирами жизни»

-Итак, о чем пойдет речь на уроке, какие это необходимые вещества? Что мы должны включать в свое питание помимо тех веществ, которые вы назвали?(витамины)

Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания.

Отгадывают тему урока.

Регулятивные:

Целеполагание.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

Планирование.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Сообщение нового материала (6 мин).

Объяснение (рассказ) ,видео и презентация о витаминах.

Показ видео ролика «Открытие витаминов»(2 мин)

-Физминутка

(1мин)

Работа в группах

( 10 -12минут)

Информирую учащихся о новых элементах знаний и умений, используя разные средства наглядности.

-Да, тема нашего урока ВИТАМИНЫ. Запишем в рабочую карту урока.(они лежат у вас на столах).

-Что вы знаете о витаминах на сегодняшний день?

-Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы более подробно узнать об этих веществах?

Цель: изучить разнообразие витаминов и определить их биологическую роль в процессах жизнедеятельности организма. Узнать содержание их в продуктах питания, роли в обмене веществ.

-Причины заболеваний ,связанных с неполноценным питанием были открыты русским ученым Ник. Иван. Луниным. он провел опыты на мышах. 1 группе кормил коровьим молоком.,2 группу- искусственными смесями ,содержащими все необходимые вещества и минеральные соли. В итоге- 2 группа мышей погибла. Он предположил, что в искусственных смесях не хватает каких –то веществ, а в естественных продуктах они есть. Но об этом открытии надолго забыли.

-Как же развивалась история дальше…Посмотрим видеоролик.

-видео «История открытия витаминов»

-Какой ученый впервые предположил в своих опытах, что в пище есть какие-то важные вещества? И когда? (Лунин в 1880г)

-Кто в 1911 году выделил из рисовых отрубей вещества и назвал их витаминами?(Казимир Функ)

-запишем про открытие витаминов в рабочую карту урока.

-Так что же такое витамины?( это органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и способствующие нормальному росту клеток и развитию организма.)

-Запишем определение в раб.карту урока.

- Главный вопрос нашего урока: Почему витамины являются обязательной частью в питании человека?

На него мы ответим в конце урока, когда более подробно изучим витамины.

-Всегда ли в организме достаточно витаминов?

-В какое время года мы более остро замечаем, что с нами происходят какие – то изменения: снижение работоспособности, утомляемость. В это время мы чаще простываем или ощущаем слабость?(зима, весна)

-Как вы думаете, с чем это связано?( с недостатком поступления в организм витаминов).

Таким образом, недостаток,а тем более отсутствие витаминов ведет к нарушению обмена веществ и снижению сопротивляемости организма к заболеваниям. Возникают авитаминозы и гиповитаминозы.

-Кто может сказать ,что это такое?

-также при переизбытке витаминов в организме возникают не менее опасные заболевания гипервитаминозы.

-Запишем определение в раб .карту урока.

Гиповитаминоз – частичная витаминная недостаточность в организме.

Авитаминоз   крайняя степень витаминной недостаточности в организме.

Гипервитаминоз – избыток витаминов в организме при чрезмерном их употреблении.

Для улучшения мозгового кровообращения сделаем следующее упражнение:

Встали, руки на пояс, поворот головы направо, исходное положение. Поворот головы налево, исходное положение. Наклон головы назад ,исходное положение, наклон головы вперед ,исходное положение. Сделаем по три раза.

-Продолжим наш урок. Как вы заметили, в видеоролике витамины обозначаются заглавными буквами латинского алфавита. Это так называемая «Чудесная азбука здоровья». В настоящее время приняты международные названия, отражающие химическую структуру витамина.(Витамин С-Аскорбиновая кислота, Витамин А- ретинол и т.д)

-Посмотрите на таблицу витамины делят на водорастворимые (С,В,РР и др) и жирорастворимые (А,D,Е.К).

-Как вы думаете ,с чем связано такое распределение витаминов?

-Жирорастворимые плохо усваиваются без жира, водорастворимые- плохо всасываются без воды. Поэтому их употребляют, учитывая эти условия.

-Запишите в раб.карту

Работа в группах

-А сейчас вы будете работать в группах. Вы должны будете представить по окончанию работы кластер. Кластер ( гроздь) – объединение нескольких элементов, которые можно рассматривать как самостоятельную единицу, обладающими определенными свойствами.

