Деменина Наталья Ивановна
Преподаватель ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»
Разработка наглядно-дидактического комплекта «Правила для маленьких пешеходов» для детей дошкольного возраста
Актуальность темы. Заложение основ безопасного поведения в социальной среде целесообразно начинать с раннего детского возраста. Ребенок на дошкольном этапе развития познает мир, что делает его особенно подвижным, активным, развивает его любознательность, формирует самостоятельность, что в конечном итоге становится предпосылкой для возникновения травмоопасных ситуаций.
Это обуславливает необходимость формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с дошкольного возраста и совершенствования этих навыков по мере развития ребенка и расширения спектра негативного окружающего воздействия. Осторожность во всех видах жизнедеятельности крайне важна.
При написании данной работы использовались научные труды отечественных и зарубежных авторов по педагогике и психологии.
Таким образом, актуальность исследования определила тему исследования: Разработка наглядно-дидактического комплекта «Правила для маленьких пешеходов» для детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – наглядно-дидактический комплект «Правила для маленьких пешеходов» как средство формирования основ ПДД у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать наглядно-дидактический комплект «Правила для маленьких пешеходов» для детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: представления о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста будут эффективнее формироваться при условии внедрения в образовательный процесс специально разработанного наглядно-дидактического комплекта «Правила для маленьких пешеходов».
Исходя из этого мы выдвинули следующие задачи:
1. Определить проблему формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть формы и методы формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Сказка» города Анадыря.
5. Разработать и внедрить в образовательный процесс дошкольной образовательной организации наглядно-дидактический комплект «Правила для маленьких пешеходов» для детей дошкольного возраста.
Решение поставленных задач потребовало использования таких методов:
теоретических: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация;
эмпирических: изучение передового педагогического опыта дошкольных образовательных организаций, беседа, анализ продуктов деятельности детей, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
База исследования: МБДОУ д/с «Сказка».
Теоретическая значимость данной работы состоит в возможности использования полученных результатов при написании научных статей и работ.
Практический аспект данной работы состоит в возможности применения полученных результатов при работе с дошкольниками.
В современной психолого-педагогической литературе безопасность наиболее часто рассматривается в контексте таких понятий, как безопасное поведение, безопасный образ жизни.
Развитие человека в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Оно состоит в изменениях, которые носят закономерный, последовательный, прогрессивный характер. Онтогенез происходит в разных направлениях: морфофизиологическое (как становление организма), психическое (развитие человека как сознательного общественного существа). Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка. Безопасность – это не просто сумма полученных знаний, а способность правильно вести себя в разных ситуациях.
Дети могут попасть в непредсказуемую или опасную ситуацию на улице и дома. Поэтому важнейшая задача взрослых − развитие у детей самостоятельности и ответственности за собственное поведение. Поэтому актуальным становится ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице.
Средства воспитания безопасного поведения подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей, таковыми могут быть: использование сюжетных картинок с различными ситуациями, плакатов, иллюстраций, настольно-печатных и дидактических игр, мультимедийных презентаций, карточек, игрушечного транспорта, макетов светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурок людей, представляющих пешехода, водителя, регулировщика, дорожных знаков, муляжей грибов и плодов, которые съедобны или несъедобны, художественных произведений.