Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Изучение психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры

Цель экспериментального исследования – изучение психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры. Задача развитие психомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Изучение психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры

Проблема психомоторного развития ребенка является одной из важнейших в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это естественно, потому что на первых стадиях развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Сравнительно-сопоставительный анализ современных исследований позволил определить, что психомоторика –это:

-совокупность сознательно управляемых двигательных действий;

- процесс, обобщающий психику с её двигательным выражением – мышечным движением [2].

Формирование психомоторных функций играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее быстро происходит развитие крупной и мелкой моторики, дети становятся устойчивее в статических позах и в динамике, появляется выразительность, плавность и точность в движениях. Появляется усвоение ритма, темпа движений, улучшается пространственная ориентировка собственного тела.

Цель экспериментального исследования – изучение психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами адаптивной физической культуры.

База исследования. ГБУСО Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Характеристика контингента детей. В эксперименте приняло участие 20 детей дошкольного возраста. И контрольную и экспериментальную группу составили дети дошкольного возраста, находящиеся на цикле в РЦ. Отличие этих двух групп заключалось в том, что с детьми контрольной группы в реабилитационном процессе проводились традиционные занятия по лечебной физкультуре; с ними не реализовывалась специальная развивающая программа коррекции психомоторного развития средствами адаптивной физической культуры. Вместе с тем в экспериментальной группе наряду с традиционной лечебной физкультурой была реализована программа коррекции психомоторного развития. Отличие реализуемой программы от традиционной состояло в том, что она включала в себя не только развитие моторики, но и работу над психологической составляющей психомоторики (развитие внимания, памяти, самоконтроля, повышение мотивировки к использованию усвоенных движений и т.п.).

Суть педагогического эксперимента:

1. Все испытуемые были поделены на две группы.

2. При подборе групп и разработке методики мы исходили из того, что занятия по адаптивной физической культуре показаны всем детям, которые наблюдаются в реабилитационном центре.

3. Результаты воздействия занятий по адаптивной физической культуре в группах определялись путём сравнения параметров психомоторного развития детей на этапах педагогического эксперимента в течение одного цикла занятий.

4. Выявленные различия указанных характеристик являлись свидетельством преимущества использования разработанной методики, что и определяло существо проведенного педагогического эксперимента.

Критериями оценки уровня психомоторного развития дошкольников послужили:

– объём запоминания последовательности движений;

– степень владения навыками самоконтроля при выполнении двигательных проб;

– способность произвольного торможения движений;

– характер пространственной организации движений;

– степень развития произвольной моторики пальцев рук.

В ходе экспериментального исследования нами были подобраны следующие методики:

1) Методика обследования психомоторного развития детей Г.А. Волковой (модифицированная).

2) Исследование произвольных движений и действий (А.Р.Лурия).

Коррекция психомоторного развития средствами адаптивной физической культуры является важным направлением оздоровительно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребёнка и на становление его познавательной деятельности.

Нами была составлена коррекционная программа, целью которой являлось развитие психомоторики дошкольников средствами адаптивной физической культуры.

Срок реализации коррекционной программы – с ноября 2019 г. по март 2020 г.

Форма обучения: групповая.

Режим занятий: 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятий: 5 минут – организационный момент, 20-25 минут образовательная деятельность, 5 динамическая пауза, 5 минут – рефлексия, подведение итогов;

Развивающая работа с использованием средств адаптивной физической культуры включала в себя два направления.

1. Совершенствование двигательной сферы (координационных способностей, кинетической и кинестетической основы движений, переключаемости движений и т.п.).

2. Развитие психических процессов, лежащих в основе психомоторного развития (развитие двигательной памяти, внимания, пространственного мышления и др.).

Результаты обследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем этапе исследования представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Результаты исследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем этапе исследования

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абс. Показатель

Отн. показатель

Абс. показатель

Отн. показатель

Высокий уровень

0%

0%

Средний уровень

7 детей

70%

6 детей

60 %

Низкий уровень

3 ребёнка

30%

4 детей

40 %

Таблица 2

Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем этапе исследования (по исследуемым параметрам)

Параметры

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль

28%

25%

Возможности произвольного торможения движений

25%

28%

Характер статической и динамической координации движений

33%

27%

Уровень владения динамической координацией движений

38%

39%

Внимание при выполнении двигательных проб

15%

13%

Координация движений, переключаемость, наличие или отсутствие движения

38%

42%

Пространственная организация движений

41%

40%

Степень развития произвольной моторики пальцев рук

41%

41%

Результаты обследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования представлены в таблицах 3, 4.