Класс поделен на 3 группы :

1 биологи - рассказ о витамине и его влиянии на организм.

2. специалисты по питанию - о продуктах ,в которых содержится витамин и кулинарной обработке продуктов с этим витамином

3. врачи- о заболеваниях ,которые вызывает недостаток витаминов.

Каждый из вас получит задание, над которым будет работать ,в течении 10-12 минут. Вам в помощь дана информационная карта и учебники, выбираете то, что необходимо вам по заданию. Свою работу оформите фломастерами красочно ,пишите крупно, кратко. У вас имеются специально подготовленные овалы, куда вы будете вносить информацию. Затем я приглашаю вас по одному к доске и вы будете составлять наш кластер по теме витамины, прикрепляя свои овалы с информацией о витамине. Во время выступления экспертов, остальные заполняют таблицу в раб. карте урока

-Посмотрите какой кластер у нас получился, в нем кратко вы описали некоторые витамины.

–что мы узнали о витаминах?( как называются, где содержаться и какие заболевания могут быть при недостатке)

Внимательно слушают учителя, записывают тему в рабочую карту урока

Проявляют сообразительность при приобретении новых знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы.

Называют задачи. Отвечают на вопросы.

Просматривают видеоролик.

Отвечают на вопросы.

Записывают определение в рабочую карту

Отвечают на вопросы, рассуждают

Обучающиеся работают с учебником и его рисунками по плану и находят ответы на поставленные вопросы

Записывают определения в рабочую карту

Отвечают.

Выполняют упражнения

Рассуждают,отвечают,дополняют друг друга

Записывают определения в рабочую карту урока

Распределяются по группам.

Созданные группы учащихся работают.

Проверяют себя, помогают друг другу.

По готовности один из группы отвечает, остальные помогают ему, при необходимости дополняя ответ

работают с информацией,

обрабатывают,

выделяют главное из информационных

источников

Оценивают свою работу и работу других групп.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Проблемные методы;

Поисковые.

Познавательные:

Понятие о витаминах (работа по группам).

Коммуникативные:

Освоение правил общения, методы взаимных заданий, физкультминутка, работа в группах.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные

Освоение правил общения, методы взаимных заданий, физкультминутка.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

Познавательные:

Понятие о витаминах.

Коммуникативные:

Освоение правил общения, методы взаимных заданий, работа в группах.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладение ключевыми компетенциями;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование понимания личностной значимости учения (для будущей жизни).

Овладение ключевыми компетенциями;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование понимания личностной значимости учения (для будущей жизни).

Овладение ключевыми компетенциями.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование понимания личностной значимости учения (для будущей жизни).

Овладение ключевыми компетенциями.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Лабораторная работа (5 мин)

-Физминутка!

(1 мин)

Закрепление новых знаний

 (8 мин).

Презентация

( интерактивный тест)

Витамины мы можем получать из пищи, из фруктов и овощей, а из чего еще можно получить витамины?(СОК)

-Некоторые предполагают ,что можно употреблять соки из упаковки и получать достаточное количество витаминов.

-Проблемный вопрос:

Действительно ли утверждение, что витамин С в равной степени содержится в соке из упаковки и в свежевыжатом?

-как вы считаете?(отвечают)

-А почему же мы тогда покупаем соки в коробках?

-Хорошо, проверим опытным путем и постараемся доказать ,в каком соке содержится вит С .

-Выполним лаб. работу «« Обнаружение витамина С в соке из упаковки и свежевыжатом соке»

Цель: сравнить содержание витамина С в пакетированном и свежевыжатом соке.

Оборудование: стаканчики ,раствор йода, свежевыжатый сок, сок из коробки, палочка для размешивания, перчатки.

Ход работы:

В 1 стакан налить свежевыжатый сок, во 2 стакан налить пакетированный сок в равных объемах. В каждый стакан добавить несколько капель раствора йода. Размешать стеклянной палочкой.

При наличии витамина С в соке, при взаимодействии с йодом происходит обесцвечивание. Если витамина С нет – возможно потемнение.

