Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирования лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка как второго иностранного

Статья посвящена исследованию процесса формирования лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка как второго иностранного. Автор анализирует новое явление в общеобразовательной школе введение второго иностранного языка и делает акцент на том, что для формирования лексических и грамматических навыков необходимо разработать комплекс упражнений, содержащихся в дефицитном количестве в современной образовательной программе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Формирования лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка как второго иностранного»

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование человеческого общества. Язык – это двигатель прогресса. Именно он способен превратить статичное общество в «живой, развивающийся организм». А иностранный язык особенно ценится поскольку выступает средством общения на международном уровне [Ворожбитова 2017: 176]. В настоящее время он превращается в одну из ведущих дисциплин. Целью обучения иностранному языку в школе служит развитие личности школьника, расширение его кругозора, умение вести коммуникацию с иностранными представителями, формировать коммуникативную компетенцию учащегося. Особую позицию занимает английский язык – язык мирового масштаба. На нем говорит практически весь цивилизованный мире [Ворожбитова 2017: 176].

В настоящее время в общеобразовательных школах преобладает английский язык. Его изучают со 2 класса. Главной целью его преподавания как учебного предмета является развитие способности осуществлять межличностное общение с носителем языка [Аверин 2019: 79].

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту с 1 сентября 2015 г. в образовательную систему вводится и второй иностранный язык как общеобязательный предмет для всех учащихся с 5-9 классы [Федеральный образовательный… 2019].

Ведущими отечественными специалистами, занимающимися вопросами введения и изучения второго иностранного языка, в настоящее время, являются И.Л.Бим, Н.Д.Гальскова, Г.Н.Воронина, Н.В.Барышников, Э.И.Соловцова, Л.Г.Денисова [Буренкова 2018: 130].

Принципы обучения немецкому языку как второму иностранному тождественны с общими принципами, характерными для обучения любому иностранному языку, но все же имеют свои особенности:

методический подход к обучению

личностно-ориентированный характер учебного процесса

социокультурная направленность учебного процесса

обучение немецкому языку должно перекликаться с обучением другим школьным предметам

использование аутентичных текстов, что обуславливает социокультурную направленность

непрерывность в учебном процессе

все виды речевой деятельности должны быть взаимосвязаны, что способствует комплексному овладению языком

Специфика предмета «Немецкий язык» заключается в том, что целью его обучения служит не только формирование знаний, но и навыков, умений. Навыки формируются осознанно. Отличительной чертой навыка является его автоматизированность.

Лексический навык – это способность автоматически осуществлять определенные действия, операции, вызывая их из долговременной памяти [Соколова 2019:24].

Традиционно выделяют несколько этапов формирования лексического навыка. К ним относятся: ознакомление, тренировка, речевая практика.

На первом этапе происходит ознакомление со словом, его толкованием, характерными признаками. Очень важное значение в рамках данного этапа имеет введение лексики. Введение лексики осуществляется разными способами: путем демонстрации предмета или изображения на картинке; с помощью жестов, мимики; за счет показа различных предметов с ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер).

Второй этап подразумевает тренировку и закрепление лексики. Тренировка лексики и ее усвоение обеспечивается путем выполнения ряда упражнений.

Последний этап работы с лексикой представляет собой ее отработку на практике, в реальных ситуациях общения.

Лексические навыки, безусловно, важны для общения на иностранном языке. Но без грамматических навыков невозможно корректно сформулировать высказывание. Именно они являются составной частью всех видов речевой деятельности. Грамматический навык – это способность сознательно и при этом автоматически выполнять какую-либо речевую деятельность, обеспечивающую безошибочное употребление грамматической формы в речи.

При этом существует 2 способа введения нового грамматического материала: дедуктивный, индуктивный. Дедуктивный способ предполагает изучение правила с последующим выполнением грамматических упражнений. Индуктивный же способ направлен на самостоятельную работу учащихся. Они сами выводят правило на основе проделанных грамматических упражнений.

Сложностью преподавания немецкого языка как второго иностранного является то, что по современному образовательному стандарту при меньшем количестве часов, отводимых на изучение языка, полнота учебного материала остается неизменной. Но все же в данном случае есть и «позитивные ноты». В связи с тем, что английский и немецкий языки являются родственными, а именно относятся к одной языковой группе, они перекликаются между собой, имеют много общего как в лексическом, так и в грамматическом плане. Ученикам достаточно легко и быстро удается освоить «азы» немецкого языка, сравнивая его с английским, находя аналогии.

Часто учителя, объясняя новую грамматическую или лексическую тему, прибегают к сопоставительному методу на уроке. «Сопоставительный метод – это система приемов исследования как родственных, так и разноструктурных языков с целью выявления в них общих и отличительных свойств и признаков».

Для формирования лексико-грамматических навыков на основе сопоставительного метода автор считает целесообразным использовать следующие упражнения:

Лексические упражнения

Дифференцированные упражнения и упражнения на идентификацию.

