Изучение психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры
Проблема психомоторного развития ребенка является одной из важнейших в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это естественно, потому что на первых стадиях развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.
Сравнительно-сопоставительный анализ современных исследований позволил определить, что психомоторика –это:
-совокупность сознательно управляемых двигательных действий;
- процесс, обобщающий психику с её двигательным выражением – мышечным движением [2].
Формирование психомоторных функций играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее быстро происходит развитие крупной и мелкой моторики, дети становятся устойчивее в статических позах и в динамике, появляется выразительность, плавность и точность в движениях. Появляется усвоение ритма, темпа движений, улучшается пространственная ориентировка собственного тела.
Цель экспериментального исследования – изучение психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры.
База исследования. ГБУСО Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика контингента детей. В эксперименте приняло участие 20 детей дошкольного возраста. И контрольную и экспериментальную группу составили дети дошкольного возраста, находящиеся на цикле в РЦ. Отличие этих двух групп заключалось в том, что с детьми контрольной группы в реабилитационном процессе проводились традиционные занятия по лечебной физкультуре; с ними не реализовывалась специальная развивающая программа коррекции психомоторного развития средствами адаптивной физической культуры. Вместе с тем в экспериментальной группе наряду с традиционной лечебной физкультурой была реализована программа коррекции психомоторного развития. Отличие реализуемой программы от традиционной состояло в том, что она включала в себя не только развитие моторики, но и работу над психологической составляющей психомоторики (развитие внимания, памяти, самоконтроля, повышение мотивировки к использованию усвоенных движений и т.п.).
Суть педагогического эксперимента:
1. Все испытуемые были поделены на две группы.
2. При подборе групп и разработке методики мы исходили из того, что занятия по адаптивной физической культуре показаны всем детям, которые наблюдаются в реабилитационном центре.
3. Результаты воздействия занятий по адаптивной физической культуре в группах определялись путём сравнения параметров психомоторного развития детей на этапах педагогического эксперимента в течение одного цикла занятий.
4. Выявленные различия указанных характеристик являлись свидетельством преимущества использования разработанной методики, что и определяло существо проведенного педагогического эксперимента.
Критериями оценки уровня психомоторного развития дошкольников послужили:
– объём запоминания последовательности движений;
– степень владения навыками самоконтроля при выполнении двигательных проб;
– способность произвольного торможения движений;
– характер пространственной организации движений;
– степень развития произвольной моторики пальцев рук.
В ходе экспериментального исследования нами были подобраны следующие методики:
1) Методика обследования психомоторного развития детей Г.А. Волковой (модифицированная).
2) Исследование произвольных движений и действий (А.Р.Лурия).
Коррекция психомоторного развития средствами адаптивной физической культуры является важным направлением оздоровительно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребёнка и на становление его познавательной деятельности.
Нами была составлена коррекционная программа, целью которой являлось развитие психомоторики дошкольников средствами адаптивной физической культуры.
Срок реализации коррекционной программы – с ноября 2019 г. по март 2020 г.
Форма обучения: групповая.
Режим занятий: 2 занятия в неделю.
Продолжительность занятий: 5 минут – организационный момент, 20-25 минут образовательная деятельность, 5 динамическая пауза, 5 минут – рефлексия, подведение итогов;
Развивающая работа с использованием средств адаптивной физической культуры включала в себя два направления.
1. Совершенствование двигательной сферы (координационных способностей, кинетической и кинестетической основы движений, переключаемости движений и т.п.).
2. Развитие психических процессов, лежащих в основе психомоторного развития (развитие двигательной памяти, внимания, пространственного мышления и др.).
