Наглядные методы в системе экологической работе с детьми.
Проблема отношения общества к природе стала одной из самых актуальных проблем в современном мире. Природа – это не только естественная среда обитания человека. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей мягче и добрее, расширяет кругозор. Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и в конечном счёте самого человека. Поэтому актуально становление у человека потребности экологически грамотно взаимодействовать с миром природы.
Каждому человеку необходима система знаний о природных объектах, предметах и явлениях. Важно уже в дошкольном возрасте воспитывать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к её объектам, развивать потребность в познавательном общении с природным окружением. Ведь ребёнок-дошкольник в силу своей возрастной специфики оптимально восприимчив ко всей информации поступающей извне. Основными задачами экологического образования детей являются знакомство детей с основами гармоничного, экологически грамотного взаимодействия с миром природы, воспитание потребности в общении с природными объектами, формирование осмысленного отношения к миру природы.
Реализовывать воспитание ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы позволяет использование различных методов и форм работы по экологическому образованию. Значимую роль в организации процесса ознакомление с окружающим миром играют наглядные методы.
Одним из ведущих наглядных методов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, является наблюдение. Как метод наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного. Огромное значение в результативности наблюдения имеет деятельность педагога. Именно воспитатель ставит цели наблюдения, планирует его ход. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо соблюдение ряда требования к его организации и проведению.
Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объём информации. Представление об объектах и явлениях природы формируется у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними. Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
Знания, полученные детьми в результате наблюдения за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
В организации наблюдений следует продумать систему, их взаимосвязь. Это обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
Этапы наблюдения
Этапы | Цель | Приемы, содержание |
1 этап Подготовительный | Стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения | Приёмы: краткая беседа, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления. Воспитатель указывают цель и задачи наблюдения, формулирует задания детям. |
2 этап Сосредоточение произвольного внимания на наблюдаемом объекте | Поддержание познавательного интереса, который был вызван на первом этапе | Сюрпризные заготовки либо познавательные задания (загадки, поговорки и пр.) |
3 этап Основной | Самостоятельное наблюдение за предметом или объектом | Важно целостное восприятие предмета или явления. Воспитатель обращает внимание детей на особенности предмета, его части и свойства, задаёт вопросы, которые должны иметь направляющий характер, ориентировать детей на последующее осмысление полученной информации. |
4 этап Заключительный | Цель - закрепить и уточнить информацию, полученную с детьми, выделить то новое, что дети узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекта наблюдения. | Целесообразно данный этап наблюдения связать содержательно с изобразительной деятельностью детей. Большое значение имеет подведение результатов деятельности наблюдения. Итог наблюдения может быть выражен в продуктах детской деятельности (рисунках, лепке, поделках из природного материала, рассказах детей и пр.) |
По мере овладения деятельностью наблюдение у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.
Классификация видов наблюдения:
Распознающие наблюдения
Длительные наблюдения
Воссоздающие наблюдения
По длительности выделяют эпизодические наблюдения (несколько минут) и длительные наблюдения (несколько дней).
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, выделяют индивидуальные, групповые и фронтальные наблюдения.
В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель – первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель – установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель – обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).