Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Наглядные методы в системе экологической работе с детьми

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Наглядные методы в системе экологической работе с детьми.

Проблема отношения общества к природе стала одной из самых актуальных проблем в современном мире. Природа – это не только естественная среда обитания человека. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей мягче и добрее, расширяет кругозор. Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и в конечном счёте самого человека. Поэтому актуально становление у человека потребности экологически грамотно взаимодействовать с миром природы.

Каждому человеку необходима система знаний о природных объектах, предметах и явлениях. Важно уже в дошкольном возрасте воспитывать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к её объектам, развивать потребность в познавательном общении с природным окружением. Ведь ребёнок-дошкольник в силу своей возрастной специфики оптимально восприимчив ко всей информации поступающей извне. Основными задачами экологического образования детей являются знакомство детей с основами гармоничного, экологически грамотного взаимодействия с миром природы, воспитание потребности в общении с природными объектами, формирование осмысленного отношения к миру природы.

Реализовывать воспитание ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы позволяет использование различных методов и форм работы по экологическому образованию. Значимую роль в организации процесса ознакомление с окружающим миром играют наглядные методы.

Одним из ведущих наглядных методов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, является наблюдение. Как метод наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного. Огромное значение в результативности наблюдения имеет деятельность педагога. Именно воспитатель ставит цели наблюдения, планирует его ход. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо соблюдение ряда требования к его организации и проведению.

Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объём информации. Представление об объектах и явлениях природы формируется у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними. Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.

Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

Знания, полученные детьми в результате наблюдения за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

В организации наблюдений следует продумать систему, их взаимосвязь. Это обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.

Этапы наблюдения

Этапы

Цель

Приемы, содержание

1 этап

Подготовительный

Стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения

Приёмы: краткая беседа, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления.

Воспитатель указывают цель и задачи наблюдения, формулирует задания детям.

2 этап

Сосредоточение произвольного внимания на наблюдаемом объекте

Поддержание познавательного интереса, который был вызван на первом этапе

Сюрпризные заготовки либо познавательные задания (загадки, поговорки и пр.)

3 этап

Основной

Самостоятельное наблюдение за предметом или объектом

Важно целостное восприятие предмета или явления. Воспитатель обращает внимание детей на особенности предмета, его части и свойства, задаёт вопросы, которые должны иметь направляющий характер, ориентировать детей на последующее осмысление полученной информации.

4 этап

Заключительный

Цель - закрепить и уточнить информацию, полученную с детьми, выделить то новое, что дети узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекта наблюдения.

Целесообразно данный этап наблюдения связать содержательно с изобразительной деятельностью детей. Большое значение имеет подведение результатов деятельности наблюдения. Итог наблюдения может быть выражен в продуктах детской деятельности (рисунках, лепке, поделках из природного материала, рассказах детей и пр.)

По мере овладения деятельностью наблюдение у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.

Классификация видов наблюдения:

Распознающие наблюдения

Длительные наблюдения

Воссоздающие наблюдения

По длительности выделяют эпизодические наблюдения (несколько минут) и длительные наблюдения (несколько дней).

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные наблюдения.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель – первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель – установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель – обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области