Результаты обследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем этапе исследования представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1
Результаты исследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем этапе исследования
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Абс. Показатель | Отн. показатель | Абс. показатель | Отн. показатель | |
Высокий уровень | – | 0% | – | 0% |
Средний уровень | 7 детей | 70% | 6 детей | 60 % |
Низкий уровень | 3 ребёнка | 30% | 4 детей | 40 % |
Таблица 2
Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем этапе исследования (по исследуемым параметрам)
Параметры | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль | 28% | 25% |
Возможности произвольного торможения движений | 25% | 28% |
Характер статической и динамической координации движений | 33% | 27% |
Уровень владения динамической координацией движений | 38% | 39% |
Внимание при выполнении двигательных проб | 15% | 13% |
Координация движений, переключаемость, наличие или отсутствие движения | 38% | 42% |
Пространственная организация движений | 41% | 40% |
Степень развития произвольной моторики пальцев рук | 41% | 41% |
Результаты обследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3
Результаты исследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Абс. показатель | Отн. показатель | Абс. показатель | Отн. показатель | |
Высокий уровень | – | 0% | – | 0% |
Средний уровень | 6 детей | 60% | 6 детей | 60 % |
Низкий уровень | 4 ребенка | 40 % | 4 ребенка | 40 % |
Таблица 4
Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования (по исследуемым параметрам)
Параметры | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Состояние общей моторики | 35% | 35% |
Ручной праксис | 35% | 35% |
Пространственный праксис | 36% | 35% |
Моторика пальцев рук | 41% | 41% |
Динамический праксис | 31% | 31% |
Реципрокная координация рук | 41% | 39% |
Таким образом, проанализировав результаты выполнения детьми заданий по двум методикам, нами были выделены следующие качественные особенности психомоторного развития дошкольников:
– неточность, слабость движений, дискоординированность;
– затруднено удержание равновесия;
– отмечается трудность в переключении движений, быстрой смене поз и действий;
– имеются трудности при выполнении последовательности движений;
– искажение темпа, ритма и амплитуды движения;
– сложность в запоминании последовательности двигательных операций;
– нарушение ориентации в пространстве;
– трудности в вычленении и воспроизведении заданного движения изолированно.
Результаты контрольного этапа эксперимента
Количественные результаты контрольного этапа экспериментального исследования по двум проведённым методикам отражены в таблицах 5-8.
Таблица 5
Динамика психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой
на констатирующем контрольном этапах исследования
Уровни | Констатирующий этап исследования | Контрольный этап исследования | ||
Абс. показатель | Отн. показатель | Абс. показатель | Отн. показатель | |
Высокий уровень | – | 0% | – | 0% |
Средний уровень | 6 детей | 60 % | 8 детей | 80% |
Низкий уровень | 4 ребенка | 40 % | 2 ребенка | 20% |
Таблица 6
Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем и контрольном этапах исследования (по исследуемым параметрам)
Параметры | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль | 25% | 40% |
Возможности произвольного торможения движений | 28% | 45% |
Характер статической и динамической координации движений | 27% | 48% |
Уровень владения динамической координацией движений | 39% | 55% |
Внимание при выполнении двигательных проб | 13% | 48% |
Координация движений, переключаемость, наличие или отсутствие движения | 42% | 48% |
Пространственная организация движений | 40% | 52% |
Степень развития произвольной моторики пальцев рук | 41% | 52% |
Таблица 7
Динамика психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия
на констатирующем контрольном этапах исследования
Уровни | Констатирующий этап исследования | Контрольный этап исследования | ||
Абс. показатель | Отн. показатель | Абс. показатель | Отн. показатель | |
Высокий уровень | – | 0% | – | 0% |
Средний уровень | 6 детей | 60 % | 8 детей | 80% |
Низкий уровень | 4 детей | 40 % | 2 ребёнка | 20% |
Таблица 8
Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем и контрольном этапах исследования (по исследуемым параметрам)
Параметры | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Состояние общей моторики | 35% | 47% |
Ручной праксис | 35% | 45% |
Пространственный праксис | 35% | 44% |
Моторика пальцев рук | 41% | 52% |
Динамический праксис | 31% | 37% |
Реципрокная координация рук | 39% | 47% |
Качественное изменение результатов выполнения дошкольниками двигательных проб по предложенным методикам выразилось в следующем:
– увеличении количества точно выполненных двигательных проб;
– улучшении координации движений;
– увеличении скорости выполнения двигательных проб;
– более быстром темпе переключения движений;
– улучшении ориентация в пространстве;
– в позитивной динамике запоминаемой последовательности двигательных операций;
– повышении самоконтроля за собственными движениями и мотивации к их правильному выполнению;
– меньшем количестве случаев использования помощи со стороны экспериментатора.
Таким образом, анализ контрольного этапа эксперимента позволил увидеть положительную динамику в психомоторном развитии дошкольников и каждого из его компонентов.