Таблица 3

Результаты исследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абс. показатель

Отн. показатель

Абс. показатель

Отн. показатель

Высокий уровень

0%

0%

Средний уровень

6 детей

60%

6 детей

60 %

Низкий уровень

4 ребенка

40 %

4 ребенка

40 %

Таблица 4

Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования (по исследуемым параметрам)

Параметры

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Состояние общей моторики

35%

35%

Ручной праксис

35%

35%

Пространственный праксис

36%

35%

Моторика пальцев рук

41%

41%

Динамический праксис

31%

31%

Реципрокная координация рук

41%

39%

Таким образом, проанализировав результаты выполнения детьми заданий по двум методикам, нами были выделены следующие качественные особенности психомоторного развития дошкольников:

– неточность, слабость движений, дискоординированность;

– затруднено удержание равновесия;

– отмечается трудность в переключении движений, быстрой смене поз и действий;

– имеются трудности при выполнении последовательности движений;

– искажение темпа, ритма и амплитуды движения;

– сложность в запоминании последовательности двигательных операций;

– нарушение ориентации в пространстве;

– трудности в вычленении и воспроизведении заданного движения изолированно.

Результаты контрольного этапа эксперимента

Количественные результаты контрольного этапа экспериментального исследования по двум проведённым методикам отражены в таблицах 5-8.

Таблица 5

Динамика психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой

на констатирующем контрольном этапах исследования

Уровни

Констатирующий этап исследования

Контрольный этап исследования

Абс. показатель

Отн. показатель

Абс. показатель

Отн. показатель

Высокий уровень

0%

0%

Средний уровень

6 детей

60 %

8 детей

80%

Низкий уровень

4 ребенка

40 %

2 ребенка

20%

Таблица 6

Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике Г.А. Волковой на констатирующем и контрольном этапах исследования (по исследуемым параметрам)

Параметры

Констатирующий этап

Контрольный этап

Двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль

25%

40%

Возможности произвольного торможения движений

28%

45%

Характер статической и динамической координации движений

27%

48%

Уровень владения динамической координацией движений

39%

55%

Внимание при выполнении двигательных проб

13%

48%

Координация движений, переключаемость, наличие или отсутствие движения

42%

48%

Пространственная организация движений

40%

52%

Степень развития произвольной моторики пальцев рук

41%

52%

Таблица 7

Динамика психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия

на констатирующем контрольном этапах исследования

Уровни

Констатирующий этап исследования

Контрольный этап исследования

Абс. показатель

Отн. показатель

Абс. показатель

Отн. показатель

Высокий уровень

0%

0%

Средний уровень

6 детей

60 %

8 детей

80%

Низкий уровень

4 детей

40 %

2 ребёнка

20%

Таблица 8

Количественный анализ результатов исследования психомоторного развития детей по методике А.Р. Лурия на констатирующем и контрольном этапах исследования (по исследуемым параметрам)

Параметры

Констатирующий этап

Контрольный этап

Состояние общей моторики

35%

47%

Ручной праксис

35%

45%

Пространственный праксис

35%

44%

Моторика пальцев рук

41%

52%

Динамический праксис

31%

37%

Реципрокная координация рук

39%

47%

Качественное изменение результатов выполнения дошкольниками двигательных проб по предложенным методикам выразилось в следующем:

– увеличении количества точно выполненных двигательных проб;

– улучшении координации движений;

– увеличении скорости выполнения двигательных проб;

– более быстром темпе переключения движений;

– улучшении ориентация в пространстве;

– в позитивной динамике запоминаемой последовательности двигательных операций;

– повышении самоконтроля за собственными движениями и мотивации к их правильному выполнению;

– меньшем количестве случаев использования помощи со стороны экспериментатора.

Таким образом, анализ контрольного этапа эксперимента позволил увидеть положительную динамику в психомоторном развитии дошкольников и каждого из его компонентов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области