Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические ситуации и способы их решения для воспитателей

педагогические ситуации и способы их решения для воспитателей

В повседневной деятельности сотрудники детских образовательных учреждений сталкиваются с огромным количеством разнообразных ситуаций, имеющих непосредственное отношение к их педагогической и воспитательной деятельности. Если у опытных специалистов есть собственные наработки и способы решения таких проблем, то для молодых специалистов и начинающих педагогов многие ситуации для решения воспитателям представляют серьезную сложность. Разобраться с такими препятствиями можно разными способами: обратиться за помощью к опытным педагогам-наставникам, получить помощь старшего воспитателя, найти информацию в педагогической литературе. Но в наше время всеобщей компьютеризации мировая паутина является более эффективным и быстрым поставщиком необходимых сведений. Среди многочисленной полезной информации каждый педагог детского дошкольного учреждения может найти подходящее для себя решение педагогических ситуаций с ответами для воспитателей.

Решение педагогических ситуаций на уровне ДОУ

Одним из направлений методической работы в детском дошкольном учреждении должно стать повышение педагогического мастерства сотрудников детского сада. Особенно много внимания предстоит уделять работе начинающих специалистов, отсутствующий профессиональный опыт которых не позволяет пока что самостоятельно решать многочисленные педагогические ситуации, встречающиеся в их повседневной деятельности.

Работа старшего воспитателя в этом направлении должна быть ориентирована на формирование целого ряда компетенций:

  • Готовность к успешному взаимодействию со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.
  • Способность организовывать необходимое сотрудничество.
  • Поддерживать инициативность и активность.
  • Развивать творческие способности.
  • Формировать самостоятельность воспитателей.

Задачами обучения становятся следующие:

  • Научить воспитателей решению различных педагогических ситуаций, с которыми они могут столкнуться в своей деятельности, с учетом возрастных и личностных особенностей их воспитанников.
  • Познакомить воспитателей с имеющимися технологиями успешного решения педагогических ситуаций разного типа и уровня сложности.
  • Обучение проектированию собственных педагогических ситуаций и способов их решения.

В основе такой работы лежит использование имеющихся ресурсов педагогической и психологической науки. 

Методики решения педагогических ситуаций

При проработке различных вариантов возможных педагогических ситуаций во время самообразования воспитатель может воспользоваться следующими методами решения вопроса:

  • Визуализация происходящего и обстановки поможет получению полноценного впечатления о происходящем. Для этого воспитателю необходимо вообразить, что озвученная педагогическая ситуация происходит в реальности в его группе, с ним и со знакомыми ему персонажами. Это приблизит абстрактную ситуацию к реальности, сделает ее проще и понятней для последующего решения.
  • Рассмотрение ситуации поэтапно, с точки зрения каждого участвующего.
  • Прогнозирование нескольких путей развития ситуации.
  • Поиск оптимального решения. Он может включать в себя перебирание множества различных вариантов с целью выявления оптимального для всех участников ситуации решения.

Используя гипотетические педагогические ситуации, воспитатель сможет научиться решать настоящие проблемы в своей деятельности, с которыми ему придется иметь дело в течение всей его профессиональной жизни. Это отличная теоретическая тренировка, которую затем предстоит воплотить на практике.

Использование образцов педагогических ситуаций

использование образцов педагогических ситуаций

В интернете на ряде профильных педагогических ресурсов, посвященных работе воспитателей детских образовательных дошкольных учреждений, имеются многочисленные образцы педагогических ситуаций с готовыми их решениями. Они оказывают неоценимую помощь педагогам, особенно неопытным начинающим или молодым специалистам, только что пришедшим в ДОУ и не имеющим вообще никакого педагогического опыта.

В таких педагогических ситуациях обычно рассматриваются наиболее часто встречающиеся в работе детских садов случаи. Например, ребенок принес в группу дорогостоящую игрушку без разрешения родителей, а другие дети ее сломали. Или же между детьми произошел конфликт, и теперь обиженный в результате действий других детей воспитанник категорически отказывается идти в детский сад. Часто встречающейся ситуацией в работе группы детского сада является проблемная адаптация одного из детей. Малыш не реагирует ни на какие действия воспитателя, плачет целыми днями, замыкается в себе, что вызывает значительные сложности как для работы самого воспитателя, так и для работающих родителей ребенка.

Это только несколько из возможных вариантов проблемных педагогических ситуаций, которые можно найти на различных педагогических ресурсах в интернете. Они имеют решения, на которые может опираться молодой воспитатель, когда ему будут встречаться аналогичные случаи.

В современной педагогике огромное внимание уделяется роли ребенка как личности в процессе его воспитания и обучения. Поэтому нельзя исключать воспитанника из цепочки решения проблемной ситуации, то есть принимать сугубо волевое решение по принципу «Я воспитатель, я взрослый, я лучше знаю». Необходимо не просто разрешить имеющийся конфликт, но и не допустить его повторения в будущем, добиться понимания происходящего всеми сторонами, участвующими в педагогической ситуации.

Использование готовых образцов педагогических ситуаций с грамотными, профессиональными решениями вопросов может служить основанием для саморазвития и самообучения воспитателя. Они дадут ему необходимые профессиональные знания в теории, которые затем можно будет легко применить на практике. Использование в дальнейшем алгоритмов решения аналогичных задач поможет воспитателю накопить личный опыт решения педагогических ситуаций разного типа и масштаба.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области