План-конспект урока
«Семейные правоотношения»
ФИО – Чанкина Людмила Владимировна
Место работы – МАОУ СОШ№19 г. Балаково Саратовской области
Должность – учитель истории и обществознания.
Предмет – обществознание
Класс – 9-ый класс
Тема раздела и номер урока в теме – Раздел «Право», 12-й урок в теме.
Учебник – Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. " Обществознание" – М., "Просвещение", 2016 г. §18
Цель урока – сформировать представление о сущности брака, содержании семейных правоотношений и ответственности за будущую семейную жизнь.
Задачи:
- личностные – развивать мотивацию к учебной деятельности, самоуважение и самооценку, учить понимать границы собственного знания и незнания, осознавать важность и социальную ценность семьи, законодательного регулирования семейных отношений, роли семьи в обществе.
- метапредметные – учить контролировать свою учебную деятельность, развивать коммуникативные навыки, совершенствовать умение работать с учебным текстом и понятиями, отвечать по предложенному алгоритму, применять полученные знания в новых условиях.
- предметные – усвоить знания о браке, о порядке и условиях его заключения и расторжения, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; понимать специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений.
10. Тип урока – «Урок открытия новых знаний»
11. Формы работы учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная
12. Методы обучения – методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля (самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка), образовательные технологии (проблемного обучения, кейс-технология, сотрудничество, здоровьесберегающая технология), информационные технологии.
13. Необходимое техническое оборудование и другие образовательные ресурсы – Мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация по теме урока, групповые задания по методике кейс-технологии.
14. Технологическая карта урока –
№№ пп | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия | Время |
1. | Мотивация деятельности учащихся | Организует и настраивает класс на учебную деятельность, разделяет обучаемых на 5 групп. | Настраиваются на продуктивную учебную деятельность | Личностные – мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные – координировать действия в группе | 1 минута |
2. | Актуализация деятельности учащихся | Вопросы: какие отношения в обществе называют правовыми? какова структура любого правоотношения? как взаимосвязаны права и обязанности субъектов правоотношений? Подводит учащихся к объявлению темы урока: цитата «Самое главное и ценное в жизни – это …! Сначала, в которой ты рождаешься, а затем, которую создаешь»Джонни Депп Определите вид правоотношений в обществе… Демонстрация титульного слайда презентации | Повторение §9 «Правоотношения» Ожидаемые ответы: 1) социальные отношения, регулируемые нормами права, 2) Различаютсубъекты (участники),объекты( на что направлены) исодержание(права и обязанности субъектов) правоотношений, 3) отличие – право – основанная на свободе и гарантированная государством возможность человека удовлетворить свои определенные интересы, обязанность – необходимое поведение человека, обеспечиваемое принудительной силой государства; общее – без обязанности невозможно соблюдение права и наоборот… В цитате пропущено слово СЕМЬЯ, вид правоотношений –семейные правоотношения | Личностные - потребность в самовыражении и самореализации Регулятивные – соблюдать нормы фронтальной работы на уроке Коммуникативные – адекватно использовать речь для формулирования ответов Познавательные - давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции с понятиями | 5 минут |
3. | Построение проекта деятельности | Намечает план изучения темы урока Вопросы: 1) к какой отрасли права относится данный вид правоотношения? 2) Поскольку семья начинается с брака, то следует изучить… 3) Как правило, каждый вид правоотношений имеет сою специфику, и следует изучить… 4-5) А вы являетесь субъектами семейных правоотношений? А ваши родители? Значит следует выяснить… В ходе беседы на слайде 2 появляются пункты плана урока | Формулируют план открытия новых знаний: Сущность семейного права и юридическое содержание понятий брака и семьи Условия и порядок заключения брака Особенности семейных правоотношений Правоотношения супругов и брачный договор Правоотношения родителей и детей | Личностные – целеполагание и проектирование деятельности Регулятивные – учить целеполаганию, включая постановку новых целей Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные - формировать устойчивый познавательный интерес | 3 минуты |
4. | Постановка проблемы | Подводит обучаемых к постановке проблемы урока: Можно ли утверждать, что каждый человек в своей жизни обязательно заключает брак? каждый человек в своей жизни становится субъектом семейных правоотношений? Какую проблему можно поставить в контексте с этими размышлениями? После формулирования демонстрируетсяслайд 3с проговоренной проблемой | Ожидаемые ответы: Нет, не все. Пример: есть люди, которые не женятся и не выходят замуж. Не каждый, если он не знает родителей и жил в детском доме. Формулируют проблему: Может ли семья существовать без брака, а брак без семьи? | Личностные – самореализация Регулятивные – соотносить свое мнение с мнением коллектива соблюдая нормы дискуссии Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные - формировать навык поиска проблемных вопросов в изучаемой теме | 2минуты |
