Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование готовности студентов к педагогическому творчеству посредством курсов вожатского мастерства

Обмен опытом между педагогами

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Для проведения опытно-экспериментальной работы по исследованию формирования готовности студентов к педагогическому творчеству была выбрана программа школы вожатского мастерства студенческого педагогического отряда «45-я параллель» (делее - ШВМ).

Выбор данной программы обусловлен тем, что программа составлена с учетом всех особенностей подготовки к вожатской деятельности студентов не только педагогических ВУЗов, программа раннее уже апробирована и является эффективной.

Данная программа была разработана нами ранее для подготовки вожатских кадров.

Пояснительная записка

В настоящее время все большую популярность приобретает отдых и оздоровление детей в детских оздоровительных лагерях. Одним из важнейших вопросов организации достойной летней оздоровительной кампании является подготовка качественных вожатских кадров.

Многие педагогические ВУЗы страны имеют практику подготовки вожатых в процессе обучения студентов. Но зачастую студенты не только педагогических профессий желают реализовать себя в работе с детьми. В молодежной среде в последние годы, по данным социально-психологических исследований, особую престижность имеют такие специальности: юрист, экономист, дизайнер, переводчик, автомеханик, парикмахер. К сожалению, профессия педагога сейчас относится к малоперспективным и не престижным, хотя для нашей страны это чрезвычайно важная область деятельности и для нее требуются талантливые, умные, педагогически грамотные люди, способные сделать жизнь детей полноценней и радостней. Общество ждет, что педагоги начнут воспитывать новых граждан с яркой индивидуальностью, граждан со своей собственной позицией, граждан, умеющих проявлять инициативу и умеющих сохранять свою уникальность и уникальность других людей.

Цель программы школы воджасткого мастерства «45-я параллель» - подготовка студентов к работе вожатого в детских оздоровительных лагерях на основе развития творческих, лидерских, коммуникативно - организаторских способностей и педагогической техники студентов.

Задачи:

приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях городского летнего лагеря;

овладение содержанием, различными формами и методами воспитательной работы с детьми в летний период;

развитие социальных и коммуникативных навыков;

развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.

Программа школы вожатского мастерства (ШВМ) «45-я параллель» ориентирована не только на студентов педагогических ВУЗов, но так же и на студентов других направлений подготовки.

Практической базой для реализации программы являются детские оздоровительные лагеря края и пансионаты черноморского побережья (ООО П/О СТКД «Шахтинский текстильщик»).

Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся по 2 академических часа 2 раза в неделю. Программа школы вожатых «45-я параллель» рассчитана на 150 часов.

Формы занятий - в составе курса - теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива; практические занятия, цель которых - применение полученные теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.

По итогам освоения программы студент должен:

Знать:

обязанности вожатого;

возрастные психологические особенности детей;

особенности временного детского коллектива;

способы профилактики конфликтов;

правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

как разработать, подготовить и провести отрядное дело;

Уметь:

организовывать подвижные и интеллектуальные игры;

оформить отрядный уголок;

решать нестандартные педагогические задачи;

Владеть:

социальной компетентностью;

коммуникативной компетентностью.

Формы подведения итогов

Лица, успешно освоившие программу ШВМ и сдавшие квалификационный экзамен, получают сертификат Ставропольского регионального отделения Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Стуенческие Отряды» (СРО МООО «РСО»). Так же при оценке освоения программы учитывается прохождение курса по основной программе профессионального обучении «Вожатый» (108 ак. ч асов) на всероссийской интернет-площадке «РСО-образование».

Таблица 1.

Учебно-тематический план

Тема лекционного занятия

Кол-во часов (теор.)

Тема практического занятия

Кол-во часов (пр.)

Итого часов

-

Открытие школы вожатского мастерства «45-я параллель»

2

2

История развития движения студенческих отрядов. МООО РСО. КСПО «45-я параллель».

1

Игровой блок

Проведение игр на знакомство.