Найдите и подчеркните в данных предложениях все немецко-английские когнаты

In diesem Bezirk gibt es viele große und komfortable Häuser.

Um wieviel Uhr beginnt unsere Stunde?

Unsere Familie ist gastfreundlich und wir freuen uns immer über Gäste.

Meine Tante hat ein Haus neben dem Park gekauft.

Meine Schwester hat sechs Tage pro Woche in der Schule.

Dein Freund ist sehr reich und gibt dir teure Geschenke.

Nicht alles Gold, das was glänzt.

Meine Cousine kommt aus Griechenland.

Was kostet ein Kilogramm Kirschen?

10) Meine Nichte hat eine schwarze Katze.

Дифференцированные упражнения и упражнения на идентификацию.

Сгруппируйте немецкие и английские слова и выражения по указанному признаку

der Winter (winter)

der Frühling (spring)

der Sommer (summer)

der Herbst (autumn)

der Regen feucht heiß frostig sonnig trocken bewölkt

lightning shower lovely weather der Blitz

das Gewitter dull day thunder Es hagelt die Hitze

unpredictable weather outbreaks of rain der Sturm

der Donner windig kalt nass der Schnee slush

nebelig Es nieselt nasty snowflake

black ice sleet warm heat sunny day

snow fog changeable weather chill wind

Es gießt wie aus Eimern

Грамматические упражнения

Сгруппируйте представленные немецкие и английские прилагательные и распределите их в колонках таблицы по указанному признаку, в зависимости от вида степени сравнения.

сравнительная степень

превосходная степень

schneller longer kälter teurer langer finer cleverer fatter mehr schlechter flacher bunter thinner later cuter braver rascher klarer eher older younger uglier kürzer kleiner lieber happier better junger worse näher höher besser größer bigger weniger schöner älter more schorter less more interesting dümmer langsamer am rotesten am meisten the most more intelligent more important am kältesten am frohesten am schnellsten am flachsten more beautiful the simplest am besten

Заполнить пропуски, вставить необходимый модальный глагол в предложение, опираясь на эквивалентное предложение на английском.

She must prepare herself well for the examination.

Sie … sich gut auf die Prüfungen vorbereiten.

Our employees must sign this agreement.

Unsere Mitarbeiter … diesen Vertrag unterzeichnen.

My friend can’t watch this movie because it’s very scary.

Mein Freund … diesen Film nicht sehen, weil es sehr furchtbar ist.

I can read this book in German ant translate it for you.

Ich … dieses Buch auf Deutsch lesen und für dich übersetzen.

May you give me the recipe for this cake?

… Sie mir das Rezept für diesen Kuchen geben?

Таким образом, введение второго иностранного языка, в частности немецкого, в общеобразовательной школе – явление новое, еще неизученное. Сложностью преподавания немецкого языка как второго иностранного является то, что полнота учебного материала остается неизменной, при этом количество часов, отводимых на изучение языка, уменьшилось. Но стоит отметить, что изучение немецкого языка как второго иностранного после английского, облегчает учебный процесс за счет сопоставления двух родственных языков. Сопоставительный метод является ключевым при изучении данных языков. Но с момента введения второго иностранного языка в образовательную программу возникает проблема поиска упражнений на сопоставление английского и немецкого языков. В УМК не хватает подобных упражнений, в связи с чем и были созданы лексико-грамматические упражнения для формирования лексических и грамматических навыков на базе английского языка.

Список литературы

Федеральные государственные образовательные стандарты. – 2019. - [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).

Аверин, М.М. Немецкий язык. 7 класс. Второй иностранный язык: рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. - 8-е изд. - Москва : Просвещение; Berlin: Cornelsen, 2019. - 79 с. : ил., табл. - (Горизонты. Horizonte) (ФГОС).; ISBN 978-5-09-071261-3 : 5100 экз.

Буренкова, С.В. Немецкий язык как второй иностранный [Текст]: учебное пособие / С. В. Буренкова; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный технический университет". - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. - 130 с. : ил., табл,; 20 см.; ISBN 978-5-8149-2598-5 : 70 экз.

Ворожбитова, А.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования [Текст]: монография / А. А. Ворожбитова, Т. Е. Тихонова. - 2-е издание, стереотипное. - Москва : ФЛИНТА, 2017. - 176 с.; ISBN 978-5-9765- 3292-2

Соколова, Н.В. Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине "Лингвистический анализ научно-технических текстов на иностранном языке (английский, немецкий)" / Н. В. Соколова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет". - Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2019. - 24 с.; ISBN 978-5-398-02114-1 : 25 экз.

Туговикова, О.И. Обучение немецкому языку как второму иностранному языку на базе английского языка на начальном этапе// Выпускная квалификационная работа. – 2017. – [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/185777998 (дата обращения: 18.03.2020).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области