Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Моделирование программы развития профессионального роста педагога

Значимым моментом в профессиональном развитии педагогов является наличие потребностей, положительной мотивации и самоосмысление педагогами целей своей деятельности работа в режиме активной инновационной деятельности, группового взаимодействия способствует самовзращиванию личности профессионала и овладению исследовательскими умениями организация процесса повышения квалификации, обобщение и трансляция полученного опыта способствуют активизации профессионального саморазвития .

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Моделирование программы развития

профессионального роста педагога»

«Смотри вдаль – увидишь даль;

смотри в небо – увидишь небо,

взглянув в маленькое зеркальце,

увидишь только себя».

Козьма Прутков

Любому учителю хочется стать значимой фигурой если не в школе, то, по крайней мере, в классе. Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникает необходимость поиска новых путей развития личности педагога. Одним из них является моделирование программы развития профессионального роста педагога.

Психологические аспекты проблемы находят свое отражение в исследованиях Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Возможности саморазвития личности в образовательном процессе представлены в трудах Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Вопросы профессионального саморазвития педагога освещены в работах Ю. Н. Кулюткина, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина.

При всей несомненной значимости данных исследований в них не полностью отражены технологии профессионального саморазвития педагога в условиях модернизации образования.

Анализ научной литературы и практического опыта позволяет выделить ряд противоречий:

между требованиями к подготовке и деятельности педагога, связанными с инновациями в области образования, и отсутствием у большинства педагогов осознанного интереса к профессиональному саморазвитию;

между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией управленческой деятельности в школе на субъекта педагогической деятельности.

Таким образом, выявляется проблема, которая заключается в необходимости разработки теоретических основ и условий активизации профессионального саморазвития педагога.

Процесс саморазвития рассматривается в диалектическом единстве противоположностей – социализации и индивидуализации, это неразрывно взаимосвязанный процесс, на определенной стадии дополняющийся самоуправлением личности, которая начинает сама сознательно организовывать собственную жизнь, а значит, и конструировать в той или иной мере свое собственное развитие. Фактором, воздействующим на направленность и интенсивность самоизменения и одновременно степень его реализации, выступает не просто внешняя среда и влияние на человека других людей, а вырабатываемый самим человеком угол зрения на эти влияния, мера его понимания и принятия их для самого себя, то есть его личное решение, личностная позиция.

Отсюда вытекает тезис о том, что саморазвитие – целостный процесс социально-личностного развития, обусловленный субъективностью, субъектной деятельностью личности, условиями жизни и труда. Саморазвитие для человека является безусловной ценностью, саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность. Способность к активно-творческой позиции приобретается человеком только самим в результате длительных целеустремленных усилий, направленных на изменение самого себя. Как результат творческой работы над собой происходит необратимое качественное изменение психологического статуса личности, выраженное в потребности в самосовершенствовании, самовоспитании, в построении себя как личности. Способность личности к саморазвитию мы рассматриваем неотъемлемым компонентом профессионализма педагога.

Профессиональное саморазвитие рассматривается как динамичный процесс усвоения, овладения, модернизации профессионального опыта, технологии деятельности, ведущий к формированию и развитию индивидуальных профессиональных компетентностей. Социальный аспект, отраженный в понятии “профессиональная социализация”, представляет собой формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становление личности как субъекта профессиональной деятельности. В результате профессиональной социализации происходит активная реализация накапливаемого профессионального опыта, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие и самосовершенствование.

В результате исследования основных характеристик профессионального саморазвития выделены его технологические этапы:

1) самоосмысление, выражающееся в осознании своих потребностей, возможностей, интересов;

2) самовзращивание, когда педагог самостоятельно формулирует цели и задачи саморазвития, планирует работу над собой, отбирает средства самовоздействия;3) самопроявление, в результате которого возникает новое качество содержания и структуры деятельности.

Результаты, полученные в ходе реализации модели профессионального развития, позволяют сделать выводы, что:

значимым моментом в профессиональном развитии педагогов является наличие потребностей, положительной мотивации и самоосмысление педагогами целей своей деятельности (я могу сам); 2) работа в режиме активной инновационной деятельности, группового взаимодействия способствует самовзращиванию личности профессионала и овладению исследовательскими умениями (могу с другими, при этом смогу обогатиться опытом в процессе взаимодействия…); 3) организация процесса повышения квалификации, обобщение и трансляция полученного опыта способствуют активизации профессионального саморазвития (могу для других, при этом постоянно совершенствуюсь сам).

Моделирование профессионального роста педагога является средством для организации образования      педагога,      стержнем      и      вектором      его      собственной  образовательной траектории. 

Мотивация может быть различной.

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, тогда работа будет интересной и доставит удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.

Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» 

Ступени профессионального развития

Цель введения модели: 

-создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;

-позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или переход на следующую ступень профессионального развития по Марковой.

Если считать, что модель профессионального роста педагога должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений, то цели ее создания будут следующие: 

-оценочно-стимулирующая   (реальное   оценивание    своих    возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);

- развивающая   по   отношению   к   образовательной   ситуации   (структура модели представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).

Таким образом, в программе педагог обозначает:

-цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными     стандартами,     успеваемостью    воспитанников     и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;

-профессиональные умения, которые необходимо приобрести;

-средства для решения поставленных задач.

Практическая значимость индивидуальной образовательной программы видится в систематизации деятельности педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности образовательными услугами и -  как результат - аттестации. 

Алгоритм    моделирования профессионального роста педагога 

Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога

Составление индивидуальной образовательной программы, коррекция

Рефлексивный анализ реализации ИОП

Реализация индивидуальной образовательной программы

Алгоритм составления отличается универсальностью, так как начать работу по моделированию можно с любой «ступени профессионального развития».

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.( Что у меня хорошо получается, в чём я преуспел, каковы мои заслуги, чем бы я мог поделиться с коллегами). Диагностики. Тесты.

2. Программирование профессионального развития. Составление  модели профессионального роста педагога. При проектировании индивидуальной образовательной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Чему и каким образом необходимо научиться чтобы лучше работать?

3. Для   реализации   модели профессионального роста педагогасоздается   открытое   образовательное   пространство,    где   происходит профессиональное   взаимодействие, рефлексия и коррекция   собственной  деятельности, перепрограммирование. 

Показателями открытого образовательного пространства является: 

-многообразие и вариативность образовательных предложений;

-реализация    образовательных    предложений    в    качестве    ресурсов   для  построения индивидуальной образовательной программы.

Необходимо      четко      представлять      ресурсы   открытого    образовательного пространства и видеть его уровни - школьный, муниципальный, региональный, всероссийский. 

4.Рефлексивный    анализ    реализации    индивидуальной образовательной  программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог. 

Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить  своевременную   коррекцию   действий.   Предметом  рефлексии   становится деятельность педагога по реализации программы. Важно, что сравнивать только себя с самим собой.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для повышения эффективности процесса профессионального роста педагогов целесообразно предложить следующие организационно-управленческие рекомендации:

определить стратегическую цель деятельности коллектива как “выращивание” новых педагогов, способных к активному профессиональному росту;

создать положительную мотивацию учителя к моделированию программы профессионального роста через погружение в развивающую, инновационную, толерантную среду;

стимулировать творческое сотрудничество учителей на основе фасилитирующего, полифункционального взаимодействия;

активно использовать различные способы социально-педагогической поддержки учителя на всех этапах осуществления программы;

с целью развития субъектной позиции и повышения личной ответственности за результаты привлекать педагога к управлению развитием школы на основе соучастия, участия и партнерства.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области