1

2

Символика и атрибутика студенческих отрядов.

Положение о символике и атрибутике СО.

1

Творческий блок

Постановка танца «Новое поколение».

1

2

Участие и присутствие на ежегодном краевом Слёте студенческих отрядов Ставрополья

2

2

Детский оздоровительный лагерь.

Смена в ДОЛ.

1

Блок актерского мастерства

Способы установки контакта и способы привлечения внимания детей.

1

2

План-сетка и программа реализации отдыха в ДОЛ. Основные мероприятия смены.

1

Медицинский блок

Доврачебная помощь. Общие положения.

1

2

Режим дня.

1

Игровой блок

Проведение игр на создание положительного эмоционального фона.

1

2

Законы ДОЛ.

1

Творческий блок

Практикум по технике создания реквизита.

1

2

Лидерство. Типы лидеров

Способы выявления лидеров во временном детском коллективе.

1

Медицинский блок

Доврачебная помощь. Признаки для определения состояния здоровья пострадавшего.

Комплекс реанимационных мероприятий.

1

2

Методика работы с детьми младшего возраста.

1

Творческий блок

Разработка вожатского номера для открытия лагерной смены

1

2

Методика работы с детьми среднего возраста.

1

Блок актерского мастерства

Практическое занятие с использованием упражнений на развитие правильной дикции

1

2

Методика работы с детьми старшего возраста.

1

Медицинский блок

Первая доврачебная помощь при различных видах повреждения организма ребенка (ч1)

1

2

Веревочный курс.

Его значение, правила проведения.

1

Игровой блок

Проведение основных станций используемых на мероприятии «Веревочный курс»

1

2

Техника безопасности. Особенности проведения инструктажа.

1

Медицинский блок

Первая доврачебная помощь при различных видах повреждения организма ребенка (ч2)

1

2

Творческий практикум «Квинта»

2

2

Психологические особенности детей разновозрастных категорий.

1

Игровой блок

Проведение игр-шуток

1

2

Правила поведения на море.

1

Игровой блок

Проведение тренинга «Королева».

1

2

Правила поведения в столовой. Условия работы камеры хранения.

(в условиях ДОЛ «Шахтинский Текстильщик»)

1

Творческий блок

Разработка плана мероприятий, посвященных неделе РСО.

1

2

Уровни развития детского коллектива по

А.Н. Лутошкину. Лагерная смена как художественное произведение.

1

Блок актерского мастерства

Инсценировка сказок и небольших рассказов по ролям.

1

2

Проведение акции «Ведь мы – РСО!»

2

2

Проведение тематического вечера в рамках празднования Недели РСО (просмотр кинофильма «Педагогическая поэма»)

2

2

Общение с родителями детей,

администрацией лагеря, орг.составом.

1

Блок права

Интеллектуальная игра «Я знаю свои права!»

1

2

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях с детьми, напарником, орг.составом и администрацией лагеря.

1

Игровой блок

Проведение игр на контактность и разрешение

1

2

Отрядное дело. Его значение, сущность, методика организации.

1

Творческий блок

Проведение отрядного дела – подготовка визитной карточки с изготовлением реквизита из подручных материалов.

1

2

Отрядный уголок. Его назначение, правила организации, содержание.

1

Блок актерского мастерства

Выступление перед детьми. Правила ведения разговора.

1

2

ЧТТП и КТД. Расшифровка, назначение, виды.

1

Блок права

Разбор практических ситуаций связанных с выходом ребенка за территорию лагеря, порчей имущества и т.п.

1

2

«Огонёк-анализ». Его сущность, направления виды.

1

Игровой блок

Проведение игр на сплочение коллектива.

1

2

Внутриотрядное мероприятие «Вечер легенд»

2

2

Формы работы вожатого в условиях плохой погоды.

1

Творческий блок

Проведение тренинга на ценностное ориентирование.

1

2

Внутриотрядное мероприятие – организация прогулки по достопримечательностям г.Ставрополя

2

2

Этика вожатого.

