Дошкольное образовательное учреждение – первый этап в многоэтапном обучении и воспитании детей. От его качества и эффективности зависит та основа, которая будет заложена в ребенка и станет базой дальнейшего обучения.
В свете современных требований к дошкольному образованию необходимо рассматривать весь процесс обучения и воспитания как цельную систему работы воспитателя. В нее входит множество элементов, вместе образовывающих стройный и слаженный способ получения результата. Она включает в себя адаптацию ребенка к изменяющимся условиям и среде, речевое развитие, работу с семьей, подготовку к школе и многое другое.
Весь смысл системы состоит в том, что для проведения работы с детьми используется много разных методов и способов обучения и воспитания, что приводит к получению необходимого результата. При этом необходимо добиваться именно системной работы, то есть все методики должны быть согласованы и действовать как единое целое.
Изучение системы работы воспитателей помогает выявить эффективность его действий, а также изучить опыт, систематизировать его, а при обнаружении высокой продуктивности метода использовать его на практике для обучения других педагогов и воспитателей.
Система воспитательной работы в ДОУ
Воспитательная работа в детском образовательном учреждении – это целенаправленный труд, ориентированный на организацию совместной деятельности взрослых и малышей, осуществляемый воспитателем или всем педагогическим составом с целью полноценного развития и самореализации воспитанников. Содержание, используемые методики и технологии задаются и формируются системой воспитательной деятельности конкретного детского дошкольного учреждения.
Организация воспитательной системы предусматривает не только использование проверенных и инновационных технологий обучения и воспитания, но и непосредственные контакты и взаимодействие воспитателей с родителями или опекунами воспитанников с целью установления тесного контакта и формирования положительных взаимоотношений. Это принесет пользу воспитанникам и поможет гармонизировать воспитательные методы, применяемые в семье и в детском образовательном учреждении. Таким образом, у ребенка не будет проблем с восприятием требований родителей и воспитателей, если они будут строиться в одном стиле и по единой методике.
Перед педагогом и воспитателем ДОУ стоит сложная многогранная задача, которую ему придется решать в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду. В этой области ему чаще всего встречаются следующие важные задачи:
- Речевое развитие и совершенствование говорения у воспитанников ДОУ. Здесь огромное значение имеет система работы воспитателя по развитию речи. Необходим комплексный подход к решению вопроса с учетом возраста, возможностей ребенка, а также наличия физиологических и психологических проблем. Целью работы педагога является развитие всех способностей малыша, а умение говорить – это самый важный способ познания мира. Именно поэтому воспитатель ДОУ формирует и развивает речь ребенка разносторонне, добиваясь не только качества звучания, грамотного построения предложения, связности и четкости, скорости чтения, но и умения ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, обогащения его словарного запаса (с четом возрастной группы).
- Адаптация ребенка к нахождению в группе, особенно если малыш попал в сад из другого ДОУ или пришел в уже сформированный коллектив. Кроме задач общего обучения и воспитания перед педагогом стоит цель ненавязчивой, малозаметной и очень естественной интеграции ребенка в коллектив, введение его в привычный ритм занятий и игр. Здесь также требуется системный подход, который потребует от воспитателя мобилизации всех его знаний и умений, а также личностных качеств и характеристик.
- Система работы воспитателя по подготовке ребенка к школе. По сути, все время нахождения воспитанника в детском саду является подготовкой его к дальнейшему обучению в школе, но максимальное внимание этому вопросу уделяется в старшей группе. При этом важно не просто приучить воспитанника к определенным действиями и привить ему дисциплину, научить вести себя за столом и в обществе, обслуживать себя и многое другое. Самое главное – сформировать его как цельную, свободную творческую личность, способную самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.
Наличие системы воспитательной работы воспитателя говорит о правильном его подходе к процессу обучения и воспитания детей. Согласно требованиям ФГОС, педагог должен составлять и планировать свою работу таким образом, чтобы в ней в слаженном состоянии были задействованы разнообразные методики обучения и воспитания, включая апробированные и проверенные, а также наиболее передовые и современные. Все они вместе и формируют систему работы воспитателя ДОУ.
Система методической работы в ДОУ
Не только воспитатели должны четко формировать свою деятельность в виде слаженной системы работы. Это же относится и к функциям руководства детского образовательного учреждения, и его специалиста по методической работе.
Система работы старшего воспитателя ДОУ с педагогами представляет собой целостные меры, направленные на формирование высоких личностных и профессиональных качеств воспитателей, развитие их профессиональных способностей и талантов, повышение уровня квалификации каждого отдельного сотрудника и всего коллектива в целом.
Задачей заведующего и старшего воспитателя является выработка такой системы, обнаружение и применение доступных и эффективных методов повышения педагогического мастерства воспитателей. Для этого важно добиться соответствия целей и задач содержанию и формам методической работы в ДОУ.
При помощи системного подхода удается полностью реализовать творческий потенциал каждого педагога и воспитателя, а это приводит значительному прогрессу уровня воспитания и обучения во всем ДОУ.