Кодекс профессиональной этики воспитателя

профессиональная этика воспитателя

Работа воспитателем представляет собой не просто занимание определенной должности, но и наличие социального статуса. Это накладывает на педагога обязательства, которые ему предстоит выполнять в любых ситуациях. Любая работа с людьми, а особенно с детьми, предполагает соблюдение ряда общечеловеческих и профессиональных правил поведения. В отношении сотрудников детских дошкольных учреждений действует такое понятие, как профессиональная этика воспитателя.

На основании требований к педагогам и воспитателям всех уровней сформировался свод правил, которые получили название кодекса профессиональной этики воспитателя. Он представляет собой соединение общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться педагогические работники ДОУ вне зависимости от занимаемой ими должности и социального положения.

У кодекса профессиональной этики воспитателя детского сада имеются следующие цели:

  • Установление ряда этических норм и правил поведения воспитателей детского образовательного учреждения, необходимых им для грамотного ведения своей профессиональной деятельности.
  • Укрепление авторитета педагогического и воспитательного коллектива ДОУ.
  • Обеспечение единых норм, обязательных для всех сотрудников детского сада.

Нормы профессиональной этики воспитателя предназначены для эффективного выполнения своих обязанностей сотрудников детского сада, они способствуют формированию полноценных отношений между воспитателями и их воспитанниками, а также с остальными представителями педагогического состава ДОУ, родителями детей, общественностью. На основании поведения и поступков воспитателей формируется мнение окружающих не только о конкретном сотруднике, но и о профессии в целом, поэтому это накладывает дополнительные обязательства на педагогов и воспитателей всех уровней.

Особенности работы воспитателя с точки зрения профессиональной этики

работа воспитателя с точки зрения профессиональной этики

Деятельность воспитателя сложна тем, что ему приходится постоянно иметь дело с различными проявлениями человеческого характера и темперамента. Он работает с детьми, а они априори различны по своему происхождению, социальному статусу родителей, уровню физического и психического развития и так далее. Воспитателю приходится сталкиваться с непослушными, капризными детьми, с реактивной психикой, гиперактивностью и прочими проявлениями особенностей детского организма. Даже в самых сложных ситуациях ему предстоит полностью владеть собой, не показывать своей слабости. Также ему ни в коем случае нельзя соблазниться воспользоваться своим авторитетом педагога и взрослого человека, чтобы «надавить» на непокорного или проблемного воспитанника.

Все это говорит о том, что первейшим качеством хорошего воспитателя является безграничная любовь к детям и развитый педагогический такт. Он проявляется в следующем:

  • Аккуратный и собранный внешний вид. Растрепанный, неряшливый и безвкусно одетый педагог не может служить образцом для подражания своим воспитанникам.
  • Умение быстро оценить ситуацию и незамедлительно принять грамотные меры без лишней поспешности.
  • Способность сдерживать чувства в любой, даже самой сложной ситуации.
  • Гармоничное сочетание профессиональной требовательности с чутким и эмоциональным отношением к воспитанникам.
  • Отличное знание физических и психических особенностей детей разного возраста, индивидуальный подход к ним.
  • Самокритика в отношении собственной деятельности.

Основными признаками тактичного педагога и воспитателя являются:

  • Сочетание требовательности и уважения к личности воспитанника.
  • Эмпатия по отношению ребенка, восприятие себя не как вышестоящего существа, а как наставника и друга воспитанника.
  • Внимательное отношение ко всем проявлениям индивидуальности воспитанника.

В профессиональном поведении воспитателя много общечеловеческих качеств, которым необходимо соответствовать с учетом того, что на него ориентируются дети, полностью перенимая его поведение, манеру общения и даже некоторые личностные характеристики.

С учетом особенностей своей профессии для педагога и воспитателя недопустимо использовать грубые и бранные слова и выражения, разговаривать на повышенных тонах и тем более кричать, негативно отзываться о своих воспитанниках, их родителях и других взрослых, а также о сотрудниках детского сада, особенно в присутствии детей. Нельзя допускать панибратского отношения, не допускать проявлений ябедничества и лести в группе, не иметь «любимчиков», ровно относиться ко всем воспитанникам вне зависимости от их личных качеств и имеющихся проступков.

Тактичный воспитатель – настоящий профессионал

Тактичный воспитатель – настоящий профессионал. Он никогда не допустит оскорбительного отношения к ребенку, не оставит его в опасности, не допустит конфликтов внутри группы и при контактах с другими детьми. От его поведения полностью зависит не только уровень образования и воспитания детей, но и качества их характера.

В работе воспитателя детского сада должны отсутствовать любые признаки личной или материальной заинтересованности в контактах с детьми и их родителями. К работе в детских образовательных учреждениях не допускаются люди с судимостью или совершившие противоправные действия в отношении несовершеннолетних.

Также сотрудникам детского сада необходимо отказаться от всех вредных привычку, так как они могут повлиять на их воспитанников. Воспитатель должен приходить на работу без опозданий и не допускать иных нарушений своих профессиональных обязанностей. В его действиях не должно прослеживаться никаких признаков гендерной, национальной, социальной, имущественной и иной дискриминации как по отношению к воспитанникам, так и к сотрудникам ДОУ, родителям детей и другим взрослым.

Профессиональная этика воспитателя детского сада по ФГОС подразумевает выработку высоких личных качеств у всех сотрудников ДОУ с учетом того, что все они являются образцами поведения для детей разных возрастов.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.10.2020