1

Блок актерского мастерства

Поведение на сцене. Работа с микрофоном.

1

2

Игровой практикум

4

4

Практикум по актерскому мастерству

4

4

Практикум по оказанию первой доврачебной помощи

4

4

Творческий практикум «Квинта»

4

4

Внутриотрядное мероприятие – проведение тренинга «Дебаты»

2

2

Инструктивно-методические сборы «Дело молодых»

8

8

Целеполагание в вожатской деятельности. Рациональное распределение времени в ДОЛ.

1

Практикум по решению практических вопросов

1

2

Инструктаж по выезду в ДОЛ.

2

2

Итоговый сбор отряда. Подведение итогов.

2

2

Консультация перед экзаменом

2

2

Проведение экзамена школы вожатского мастерства

2

2

Внутриотрядные мероприятия

20

20

Итого:

25

93

118

Самостоятельная работа

Накопление и оформление вожатской копилки

14

14

Подготовка к экзамену

4

4

Подготовка творческого проекта

8

8

Итого

26

26

Всего:

25

119

144

Учитывая то, что наша опытно-экспериментальная деятельность направлена на формирование готовности студентов к педагогическому творчеству нам интересен блок подготовки, касающийся креативных навыков. Из этого следует, что нас интересует блок актерского мастерства и творческий блок (см. табл. 1).

Блок актерского мастерства включает в себя такие занятия как:

Способы установки контакта и способы привлечения внимания детей;

Практическое занятие с использованием упражнений на развитие правильной дикции;

Инсценировка сказок и небольших рассказов по ролям;

Выступление перед детьми. Правила ведения разговора;

Поведение на сцене. Работа с микрофоном;

Творческий блок включает в себя:

Постановка танца «Новое поколение» ;

Практикум по технике создания реквизита;

Разработка вожатского номера для открытия лагерной смены;

«Квинта» ;

Разработка плана мероприятий, посвященных неделе РСО;

Проведение отрядного дела – подготовка визитной карточки с изготовлением реквизита из подручных материалов;

Проведение тренинга на ценностное ориентирование

Помимо отдельно отведенных блоков практических занятий мы можем отследить, что в календарно-учебном плане имеются занятия способствующие развитию креативности у студентов, и позволяющие развить навыки коммуникации и решения нестандартных задач.

В нашей опытно-экспериментальной работе предусмотрено три этапа:

Подготовительный (диагностика креативных навыков, мотивация студентов к усвоению программы, установка эмоционального контакта, начало реализации обучения по программе ШВМ);

Основной (подготовка студентов согласно программе ШВМ, формирование готовности студентов к педагогическому творчеству);

Профессионально-дяетельностный (сдача студентами квалификационного экзамена, выезд на инструктивно-методические сборы, оценка изменений креативных и коммуникационных навыков студентов, оценка готовности студентов к педагогическому творчеству).

Критерии оценки готовности студентов к педагогическому творчеству:

Мотивационно-ценностный критерий (личная установка на приобретение и реализацию своих знаний, умений, навыков);

Когнитивный критерий (система знаний и умений студента, составляющих основу его будущей деятельности);

Праксиологический критерий (наличие у студентов беглости и оригинальности мышления).

Для первичной и итоговой диагностик были выбраны следующие методики:

Мотивационно-ценностный критерий:

Шкала оценки потребности в достижении.

Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении в препятствиями.

Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы - небольшого теста-опросника. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов - "да" или "нет". Ответы, совпадающие в ключевыми (по коду) суммируются (по баллу за каждый ответ).

Суждения

Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

Мои близкие считают меня ленивым.

Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

Терпения во мне больше, чем способностей.

Мои родители слишком строго контролировали меня.

Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

Думаю, что я уверенный в себе человек.

Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

Я усердный человек.

Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка результатов и интерпретация

Шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:

Таблица 2.

