Психология педагогической деятельности воспитателя

психология педагогической деятельности воспитателя

Деятельность любого педагога неразрывно связана с психологией, так как работать приходится с детьми. Особенно важно уделять внимание психологическим вопросам сотрудникам детских дошкольных учреждений, потому что у малышей раннего возраста есть ряд определенных особенностей, которые необходимо обязательно учитывать при работе. Именно поэтому огромное значение имеет психология воспитателядетского сада.

Печатные и электронные издания в помощь воспитателям ДОУ

Центральным элементом всей педагогической работы в детском образовательном учреждении является личность воспитателя. Основным психологическим компонентом его работы является любовь к детям. Без нее любые высокие достижения и огромные знания не будут иметь никакого значения, потому что дети инстинктивно ощущают отношение к себе взрослых. Невозможно обучать и воспитывать ребенка, если он не воспринимает воспитателя, чувствует «холодок» и напряженность в отношениях.

Еще один важный компонент в успешном воспитании и обучении дошкольников – это определенный багаж знаний не только в профессиональной сфере, но и в детской психологии для воспитателя. В зависимости от возраста воспитанника должны меняться не только педагогические приемы, но и психологические подходы, а это требует знания психологии и грамотного их применения в своей работе.

На помощь воспитателю приходят многочисленные публикации и книги по детской психологии. Статьи на эту тему можно найти в интернете на профильных педагогических сайтах, скачать в электронном виде или же приобрести на бумажных носителях.

Одной из таких важных и полезных для каждого учителя и воспитателя является книга Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». Вдумчивое ее изучение поможет любому педагогическому сотруднику получить полезные знания, которые они затем смогут применять на практике. Также изучение источников способствует решению важных вопросов и задач, которые стоят перед каждым педагогом и воспитателем в процессе обучения и воспитания дошкольников.

В своей книге Добрович проводит параллели между психологией и психотерапией, находя сходство в закономерностях общения. Это очень важный момент, который поможет разобраться в столь сложном вопросе, как психология общения для воспитателей. Особенностью этой работы является тот факт, что некоторые особенно важные и ответственные моменты поданы в виде дискуссии, в которой принимают участие три специалиста – психотерапевт, психолог и педагог. Рассматривание вопросов с точки зрения представителей разных профессий поможет получить, обработать и внедрить в свою постоянную практику очень важную и ценную информацию по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Психология педагогической деятельности

психология педагогической деятельности

Психологическая структура педагогической деятельности состоит из следующих компонентов:

  • Анализ предыдущих педагогических задач, выявление преимуществ и недостатков проделанной работы.
  • Мотивация и выявление направления деятельности, то есть постановка новых задач, определение целей, готовность к новой работе.
  • Исполнение: выбор и использование методик и способов взаимодействия с воспитанниками.
  • Контроль и оценка: педагогический анализ проделанной работы.

Кроме любви к детям и готовности посвящать им все свои силы и способности, от воспитателя требуются и иные качества. На одном из первых мест стоит эмпатия, то есть способность сопереживать, так как без этого взрослому не понять переживаний маленького ребенка. Кроме этого, от воспитателя потребуется высочайшая работоспособность и эмоциональная устойчивость, наблюдательность, определенная гибкость в поведении и принятии решений.

В своей работе педагогу придется сталкиваться с разными ситуациями, например, с тем, что ребенок наговаривает на воспитателей. Ему предстоит не только разобраться в ситуации, но и выяснить, по каким причинам воспитанник детского сада делает это. Поводом может быть и личная неприязнь к сотруднику, и отклонения в психическом развитии дошкольника, поэтому на воспитателе лежит большая ответственность. Ему необходимо не только понимать принципы работы детской психологии в соответствии с возрастом воспитанников, но и уметь делать правильные выводы, трактовать ситуацию с точки зрения психологии и принимать меры, тактично сообщая о существующих сложностях родителям проблемного ребенка.

психология дошкольного образования

Психология дошкольного образования требует от воспитателя большой наблюдательности, так как именно таким способом ему удается выявлять различные проблемы и справляться с ними. Но его роль состоит не только в обнаружении сложностей и отклонений в поведении и психике малышей, но и в выявлении их склонностей и возможностей. Более активные и физически развитые дети имеют явную склонность к спорту и подвижной игровой деятельности, а творческие натуры умеют воплощать свои фантазии в рисунках, поделках, театрализованных действах, чтении, музыкальных выступлениях. От педагога и его внимательности к особенностям психологической конституции ребенка зависит, будут ли замечены специфические черты его натуры, поддержаны и развиты.

То же самое касается и поведения детей. Если ребенок пассивен, ведет себя робко, не общается со сверстниками, старается уклониться от разговоров со взрослыми, педагогу предстоит выяснить причины такого поведения. То же самое относится и к агрессивному, дерзкому, заносчивому поведению ребенка. В особо сложных ситуациях воспитателю придется работать совместно с психологом детского сада.

Огромное значение имеют для воспитателей тесты по детской психологии. Они позволяют определить уровень подготовки и знаний педагога в этой важной и ответственной области знаний, а также помогают самому воспитателю найти «слабое звено» в своей базе знаний по психологии и заняться самообразованием в этой сфере. Они способствуют прохождению анализа знаний в самой краткой и быстрой для проверки форме, стимулируют у педагога интерес к изучению этой важной тематики.

Психологические тесты для детей помогают выявить психотип ребенка, ближе познакомиться с ним, разобраться в его чувствах, переживаниях, мотивах действий и поступков. Это особенно важно в тех ситуациях, когда ребенок в силу своего возраста не может самостоятельно связно объяснить, что его волнует и что с ним происходит.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.12.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.