Роль преподавателя музыкальной школы в формировании творческой личности ребенка
Развитие личности ребенка – очень сложный процесс, к которому как родитель, так и педагог должен прилагать усилия с осторожностью. Творческое мышление или, как принято считать, мышление не как у всех, есть собственный выбор ребенка, который наставник должен поддержать и дать толчок к дальнейшему развитию. У каждого ребенка процесс развития творческого начала индивидуален, поэтому преподаватель должен создать благоприятный фон для формирования креативности. В связи с этим можно выделить несколько правил:
•Не сковывать, а освобождать;
•Не сдерживать, а поддерживать;
•Не сгибать, а распрямлять.
В первую очередь преподаватель должен быть прекрасным музыкантом. Успех его деятельности во многом определяет владение инструментом, голосом, дирижерскими навыками, музыкальным слухом, импровизацией. По этому поводу Д.Б. Кабалевский писал: «Из всех умений, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом. Без механической записи на уроке, конечно, не обойтись, особенно когда в классе должен прозвучать хор, оркестр, оперная сцена и т.п., но она должна быть дополнением к живому исполнению учителя, а не заменой его. Это очень важно по крайней мере с трех точек зрения: во-первых, живое исполнение всегда создает в классе более эмоциональную атмосферу; во-вторых, при живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т.д.; в-третьих, учитель, играющий на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку».
Также учитель должен обладать высокой культурой восприятия музыки. Этому стоит уделить особое внимание, ведь задачу развития восприятия музыку у учащихся стоит считать центральной деятельностью любого педагога музыки.
Но помимо вышеперечисленных навыков, педагогу необходимо обладать знаниями в области психологии. Ведь в мире есть множество примеров, где преподаватель, тренер или наставник при личных невысоких
академических успехах находил определенный подход, давая необходимые знания, сыгравшие решающую роль в формировании обучаемого, как
профессионала своего дела. Возможно это при наличии хороших академических знаний и способностей в синтезе с комплексом личностных человеческих качеств учителя.
Таким образом, необходимо выделить следующие стороны деятельности учителя:
- исследовательская;
-проектировочная;
-конструктивная;
-коммуникативная;
-организаторская.
Все это взаимосвязано в работе преподавателя. Без какого-либо компонента решение задач музыкально обучения становится неполноценным и в последствии сказывается на результатах развития творчества обучаемого.
Развивая творческие способности в младшем и среднем подростковом возрасте, особое внимание стоит обратить на развитие овладения и применения поисковой и творческой деятельности. Но современных учеников уже давно не устраивает роль пассивных слушателей, поэтому важно применить подход, который больше их заинтересует. Это может быть, например, необычная форма знакомства с новым материалом, где ученик будет принимать активное участие, применяя творческие навыки и самостоятельность. В таком случае я использую прослушивание более профессионального исполнителя, самостоятельное изучение и представление выученных навыков
Поэтому я стараюсь использовать нестандартные формы уроков: урок-встреча, урок-состязание, урок-дискуссия, урок-музыкальная викторина, комбинированный урок и т.п. А также использую различные задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей: • Сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов;• Определение на слух характерных особенностей того или иного стиля ( как классического искусства, так и современного);• Сравнительный анализ различных стилей музыки;• Рецензирование песенного репертуара современных певцов, групп;• Представление и «защита» домашней фонотеки;• Сочинение песен. Развивая музыкально-творческие способности в учащихся, преподаватель полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
https://infourok.ru/rol-uchitelya-muziki-v-stanovlenii-tvorcheskoy-lichnosti-1030698.html