Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Государственный контроль налоговых правонарушений

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация. Налогообложение как инструмент государственного управления экономических отношений. Совокупность мероприятий и производимых государственных реформ выступают в качестве функции налогового контроля. В статье приведены основные элементы контроля налоговых правонарушений, рассмотрены методы и пути эффективного совершенствования осуществления контроля.

Ключевые слова: государство, налоговый контроль, налогоплательщики, правонарушение, налоговая политика, налоговые отношения, налоговое регулирование.

Государственный налоговый контроль представляет собой процедуру по проверке законности, целесообразности и эффективности формирования налоговых поступлений. Как элемент налогообложения, налоговый контроль – необходимое условия существования эффективной налоговой системы государства, создаёт обратную связь между налогоплательщиками и государством. Кроме того, налоговый контроль является элементом планирования налоговых доходов, сопоставляя потребности государства в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговый контроль обеспечивает формирование государственного бюджета на всех уровнях, финансовые ресурсы которых, в свою очередь, направляются на реализацию социально-экономических реформ. Стратегией государственного контроля является своевременность и общий контроль налогового процесса. Из этого можно сделать вывод о том, что основная функция налогового контроля – препятствие уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов [2].

В качестве объекта государственного налогового контроля выступают налоговые отношения, образующие налоговый бюджет государства. Предмет – проявления налоговых отношений:

– законность;

– достоверность;

– целесообразность;

– обоснованность;

– своевременность и др.

Субъектами государственного налогового контроля выступают:

– налоговые органы в лице Федеральной Налоговой Службы и её подразделений;

– таможенные органы в лице Федеральной Таможенной Службы и её подразделений.

Правоохранительные органы также имеют право участвовать в проведении выездных налоговых проверок, если есть необходимость.

Государственный налоговый контроль является элементом государственной налоговой политики и представляет собой осуществление контроля и методов борьбы с налоговыми правонарушениями, а также действиями или бездействиями, которые могут противоречить налоговому законодательству Российской Федерации [1].

В обязанности Федеральной налоговой службы входит

– контроль участников налоговых отношений за соблюдением ими налогового законодательства;

– контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации [2].

Региональные и муниципальные налоговые инспекции – это орган, который непосредственно выполняет функцию налогового контроля на своём уровне. Вышестоящие органы уполномочены контролировать нижестоящих в их деятельности по осуществлению налогового контроля, а также вести учёт налоговых поступлений, недоимок, начисленных пеней и штрафов по платежам в бюджет на основе отчётности, которая поступает от нижестоящих налоговых органов. Учёт налоговых платежей, а также начисленных налоговых санкций ведётся в соответствии с классификацией доходов и расходов, что даёт возможность проводить контроль за исполнением бюджетных заданий по налогам и сборам.

Рисунок 1 – Методы налогового регулирования.

Оперативный механизм контроля налоговых правонарушений необходим для реализации эффективной финансовой политики государства, так как он обеспечит налоговые поступления в государственный бюджет, а также гарантирует целесообразность их распределения между уровнями страны [3]. Осуществление государственного контроля налоговых правонарушений служит для обеспечения государственной казны финансовыми ресурсами, недопущения возникновения налоговых правонарушений, противоречащих налоговому законодательству Российской Федерации.

Рисунок 2 – Виды налогового контроля.

Предварительный, текущий и последующий налоговый контроль отличаются друг от друга временем проведения. Предварительный налоговый контроль осуществляется до отчётного налогового периода, текущий – во время отчётного периода, а, в свою очередь, последующий – после отчётного периода. Налоговый контроль основывается на проверке правильности, достоверности и точности ведения бухгалтерской и налоговой отчётности, также путём анализа финансовой документации, проверяется своевременность и полнота уплаты налоговых отчислений хозяйствующих субъектов [3]. Контроль финансовой отчётности помогает налоговой службе оперативно реагировать на какие-либо изменения финансово-хозяйственной деятельности организации, вовремя пресекать нарушения налогового законодательства Российской Федерации, а также не допускать значительных финансовых потерь поступлений.

Рисунок 3 – Виды налоговых правонарушений [4].

В соответствии со ст. 107 НК РФ, налоговое правонарушение – это умысленно или неумысленно совершенное действие или бездействие лиц, за которыми установлена ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (налогоплательщик, налоговый агент и др.), которое противоречит налоговому законодательству [4].

Лица, привлечённые к ответственности не освобождаются от административной или уголовной ответственности при наличии соответствующих оснований, которые предусмотрены законами Российской Федерации, а также от обязанности уплатить сумму недоимки по налогам, а также начисленных налоговых санкций в виде пени и штрафов [2].

Лицо будет считаться невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его противоправные деяния не будут доказаны по решению суда в соответствии с федеральными законами. Привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою виновность или невиновность в случае совершения правонарушения, так как это является обязанностью налоговых органов.

Рисунок 5 – Проблемы государственного контроля налоговых правонарушений.

Основной проблемой на микроуровне является желание организации в занижении налоговой базы по налогу на прибыль путём занижение собственных доходов и увеличения производимых расходов. Говоря о макроуровне, можно предположить, что основной проблемой является наличие субъективного мнения, которое влечет за собой технико-юридические последствия. [2].

Разграничение проблем государственного контроля налоговых правонарушений на макро- и микроуровень позволяет более эффективно осуществлять контроль за наименьшим расходованием финансовых и трудовых ресурсов.

Налоговым кодексом Российской Федерации [4] за каждое совершенное налоговое правонарушение существуют соответствующие налоговые санкции в виде пени и штрафов.

Определенная мера ответственности за осуществление правонарушения, которая устанавливается в виде денежных взиманий с правонарушителя в соответствии с установленными правилами называется налоговой санкцией. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации [4] при наличии одного или более смягчающих обстоятельств, размер налогового штрафа может быть уменьшен, или увеличен при наличии отягощающих обстоятельств.

Рисунок 6 – Система путей совершенствования государственного контроля налоговых правонарушений [1].

Для эффективного осуществления государственного контроля налоговых правонарушений необходимо сформировать мероприятия по его совершенствованию за счёт проведения необходимых реформ и улучшения законодательной базы. Существует три метода:

– уточнение процедурных норм;

– дополнение методологических норм;

– введение новых правовых норм.

Проведение вышеперечисленных преобразований позволят государству достичь максимального эффекта от сферы их применения, так как они составляют основной инструментарий модернизации налоговой системы.

Список использованных источников.

1. Кузулгуртова А.Ш. Государственный контроль за налоговыми правонарушениями в Российской Федерации: модель развития на период до 2024 г // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. №38.

2. Кузулгуртова А. Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Бухгалтер и закон. 2011. №7.

3. Кулиев Р. П. Налоговый контроль в системе государственного контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №8.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области