Таблица оценки результата уровня мотивации достижения

Уровень мотивации достижения

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-19

Ответы "Да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы "Нет" на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Мотивация к успеху (Т. Элес)

Инструкция: Вам предлагается 41 утверждение. Каждое из них подтвердите ответом «да» в случае согласия или «нет», если вы его не разделяете.

Когда имеется выбор между двумя вариантами, то его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу полностью выполнить задание.

Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

В некоторые дни мои успехи ниже средних.

По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

Я более доброжелателен, чем другие.

Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

Усердие – это не основная моя черта.

Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

Препятствия делают мои решения более твердыми.

У меня легко вызвать честолюбие.

Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

Нужно полагаться только на самого себя.

В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

Я менее честолюбив, чем многие другие.

В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

Мои друзья иногда считают меня ленивым.

Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

Я завидую людям, которые не загружены работой.

Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

Когда я уверен, что стою на правильном пути, то для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Обработка и интерпретация результатов

По 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41 и за ответ «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.

1-10 баллов – низкая мотивация к успеху

11-16 – средний уровень мотивации

17-20 – умеренно высокий уровень мотивации

Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Когнитивный критерий: диагностика проводится в форме собеседования. На собеседовании студенту предлагают ответить на вопрос из теоретичской части программы, решить ситуационную задачу и провести игру с коллективом (любого типа). Результат оценивания производится по следующим параметрам:

Таблица 3.

Оценка когнитивного критерия вожатых

Вид задания

Вариативность выполнения

Уровень

Ответ на теоретический вопрос

Студент не отвечает на вопрос, либро отвечает с большими затруднениями.

Низкий

Студент отвечает на вопрос с некоторыми неточностями.

Средний

Студент отвечает на вопрос полно и развернуто.

Высокий

Решение ситуационной задачи

Студент не решает задачу.

Низкий

Студент решает задачу с некоторыми неверными построениями своих действий и/или видит только один верный выход из ситуации.

Средний

Студент видит несколько выходов из ситуации, легко подстраивается под изменяющиеся условия

Высокий

Проведение игры с коллективом

Студент не может провести игру.

Низкий

При проведении игры студент не может верно донести условия до участников. Не вовлекает в деятельность всех участников.

Средний

Студент активно и уверенно вовлекает в деятельность всех участников игры, верно доносит условия.

Высокий

Праксиологический критерий: Тест креативности Торренса.

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы – это 15–35 человек. Время выполнения теста 10 минут.

Оценивание

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека.

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

•рисунки, присоздание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок) не был использован как составная часть изображения.

•рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

•Осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.

Показатель «оригинальности» подсчитывается в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3.Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Оценка происходит по шкале от 0 до 3. •

•0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

•1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

•2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

•3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи.

Принципы оценки:

1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п. •

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет. •

4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса. Баллы, полученные при оценке всех факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», и «разработанность») суммируются.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

10 — плохо

10—14 — ниже нормы

15—19 — несколько ниже нормы

20—30 — норма

31—35 — несколько выше нормы

36—40 — выше нормы

>40 — отлично

Рисунок 1. Стимульный материал для проведения теста креативности Торренса

Реализация организационно-педагогических условий для формирования готовности студента к педагогическому творчеству в условиях обучения на курсах вожатского мастерства.

Перед тем как приступить к реализации программы ШВМ нам необходимо было набрать группу студентов для подготовки. Для этого было опубликовано объявление о наборе в Школу вожатского мастерства в социальной сети Инстаграмм. К началу обучения была набрана группа из 24 студентов.

При реализации подготовительного этапа исследования была проведена первичная диагностика творческих и когнитивных способностей студентов, мотивация студентов к усвоению программы, установка эмоционального контакта, начало реализации обучения по программе ШВМ.

Изначально была проведена диагностика творческих и когнитивных способностей студентов по методикам, указанным в пункте 2.1 данного исследования.

Диагностика дала следующие результаты:

Таблица 4.