( для проведения работы пригласить 1 ученика)

В конце опыта сделать выводы и записать в раб. карту урока.

-Озвучьте мне свой вывод.

- «Действительно ли утверждение, что витамин С в равной степени содержится в свежевыжатом соке и соке из упаковки?»(нет в свежевыжатом вит С больше)

Давайте немного разомнем наши руки.

« Мы капусту рубим, рубим,(как топором костями делаем)

Мы капусту трем ,трем,(трем ладони друг о друга)

Мы капусту солим, солим,( пальчиками как солим)

мы капусту мнем, мнем.( перетираем пальцами в кулаке)

И трамбуем в бочки ,бочки- переступаем ногами.»

И еще одно упражнение: Если я называю водорастворимый витамин, то вы хлопаете руками над головой, если называю жирорастворимый- то приседаете на корточки.

А- корточки, С-хлопок, D-корточки,РР-хлопок, В- хлопок, Е- корточки.

-молодцы! Справились.

-В качестве закрепляющего материала ,предлагаю вам пройти интерактивный тест о витаминах.(презентация )

-сообщаю правила .

Вопросы: 1.Какие манипуляции с продуктами позволяют сохранить в них витамины?( варка с закрытой крышкой)

2.К водорастворимым витаминам относятся?(Вит.С)

3.Какой витамин отсутствовал в рационе питания этих детей? (Д)

4.Недостаток какого витамина вызывает это заболевание(С)

5.Какой из продуктов не содержит вит В.( творог)

6.Продукты богатые вит С.(фрукты)

7.Какие манипуляции с продуктами ,способствуют лучшему усвоению вит А( салат с маслом)

8.Выберите продукты, богатые вит Д.( рыба, печень ,рыб. жир, желток)

9.Какой вит повышает невосприимчивость организма к инфекц .заболеваниям7(С)

10.Для лучшего сохранности вит С, не следует( готовить в алюмин. посуде)

11.Значение витаминов в том, что они (входят в состав ферментов и БАВ)

12.Какое заболевание развивается при отсутствии вит В.(бери-бери).

- Хорошо, вы справились с тестом. А теперь пришло время ответить на главный вопрос нашего урока: Почему витамины являются обязательной частью в питании человека?

_ Если мы будем получать полноценное питание, в которое входят все основные витамины, а это продукты животного происхождения ,а также фрукты и овощи, растительные масла, то нам не будут страшны заболевания.

Рассуждают над проблемным вопросом,высказывают свое мнение

Выполняют лабораторную работу.

Делают выводы по результатам опыта.

Отвечают на проблемный вопрос.

Выполняют упражнения

Выполняют интерактивный тест

отвечают ,поднимая руку.

(влияют на рост, на кости, на обмен веществ, недостаток приводит к заболеваниям)

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Подведение итогов занятия.

Общие выводы урока.(2мин)

Сегодня мы с вами изучили очень важную тему «Витамины».

Подводим итоги.

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Как оцениваете свою работу?

Как оцениваете работу класса в целом?

Где в жизни пригодятся полученные на уроке знания?

Учащиеся ставят себе оценки за работу на уроке, оценивают работу класса в целом, высказываются по теме урока.

Познавательные УДД.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Регулятивные УДД.

Оценка. Осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексия.

(2мин)

Получение обратной связи.

Рефлексия:

1.Сегодня на уроке я узнал(а)…………………

2.Сегодня на уроке мне понравилось……………..

3.Самым интересным для меня было……………….

4.Самым сложным для меня было……………..

5.Сегодня я научился…………………….

6.Этот урок показал мне…………….

7.На будущее мне надо иметь в виду…………

Выбирают пункт и продолжают изречение

Познавательные УДД.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самоанализ деятельности.

Я :Узнал;

Научился;

Удивился;

Задумался;

Повторил;

Запомнил.

Информация о домашнем задании (2 мин).

Изучить § Витамины, подготовить задания на стр. 197.

Домашнее задание:

***Составить себе суточный рацион питания из любых продуктов на день с учетом витаминов и энергетической ценностью не более 2000ккал.

* Составить небольшой кроссворд о любом витамине.

Благодарю за урок. Вы все хорошо поработали!.

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.02.2021


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.