Викторина для детей подготовительных к школе групп
«Путешествие в мир сказок».
Цель: Выяснить, какие сказки, и каких сказочных героев знают дети. Выявить лучших знатоков сказок, способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти. Воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Сценарий:
Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями персонажей из различных сказок.Ведущий:-Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Наш гость сегодня-веселый Хрюша!
Давайте поприветствуем наших участников !
Команды представляют свое название, девиз, эмблему.-Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом. -Итак, мы начинаем! Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Слушая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Сказки бывают народные, а бывают авторские. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. (Это сказки А. С. Пушкина). Или “ Мойдодыр” – это сказка (К. И. Чуковского).
Помогаем Хрюше. «КТО АВТОР?»
«Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
«Приключения Незнайки» (Н. Носов )
«Путаница» (К. Чуковский)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»(А. С. Пушкин)
«Золотой ключик или приключения Буратино» (Алексей Толстой)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А.С.Пушкин)
А почему сказки называют народными? (Ответы детей)
-Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из
поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки
мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая
сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
– А почему они волшебные? (Ответы детей)
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)
Разминка
За этот этап вы можете набрать большое количество баллов. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Кто быстрее даёт ответ, зарабатывает балл.
1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка) .
2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста») .
3. Мальчик-луковка, как его звали? (Чиполино) .
4. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина) .
5. Герой джунглей? (Маугли) .
6. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы) .
7. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка) .
8. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка») .
9. Деревянный мальчик? (Буратино) .
Конкурс 1 «Исправь ошибки»
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их.
* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
* «У страха глаза огромные»-У страха глаза велики
Конкурс 2 «Рыбалка»
Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” чем занимался старик? (ответы детей) Правильно, занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями.(Ребята по – очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте.
-Кто правильно ответит, тот поймал рыбку.
Вопросы на рыбках:
1. Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
2. Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)
3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
4. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
5. Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
6. За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
7. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)
8. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
9. Какое было первое желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)
Конкурс 3 «Сказочные фразы»
Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Помогите закончить фразу.
В некотором царстве ….в некотором государстве.
По щучьему велению… по моему хотению.
Скоро сказка сказывается…да не скоро дело делается
Несет меня лиса… за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы.
И я там был, мед-пиво пил…по усам текло, а в рот не попало.
Стали они жить - поживать. и добра наживать.
Дед бил не разбил… баба била, била
Дай мне за уточку… девочку
Стоит в поле теремок….
Конкурс 4 Домашнее задание. «Живая сказка» от наших команд.(Каждая команда показывает сказку без слов. Зрители отгадывают название сказки.).
Конкурс 5 «Путаница».
-Давайте послушаем названия сказок и исправим ошибки, если вы их заметите.
«Лисичка с кастрюлькой»«Суп из топора», «По-рыбьему велению», «Зелёная шапочка», «Кот в ботинках», «пять поросят», «Лиса и цапля», «Волк и семеро ягнят», «Сестрица Машенька и братец Иванушка»,«Мальчик с ладошку;«Сивка-Мурка».
«Петушок и гороховое зёрнышко»
«Заюшкин домик»
«Утки-лебеди»
«Даша и медведь»
Конкурс 6 «Найди домик для героя сказки»
Перед каждой командой разложены иллюстрации героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Русалочка, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)
Конкурс 7 «Сказочные задачки».
- Хрюша учится считать. Поможем ему!
Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.
-Сколько зверей встретил в лесу Колобок? -Назовите сказку, героями которых были братья?(Кот в сапогах, Сивка-Бурка,)-Сколько лепестков стало у Цветика-семицветика, когда девочка оторвала три из них?-Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?-Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (пятой)-Назовите сказки, героем которых была лиса.
Конкурс 8 «Телеграммы»
Хрюша сегодня получил телеграммы, сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
(Дети читают по очереди и отвечают на вопросы)
• “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
• “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
• “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Задания для капитанов
Графический диктант
Пройди лабиринт
Подведение итогов.
-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. До новых встреч!
(Подарок для всех детей-разукрашки по сюжетам из сказок)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Графический диктант
Пройди лабиринт
Разукрашки по сказкам
« По щучьему велению»