Результаты первичной диагностики

№№

Ф.И. студента

Мотивационно-ценностный критерий

Когнитивный критерий

Праксиологический критерий: Тест креативности Торренса

Итого

Шкала оценки потребности в достижении

Мотивация к успеху

Ответ на теоретический вопрос

Решение ситуационной задачи

Проведение игры с коллективом

Абакумова А.

2

8

2

2

2

4

20

Алехина М.

2

4

4

2

2

3

17

Бобрышев А.

4

2

2

2

2

5

17

Бабин А.

2

4

4

2

2

2

16

Воронцов В.

6

2

4

4

2

7

25

Леликова В.

2

6

4

4

4

1

21

Лосев М.

4

8

4

4

6

2

28

Мкртычан Р.

2

6

4

2

4

3

21

Мулеван К.

4

4

4

4

6

5

27

Мелешко Н.

2

2

2

4

2

2

14

Мелешко Т.

4

4

2

2

2

4

18

Новикова Т.

4

6

2

4

4

3

23

Назарин Т.

4

4

6

2

2

2

20

Петросян С.

4

6

2

6

4

3

25

Пилипенко Я.

2

4

2

2

4

4

18

Разумова Г.

6

8

2

4

2

1

23

Резник Л.

4

4

4

2

2

3

19

Стародуб А.

2

2

2

4

2

3

15

Семенченко О.

6

6

4

4

4

3

27

Сатарин Т.

2

4

4

4

2

5

21

Семенов Д.

2

6

4

2

4

4

22

Фоменко Н.

4

6

2

2

2

1

17

Хапыгина Е.

4

6

4

2

4

6

26

Шалагинов Д.

6

4

2

2

2

3

19

Для обобщения результатов была введена следующая система:

При исследовании мотивационно-ценностного критерия, а именно оценки потребности достижений низкий уровень оценивался в 2 балла, средний уровень в 4 балла, высокий в 6 баллов. При оценке мотивации к успеху низкий уровень оценивался в 2 балла, средний уровень в 4 балла, умеренно высокий в 6 баллов и высокий в 8 баллов.

При исследовании мотивационного критерия по всем параметрам низкий уровен оценивался в 2 балла, средний в 4 балла, высокий в 6 баллов.

При исследовании праксиологического критерия использовалась следующая шкала до 10 баллов – 1 балл, 10-14 баллов – 2 балла, 15-19 баллов – 3 балла, 20-30 баллов – 4 балла, 31-35 баллов – 5 баллов, 36-40 баллов – 6 баллов, более 40 баллов – 7 баллов.

При подведении итогов была выработана следующая оценка баллов:

0-12 баллов – низкий уровень творческих способностей;

13-24 балла – средний уровень;

25-36 баллов – высокий уровень;

Более 37 баллов очень высокий уровень.

Путем исследования литературы, научных трудов отечественных и зарубежных авторов, был сделан вывод о том, что к педагогическому творчеству будут готовы лишь те студенты, которые по результатам диагностики покажут очень высокий уровень подготовки.

На этапе первичной диагностики ни один студент не готов к педагогическому творчеству.

Таблица 5.

Статистика результатов первичной диагностики

Кол-во студентов (чел.)

Отношение от всего кол-ва студентов (%)

Низкий уровень

0

0

Средний уровень

18

75

Высокий уровень

6

25

Очень высокий уровень

0

0

Первое вводное занятие было проведено с элементами мотивации студентов к обучению на курсах вожатского мастерства у установка положительного эмоционального контакта путем игр на знакомство, раскрепощение, на сплочение коллектива.

Далее в процессе обучения в школе вожатского мастерства, помимо получения теоретических знаний и практических навыков, учащиеся осваивали такие учебные блоки как:

Блок актерского мастерства;

Игровой блок;

Творческий блок. (см.табл.1)

Для проведения данных блоков в Школу вожатского мастерства были приглашены сторонние специалисты (ведущие, игротехники, работники творческих компаний по организации праздников).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

После полного освоения программы Школы вожатского мастерства нами была проведена итоговая диагностика по развитию творческих и когнитивных компетенций у студентов. (см. табл. 6)

Таблица 6.

