«Моделирование программы развития
профессионального роста педагога»
«Смотри вдаль – увидишь даль;
смотри в небо – увидишь небо,
взглянув в маленькое зеркальце,
увидишь только себя».
Козьма Прутков
Любому учителю хочется стать значимой фигурой если не в школе, то, по крайней мере, в классе. Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникает необходимость поиска новых путей развития личности педагога. Одним из них является моделирование программы развития профессионального роста педагога.
Психологические аспекты проблемы находят свое отражение в исследованиях Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Возможности саморазвития личности в образовательном процессе представлены в трудах Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Вопросы профессионального саморазвития педагога освещены в работах Ю. Н. Кулюткина, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина.
При всей несомненной значимости данных исследований в них не полностью отражены технологии профессионального саморазвития педагога в условиях модернизации образования.
Анализ научной литературы и практического опыта позволяет выделить ряд противоречий:
между требованиями к подготовке и деятельности педагога, связанными с инновациями в области образования, и отсутствием у большинства педагогов осознанного интереса к профессиональному саморазвитию;
между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией управленческой деятельности в школе на субъекта педагогической деятельности.
Таким образом, выявляется проблема, которая заключается в необходимости разработки теоретических основ и условий активизации профессионального саморазвития педагога.
Процесс саморазвития рассматривается в диалектическом единстве противоположностей – социализации и индивидуализации, это неразрывно взаимосвязанный процесс, на определенной стадии дополняющийся самоуправлением личности, которая начинает сама сознательно организовывать собственную жизнь, а значит, и конструировать в той или иной мере свое собственное развитие. Фактором, воздействующим на направленность и интенсивность самоизменения и одновременно степень его реализации, выступает не просто внешняя среда и влияние на человека других людей, а вырабатываемый самим человеком угол зрения на эти влияния, мера его понимания и принятия их для самого себя, то есть его личное решение, личностная позиция.
Отсюда вытекает тезис о том, что саморазвитие – целостный процесс социально-личностного развития, обусловленный субъективностью, субъектной деятельностью личности, условиями жизни и труда. Саморазвитие для человека является безусловной ценностью, саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность. Способность к активно-творческой позиции приобретается человеком только самим в результате длительных целеустремленных усилий, направленных на изменение самого себя. Как результат творческой работы над собой происходит необратимое качественное изменение психологического статуса личности, выраженное в потребности в самосовершенствовании, самовоспитании, в построении себя как личности. Способность личности к саморазвитию мы рассматриваем неотъемлемым компонентом профессионализма педагога.
Профессиональное саморазвитие рассматривается как динамичный процесс усвоения, овладения, модернизации профессионального опыта, технологии деятельности, ведущий к формированию и развитию индивидуальных профессиональных компетентностей. Социальный аспект, отраженный в понятии “профессиональная социализация”, представляет собой формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становление личности как субъекта профессиональной деятельности. В результате профессиональной социализации происходит активная реализация накапливаемого профессионального опыта, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие и самосовершенствование.
В результате исследования основных характеристик профессионального саморазвития выделены его технологические этапы:
1) самоосмысление, выражающееся в осознании своих потребностей, возможностей, интересов;
2) самовзращивание, когда педагог самостоятельно формулирует цели и задачи саморазвития, планирует работу над собой, отбирает средства самовоздействия;3) самопроявление, в результате которого возникает новое качество содержания и структуры деятельности.
Результаты, полученные в ходе реализации модели профессионального развития, позволяют сделать выводы, что:
значимым моментом в профессиональном развитии педагогов является наличие потребностей, положительной мотивации и самоосмысление педагогами целей своей деятельности (я могу сам); 2) работа в режиме активной инновационной деятельности, группового взаимодействия способствует самовзращиванию личности профессионала и овладению исследовательскими умениями (могу с другими, при этом смогу обогатиться опытом в процессе взаимодействия…); 3) организация процесса повышения квалификации, обобщение и трансляция полученного опыта способствуют активизации профессионального саморазвития (могу для других, при этом постоянно совершенствуюсь сам).
Моделирование профессионального роста педагога является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.
Мотивация может быть различной.
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, тогда работа будет интересной и доставит удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!»
Ступени профессионального развития
Цель введения модели:
-создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;
-позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.
Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или переход на следующую ступень профессионального развития по Марковой.
Если считать, что модель профессионального роста педагога должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений, то цели ее создания будут следующие:
-оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);
- развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура модели представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).
Таким образом, в программе педагог обозначает:
-цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами, успеваемостью воспитанников и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;
-профессиональные умения, которые необходимо приобрести;
-средства для решения поставленных задач.
Практическая значимость индивидуальной образовательной программы видится в систематизации деятельности педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности образовательными услугами и - как результат - аттестации.
Алгоритм моделирования профессионального роста педагога
Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога | Составление индивидуальной образовательной программы, коррекция | |
Рефлексивный анализ реализации ИОП | Реализация индивидуальной образовательной программы |
Алгоритм составления отличается универсальностью, так как начать работу по моделированию можно с любой «ступени профессионального развития».
1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.( Что у меня хорошо получается, в чём я преуспел, каковы мои заслуги, чем бы я мог поделиться с коллегами). Диагностики. Тесты.
2. Программирование профессионального развития. Составление модели профессионального роста педагога. При проектировании индивидуальной образовательной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Чему и каким образом необходимо научиться чтобы лучше работать?
3. Для реализации модели профессионального роста педагогасоздается открытое образовательное пространство, где происходит профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности, перепрограммирование.
Показателями открытого образовательного пространства является:
-многообразие и вариативность образовательных предложений;
-реализация образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы.
Необходимо четко представлять ресурсы открытого образовательного пространства и видеть его уровни - школьный, муниципальный, региональный, всероссийский.
4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог.
Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить своевременную коррекцию действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации программы. Важно, что сравнивать только себя с самим собой.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для повышения эффективности процесса профессионального роста педагогов целесообразно предложить следующие организационно-управленческие рекомендации:
определить стратегическую цель деятельности коллектива как “выращивание” новых педагогов, способных к активному профессиональному росту;
создать положительную мотивацию учителя к моделированию программы профессионального роста через погружение в развивающую, инновационную, толерантную среду;
стимулировать творческое сотрудничество учителей на основе фасилитирующего, полифункционального взаимодействия;
активно использовать различные способы социально-педагогической поддержки учителя на всех этапах осуществления программы;
с целью развития субъектной позиции и повышения личной ответственности за результаты привлекать педагога к управлению развитием школы на основе соучастия, участия и партнерства.