Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профессиональное мастерство педагога воспитателя и участие в конкурсах

профессиональное мастерство воспитателя

Умение воспитывать – это искусство сродни таланту запечатлевать внешность человека на холсте или игре на музыкальных инструментах. Всему этому нужно учиться, долго и старательно, к тому же потребуется иметь хоть немного таланта, чтобы быть успешным в профессии. Это в полной мере касается и работы воспитателя. После родителей и родственников воспитатель – первый взрослый человек, который серьезно влияет не только на знания и умения ребенка, но и на его характер, поведение, наклонности. От него зависит очень многое, поэтому и требования к профессиональному мастерству воспитателя ДОУ предъявляются очень высокие.

Он должен отличаться следующими качествами:

  • Большой запас профессиональных знаний и умение артистично их использовать в своей деятельности.
  • Владение педагогическими технологиями и специальными навыками.
  • Огромное терпение.
  • Любовь к детям.
  • Толерантное отношение не только к воспитанникам, но и к их родителям, другим сотрудникам ДОУ.
  • Справедливое отношение к людям.
  • Высокий уровень эрудиции.
  • Доброжелательность и эмпатия.
  • Уважение чужого мнения даже в том случае, если оно противоречит собственному мнению и убеждениям воспитателя.
  • Умение выходить из любой сложной ситуации, хорошая реакция при чрезвычайных случаях.
  • Физическая и психологическая выносливость, способность сопротивляться стрессу.

Но все эти качества больше относятся к личностным характеристикам воспитателя. Для его полноценной работы огромное значение имеют и профильные знания, а также умение виртуозно использовать их на практике, то самое профессиональное мастерство, которому так много внимания уделяется в последнее время.

Профессиональное мастерство как мерило успешности воспитателя

профессиональное мастерство как мерило успешности воспитателя

В свете требований передовой педагогической науки педагогическое творчество рассматривается как естественное состояние деятельности воспитателя, при котором он создает принципиально новые способы решения поставленных перед ним задач. При этом основой профессионального мастерства являются профильные знания, навыки и умения. 

Основа развития педагога и воспитателя в своей профессии – это постоянное накопление новых знаний и стремление к профессиональному росту. В последние годы этому уделяется особенно много внимания, поскольку жизненные ситуации и условия вокруг нас радикально изменились по сравнению с прошедшими десятилетиями. Именно поэтому нельзя останавливаться в своем развитии – это будет означать, что как воспитатель вы уже ничего не стоите.

В воспитании не может быть ни шаблонов, ни однообразного, безынициативного подхода к работе. Это приведет к тому, что воспитанникам такой педагог ничего не привьет, не подарит хорошего, а сам воспитатель вскоре будет страдать от профессионального выгорания, чувства собственной никчемности и несостоятельности.

Против этого есть только одно средство – это творчество. В самообразовании и постоянном саморазвитии воспитатель находит ответы на все свои вопросы, а его воспитанники получают важные жизненные навыки и умения в максимально понятной и доступной для их возраста форме. Посещение детского сада для детей становится праздником, радостью, а не унылыми серыми буднями. Именно этого и добивается современная педагогическая наука. А для достижения всего этого необходим высочайший уровень педагогического мастерства.

Умения, необходимые воспитателю для достижения профессионального мастерства

Для успешного освоения своей профессии каждый воспитатель должен обладать следующими профессиональными навыками:

  • Гностические умения – изучение личности каждого ребенка и всего коллектива в целом.
  • Конструктивные умения – планирование деятельности.
  • Организаторские умения подразумевают способность грамотно регламентировать и направлять различные виды деятельности воспитанников.
  • Аналитическая деятельность – анализ полученных результатов с целью развития и изменения педагогической деятельности.
  • Специальные навыки – умение петь, танцевать, декламировать стихотворения, рисовать и так далее.

Совокупность навыков и умений, желание их развивать и совершенствовать определяет основные качества педагога и воспитателя.

Формы работы по совершенствованию профессионального мастерства

формы работы по совершенствованию профессионального мастерства

По уровню мастерства в своей профессии все виды непрерывного образования и повышения профессионального мастерства воспитателей можно разделить на следующие формы:

  1. Фронтальные, включающие в себя курсы повышения квалификации, педагогические часы и педсоветы, семинары, консультации, тренинги, деловые игры, открытые занятия, смотры-конкурсы и дискуссии.
  2. Подгрупповые – городские конкурсы, «школа молодого воспитателя», творческие объединения, экспертный и методический совет, обмен опытом, аттестационная комиссия и так далее.
  3. Индивидуальные – обучение в ВУЗе по педагогической специальности, обобщение опыта работы, аттестация, самообразование, наставничество, областные конкурсы.

Оценка профессионального мастерства воспитателя – важный этап, позволяющий определить не только качество подготовки и работы специалиста, но и полезность его деятельности, возможность передачи его опыта для воплощения в жизнь другими специалистами. Для этих целей могут использоваться различные методы, в том числе и карта анализа профессионального мастерства воспитателя ДОУ.

Повышение и совершенствование профессионального мастерства воспитателя достигается множеством различных методов и подходов. Высшим уровнем оценки творческого подхода к работе педагога является конкурс профессионального мастерства для воспитателей «Воспитатель года». Для достижения этой высокой ступени ему предстоит много успешно учиться и самосовершенствоваться, принимая участие в конкурсах профессионального мастерства для воспитателей детских садов различного уровня. 

Тот факт, что воспитатель стремится не просто завоевать высокое положение, а вкладывает в свою работу буквально всю душу, говорит о том, что человек обрел свое призвание. Быть воспитателем – это очень сложно, нужно буквально полностью отдаваться своему делу. Но наградой служит множество детей, которые получили путевку в жизнь у талантливого педагога, которого будут с любовью вспоминать и через много лет.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области