Результаты итоговой диагностики

№№

Ф.И. студента

Мотивационно-ценностный критерий

Когнитивный критерий

Праксиологический критерий: Тест креативности Торренса

Итого

Шкала оценки потребности в достижении

Мотивация к успеху

Ответ на теоретический вопрос

Решение ситуационной задачи

Проведение игры с коллективом

Абакумова А.

4

8

4

6

4

5

31

Алехина М.

4

6

4

6

6

5

31

Бобрышев А.

4

4

4

4

4

5

25

Бабин А.

6

6

4

4

4

7

31

Воронцов В.

6

8

6

6

6

7

39

Леликова В.

6

6

6

6

4

4

32

Лосев М.

4

8

6

4

6

6

34

Мкртычан Р.

6

8

4

6

6

7

37

Мулеван К.

6

8

6

6

6

6

38

Мелешко Н.

4

6

6

4

6

5

31

Мелешко Т.

4

4

6

6

4

6

30

Новикова Т.

6

6

4

4

6

5

31

Назарин Т.

4

4

6

4

6

5

29

Петросян С.

4

6

6

6

4

6

32

Пилипенко Я.

4

5

6

4

6

6

31

Разумова Г.

6

8

2

4

2

5

27

Резник Л.

4

4

4

6

6

5

29

Стародуб А.

4

8

6

4

6

6

34

Семенченко О.

6

6

6

6

6

7

37

Сатарин Т.

6

6

4

6

6

5

33

Семенов Д.

6

8

6

6

4

4

34

Фоменко Н.

4

6

6

4

2

5

27

Хапыгина Е.

4

6

6

4

4

6

30

Шалагинов Д.

6

8

6

6

4

7

37

На основании проведенного исследования можно сказать о том, что в целом у всех студентов был повышен уровень творческих способностей, мотивации и когнитивных качеств. (см. табл. 7)

Таблица 7

Сравнительный анализ уровня подготовки студентов после обучения в Школе вожатского мастерства

№№

Ф.И. студента

Результаты первичной диагностики

Результаты итоговой диагностики

Изменения уровня подготовки (да/нет)

Абакумова А.

20

31

да

Алехина М.

17

31

да

Бобрышев А.

17

25

да

Бабин А.

16

31

да

Воронцов В.

25

39

да

Леликова В.

21

32

да

Лосев М.

28

34

да

Мкртычан Р.

21

37

да

Мулеван К.

27

38

да

Мелешко Н.

14

31

да

Мелешко Т.

18

30

да

Новикова Т.

23

31

да

Назарин Т.

20

29

да

Петросян С.

25

32

да

Пилипенко Я.

18

31

да

Разумова Г.

23

27

да

Резник Л.

19

29

да

Стародуб А.

15

34

да

Семенченко О.

27

37

да

Сатарин Т.

21

33

да

Семенов Д.

22

34

да

Фоменко Н.

17

27

да

Хапыгина Е.

26

30

да

Шалагинов Д.

19

37

да

Основной задачей нашего исследование было выявление формирования готовности студентов к педагогическому творчеству посредством курсов вожатского мастерства. Получив результаты итоговой диагностики мы можем сказать, что в целом у студентов был изменен уровень творческих способностей. Уровень творческих способносей студентов был оценен только как высокий и очень высокий.

Таблица8.

Статистика результатов итоговой диагностики

Кол-во студентов (чел.)

Отношение от всего кол-ва студентов (%)

Низкий уровень

0

0

Средний уровень

0

0

Высокий уровень

19

79,2

Очень высокий уровень

5

20,8

Исходя из вышесказанного, опираясь на анализ изученной литературы, можно сделать вывод о том, что 5 студентов (20,8 % от общего количества) готовы к педагогическому творчеству.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области