Диагностика ориентировки в пространстве детей 4-5 лет в подвижных играх.
© 2020
Проблема ориентировки в пространстве и формирования пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии и педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека
Ориентировка в пространстве является одним из важных умений, без которого сложно представить полноценную жизнь. После рождения ребенка его окружает множество вещей и предметов, расположенных вокруг него. Для него даже его небольшая кроватка кажется большим новым миром. С раннего возраста ребенок начинает осваивать пространство вокруг себя. Для него это необъемный мир, полный открытий. Наша задача в этот период помочь ребенку научиться ориентироваться в любом пространстве, преодолеть страх перед неизведанным и двигаться к его изучению. В случае если у ребенка дошкольного возраста ориентировка в пространстве будет развита недостаточно хорошо, ребенку будет сложно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
Согласно исследованиям многих психологов, недостаточное развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста негативно влияет на развитие всех психических процессов, что, в свою очередь, влечет за собой неготовность к дальнейшему обучению в школе. Развитие ориентировки в пространстве влияет на восприятие, мышление и речь, так как источником этого развития является чувственный опыт (ощущения) ребенка. Диапазон чувственного опыта, в свою очередь, зависит от развития определенных действий у ребенка (рассматривание, ощупывание и т.д.) и степени развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Оптимальным возрастом для развития ориентировки в пространстве у детей является средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этом возрасте точкой исчисления в пространстве ребенок считает свое тело.
Изучением ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как В. С. Сверлов, Ф. Н. Шемякин, Е. Н. Подколзина, Л. И. Плаксина, Л. А. Дружинина и другие.
В ФГОС ДО основным видом деятельности для детей от 4 до 8 лет является игра. В широком смысле, игра - «это один из видов активности человека и животных, возникающий на определенном этапе эволюции» [4]. Для наиболее эффективного развития ориентировку в пространстве у детей среднего дошкольного возраста следует использовать подвижные игры. Подвижная игра, в первую очередь, удовлетворяет главную потребность дошкольника – это потребность в движении. Включенность в подвижную игру требует от детей непосредственного восприятия пространства, а также активацию словаря (слева, справа, сзади и т.д.), общее развитие речи, развитие двигательных качеств и др.
Во всех сферах деятельности человека важную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве является одним из условий взаимодействия организма с окружающим миром [5]. Пространством является «форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность» [59].
Ориентировка или ориентирование – это «определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства» [39].
В своих книгах В.С. Сверлов определял пространственную ориентировку как «способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них» [43, с.1]. Другое определение этого понятия можно найти в Большой медицинской энциклопедии. Согласно ей пространственная ориентировка - «это способность человека определять свое положение и характер перемещения в пространстве относительно линии горизонта, вектора силы тяжести и окружающих предметов» [24, с. 407].
Пространственная ориентировка осуществляется на основе пространственных представления. Пространственные представления – «представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.» [8, с. 374]. Пространственные представления, в свою очередь, базируются на взаимодействии зрительного, вестибулярного, интероцептивного и других анализаторов [9].
Об этом говорил В. М. Бехтерев. Он утверждал, что механизм восприятия пространства заключается в взаимосвязанной деятельности органов равновесия с внешней рецепцией и двигательным аппаратом [46]. Он так же отметил, что зрительная сенсорная система играет наибольшее значение в восприятии пространства. И. М. Сеченов и И. П. Павлов, в свою очередь, утверждали, что в осуществлении пространственной ориентировки большее значение имеет двигательный анализатор [14]. Однако,Э. Ш. Айрапетьянц и А. С. Батуев доказали, что пространственный анализ обеспечивается комплексом динамически увязанных между собой анализаторов: зрительного, вестибулярного, кожного и мышечного [46].
Двигательная деятельность связана с анализом окружающего пространства. В ее основе лежит сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних анализаторов. У детей дошкольного возраста развитие ориентировки в пространстве связано с участием кинестезии, то есть мышечного чувства, в системе условно-рефлекторных связей. Однако, восприятие пространства у человека является функцией зрения, так как он ориентируется в пространстве, в основном, на основе зрительных данных. Как мы сказали ранее, под пространством понимается положение предметов, величины, контура, рельефа, покоя пространства и его движения. Восприятие вышеперечисленного, то есть восприятие пространства, как правило, производится движущимся глазом, и мышечное чувство в совокупности с зрительными ощущениями играет в деятельности самого глаза существенную роль. Благодаря этому глаз может «ощупывать» предмет. В данном случае глаз выполняет функцию измерительного прибора. Как говорил И. М. Сеченов: «пространственное видение есть видение измерительное с самого начала своего развития» [45]. Можно сказать, что в качестве измерителей здесь выступают ощущения, возникающие на основе движения. Движения вносят расчлененность и оформленность в восприятие пространства. Без подвижного глаза этого не могло бы быть [31].
Подвижные игры являются эффективным методом развития ориентировки в пространстве у детей четырех-пяти летнего возраста. Подобную работу следует проводить целенаправленно и систематически в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулках, вечерах-развлечений.