Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности условия и особенности формирования у студентов

Цель - рассмотрение процесса формирования мотивации у студентов и практическое применение психологических знаний о мотивации в повседневной работе. Задачи работы 1 проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по проблеме мотивации учебной деятельности студентов, 2 раскрыть особенности формирования мотивации учебной деятельности у студентов, 3 выявить критерии процесса формирования мотивации учебной деятельности у студентов, 4 проанализировать личный опыт практической деятельности с позиции условий формирования мотивации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья

тема: Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности: условия и особенности формирования у студентов

Выполнил преподаватель

БПОУ ВО Вологодский

аграрно-экономический колледж

Митенева Алена Леонидовна

г.Вологда

2020

Введение

Проблемы мотивации учения волнуют каждого педагога. В конкретных рабочих ситуациях педагоги пользуются определенными программами и привычными методами, средствами, формами, приемами, результативность которых многократно проверяется на практике.

Всё, что побуждает обучающегося к полезной деятельности и приводит к хорошим результатам, педагоги, как правило, признают факторами мотивации, годными для дальнейшего применения, а то, что неэффективно отвергают. Однако что же на самом деле понуждает обучающегося выполнять или не выполнять указания педагога, что заставляет учиться (внешние обстоятельства или его внутренние побуждения).

Учёные считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта и на 70-80 % от мотивов. По мнению С.Л. Рубинштейна, главный мотив осознанной учебной деятельности связан либо с самим интересом к знанию, либо с осознанностью его «нужности» в будущей деятельности. [3, с.49]

Важность решения проблемы мотивации учения определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение обучающегося к учению может быть причиной его неуспеваемости или низкой успеваемости.

Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, можно целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации студентов и дальнейшую профессиональную деятельность.

Успешность или эффективность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации - эффективность деятельности падает [1,с.62] .

Мотивация - это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью работы явилось рассмотрение процесса формирования мотивации у студентов и практическое применение психологических знаний о мотивации в повседневной работе.

Задачи работы:

проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по проблеме мотивации учебной деятельности студентов,

раскрыть особенности формирования мотивации учебной деятельности у студентов,

выявить критерии процесса формирования мотивации учебной деятельности у студентов,

проанализировать личный опыт практической деятельности с позиции условий формирования мотивации.

Состояние современного образования не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня и вызывает необходимость повышения мотивации учебной деятельности. Поэтому перспективным представляется изучение структуры мотивации, использовании мотивационных резервов, так как эффективность учебной деятельности находится в зависимости от уровня развития мотивации.

Понятие и условия формирования мотивации у обучающихся

Мотивация - это сочетание интеллектуальных, физиологических и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по- разному. [1, с.67]

Задача для преподавателя - активно применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1. Образовательным учреждением.

2. Организацией образовательного процесса.

3. Субъектными особенностями студента (возраст, пол, самооценка и пр.).

4. Субъектными особенностями педагога (отношения к студенту, к делу).

5. Спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности.

2. Второй уровень – хорошая мотивация.

3. Третий уровень – положительное отношение к колледжу.

4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти студенты посещают колледж неохотно, предпочитают пропускать занятия).

5. Пятый уровень – негативное отношение к обучению (испытывают серьезные трудности в обучении).

Причины спада мотивации у студентов:

1. У подростков нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение обучающегося к преподавателю, отношение преподавателя к студенту.

3. Личная значимость предмета.

4. Умственное развитие студента.

5. Непонимание цели учения. [1, с.69]

Чтобы повысить мотивацию студентов можно использовать следующие способы повышения мотивации у студентов:

1. Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.

2. Использование активных методов обучения.

3. Использование различных педагогических технологий.

4. Основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

5. Разные способы раскрытия учебного материала.

6. Создание проблемной ситуации, споров, дискуссий.

7. Нестандартная форма проведения уроков, интеграция обучения.

8. Создание ситуации успеха.

9. Применение поощрения и порицания.

10. Использование современных инновационных технологий.

11. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

12. Внеклассные мероприятия по предметам (проведение олимпиад).

13. Вера педагога в возможности студента.

14. В целях морального и материального стимулирования труда студентов публично отмечать их успехи при отличном и хорошем окончании сессии (благодарность, благодарственное письмо родителям).

Таким образом, формирование мотивации учения должно иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной, индивидуальной форме к каждому обучающемуся отдельно.

Особенности формирования мотивации у студентов

Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих индивида к изучению будущей профессиональной деятельности. Эффективное развитие профессиональной образованности личности возможно только при высоком уровне формирования профессиональной мотивации.

Часто студенты говорят «мне тогда всё понятно, когда интересно». Значит должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И.Герберту) - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать всё обучение в виде цепочки «хочу-могу-выполняю», то мы увидим, что интерес стоит в центре этого построения. Привить интерес к изучаемому предмету - значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности студентов и хороших показателей качества знаний.

Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать студентов, повысить их учебную мотивацию.

А.К.Маркова подчеркивала, что знание мотивационной основы конкретного процесса учения равносильно знанию движущей силы этого процесса. Никакой, даже очень квалифицированный преподаватель, не достигнет желаемого результата, если усилия его не будут согласованы с мотивационной основой конкретного процесса учения. [2, с.12]

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. Во время занятий на специальных дисциплинах и междисциплинарных курсах в своей работе я использую различные способы мотивации. При этом мотивация познавательной деятельности студента на уроке достигается за счет опоры на свой жизненный и профессиональный опыт.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

При изучении дисциплин я активно использую работу с электронными учебниками и демонстрационными материалами; при работе на МДК - ресурсы Internet для подбора справочных и информационных материалов.

На профессиональных модулях мною реализуется технология практико – ориентированного обучения, включающего в себя технологию проблемного обучения, игровые технологии. В итоге студенты испытывают устойчивый интерес к профессиональной деятельности, умеют осознанно планировать свою профессиональную деятельность, имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий и постоянное собственное самообразование позволяют повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении, это приводит к повышению среднего показателя качества обучения, что подтверждают данные моего аналитического отчёта к аттестации в 2020 году (100% успеваемость обучающихся, средний показатель качества обучения 82,14 % - 96,00%). Применение данных технологий оправдывает себя, что подтверждается высокими показателями трудоустройства студентов колледжа по полученной специальности.

Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это, например, накопительная система оценивания, каждый отрабатывает задания, а я фиксирую, сколько и что сделано.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех студентов группы; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого на уроке; умение хвалить любого студента на уроке, даже за малые достижения и успехи.

Организуя работу со студентами, нужно помнить, что наиболее эффективной является групповая работа, так как с точки зрения развивающего результата она обладает большими потенциальными возможностями. Убеждения, приобретенные в группе, выдерживают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере.

Значительное влияние на развитие мотивации учения оказывают родители. Во время родительских собраний, телефонных и личных бесед, я, как классный руководитель студентов, поступивших в колледж после 9-го класса и часто ещё не переступивших порог подросткового возраста, даю следующие советы родителям для формирования положительной мотивации: интересоваться делами, учебой ребенка; не подавлять самостоятельность и инициативность; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Умение увлечь студентов работой, и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Темой моего самообразования на текущий момент является «Методическое обеспечение по проведению занятий по МДК в соответствии с требованиями демонстрационного экзамена». Пройдя обучение на эксперта в текущем учебном году, я включена в состав экспертной группы на демонстрационный экзамен, что позволит мне совершенствовать своё мастерство и передать опыт студентам.

Преподаватель должен подходить к психологическому изучению формирования мотивации студентов с оптимизмом. Это означает, что существует определение оптимальной области, в которой студент начинает проявлять больше интереса к обучению и достигает большие достижения.

Список использованных источников:

Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоции (Текст) / Ю.Б. Гиппенрейтер.-М.:ЧеРо, 2012.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения - М., 2013.

Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 2012.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области