5. | Открытие новых знаний | Обращает внимание на папки с заданиями для каждой группы, поясняет, что ввиду большого информационного объема, обучаемые будут работать в группах в соответствии с установленным планом действий по условленному алгоритму, добывая информацию из указанных фрагментов §18 учебника Демонстрацияслайда 4«Семейное право»,слайда 5«Условия и порядок заключения брака»,слайда 6«Особенности семейных правоотношений»,слайда 7«Правоотношения супругов и брачный договор»,слайда 8«Правоотношения родителей и детей» | Самостоятельная деятельность в группах по алгоритму: выделить из указанного фрагмента §18 учебника основные понятия, дать определения новым понятиям, выделить главную идею фрагмента, прокомментировать предложенную схему. Выступление докладчиков от групп: Сущность семейного права и юридическое содержание понятий брака и семьи Условия и порядок заключения брака Особенности семейных правоотношений Правоотношения супругов и брачный договор Правоотношения родителей и детей Запись в рабочую тетрадь определений понятий «семейное право», «Брак», «Личные неимущественные права супругов», «брачный договор», «имущественный права супругов». Комментирование схем «Условия и порядок заключения брака», «Структура семейных правоотношений», «права и обязанности родителей и детей». | Личностные – формировать ориентацию в системе правовых норм и правовом пространстве общественных отношений Регулятивные – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, контролировать свое время и управлять им. Коммуникативные – строить монологическое контекстное высказывание, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. Познавательные – структурировать тексты, выделяя главное и второстепенное, главную идею текста, осуществлять расширенный поиск информации, создавать и реализовывать модели и схемы для решения задач, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции установления родовидовых отношений, ограничения понятий, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать понятия | 20 минут |
6. | Выполнение заданий по эталону | Побуждает на основе новых знаний перейти к выполнению правовых задач рубрики «В классе и дома» №1, 3, 4. Мультимедийный проектор на время отключен | Решение правовых задач. Ожидаемые ответы: 1 – права Таня. Для того, чтобы выйти замуж в 17 лет, нужно пройти процедуру эмансипации; 3 – нет, наоборот, родители Аркадия следят за здоровьем сына и контролируют выполнение д.з.; 4 – суд признает дом совместным имуществом супругов, подлежащим разделу. | Личностные – формировать компетентности в реализации основ гражданской идентичности Регулятивные – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контролировать время и управлять им Познавательные – применять новые знания на практике | 7 минут |
7. | Корректировка знаний и решение проблемы | Демонстрируетсяслайд 9с ключом к решениям заданий. Выявление сложностей при выполнении задания, комментирование решений | Выявление сложностей при выполнении задания | Личностные – формировать основы критического мышления Регулятивные - адекватная самооценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в исполнение | 2 минуты |
8. | Домашнее задание | Демонстрируетсяслайд 10: Нижний уровень - §18, выполнить письменно в тетради по теме 18 задания 1 и 5, с.149 Высший уровень – написать мини-сочинение с привлечением дополнительной информации о нарушениях прав ребенка в семье. | Записывают домашнее задание в дневник (нижний уровень) и в тетрадь (высокий уровень) | Личностные – уметь делать выбор, ставить цели и намечать план действий в соответствии со своими возможностями Регулятивные - уметь делать выбор, ставить цели и намечать план действий в соответствии со своими возможностями Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с привлечением различных образовательных ресурсов, в т.ч. Интернета | 1 минута |
9. | Решение проблемы, рефлексия и оценка деятельности учащихся | Побуждает обучаемых к решению проблемы; К групповой и индивидуальной самооценке (по принципу «знал – узнал – что было сложно – что заинтересовало – что хочу узнать) Для подсказки демонстрируетсяслайд 11с указанными вопросами Дает объективную оценку рабочим группам и отдельным ученикам | Ожидаемые выступления: если речь идет о полной семье, то семьи без брака не бывает, а если семья неполная, например, мать и ребенок, то бывает. С другой стороны, брак без семьи – фиктивный, ненастоящий. Оценивают работу групп и свою деятельность на уроке по предложенной схеме. | Личностные – формировать позитивную, но адекватную моральную и самооценку Регулятивные – принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату т по способу действия, адекватная самооценка правильности выполнения действий Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные – делать заключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации | 4 минуты |