В условиях модернизации дошкольного образования в России и введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), воспитатели стараются строить образовательную деятельность, используя эффективные инновационные методики обучения. Одна из таких инноваций в образовании - метод синквейна.
Что такое синквейн?
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Применение данного метода на занятиях по обучению дошкольников татарскому языку позволяет сформировать у детей именно те навыки, которые обеспечивают аудирование (восприятие татарской речи на слух и ее понимание) , что решает главную задачу обучения - формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. А также является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Дидактический синквейн - это сочинение небольшого стихотворения, которое помогает закрепить лексический минимум выученных татарских слов, обогащает словарный запас дошкольников, способствует умению выделять главную мысль в большом потоке информации, пересказывать небольшой рассказ.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, посвященное любой лексической теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от строгих правил классического синквейна. Например: главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
Когда же начинать знакомство с этим методом?
Создание синквейна , как метода обучения татарскому языку, можно начинать использовать с детьми старшего дошкольного возраста, так как на этом возрастном этапе уже имеется ряд сформированных знаний и умений, у воспитанников имеется определенный словарный запас в рамках разнообразной тематики.
Синквейн создается по определенным правилам в несколько этапов :
Первый этап – определяется тематика синквейна. Это наименование какого - либо предмета (явления, объекта), о котором идет повествование. Зачастую, это одно слово (существительное) или небольшое словосочетание : «Курчак», «Кишер», «Төлке», «Көз», «Минем гаилә» и др. На этом этапе закрепляется умение отвечать на вопросы : «Кем ? Нәрсә?»
Второй этап предполагает подбор детьми двух слов (прилагательных), которые описывают свойства или признаки предмета, явления и отвечают на вопрос: « Нинди?». Например: «Курчак- матур, зур», «Кишер- баллы, сары», «Төлке - зур, матур», «Көз – матур, сары», «Гаилә – зур, әйбәт”.
Третий этап – это три слова, описывающие характерные действия явления, объекта, либо действия, связанные с ним (глаголы), отвечающие на вопрос : «Нишли?». Например: «кул юа, ашый, уйный », «үсә, эби юа, куян ашый », «бии, йогерә, утыра», «яңгыр ява, җил исә, агачлар селкенә », «Малай уйный, кыз сикерә, бабай йоклый».
Четвертый этап – выражение мнения по тематике синквейна - (состоит из четырех слов) - «Мин курчак белән уйныйм», «Куян сары, баллы кишер ярата», « Зур төлке матур бии», «Минем гаилә әйбәт, зур». Дети учатся согласовывать слова в предложениях , составлять рассказы по схеме.
Пятый, заключительный этап – одно слово (обычно существительное) или словосочетание отражающее сущность темы. Ребенок подбирает ассоциацию, синоним , который повторяет суть первой строчки- темы синквейна. Например: «Уенчык», «Яшелчә», «Өй», и др.
Данный метод подходит для подгрупповых и индивидуальных занятий. Обязательным условием создания синквейна в дошкольном обучении является наглядное моделирование, т.е. схематичное изображение пятистрочного стихотворения (его форма напоминает елочку). Так как дошкольники еще не владеют навыками письма и чтения, написание слов можно заменить картинками, пиктограммами, предметными моделями .
Составление синквейна похоже на увлекательную игру. Ведь сочинять весело, легко и полезно!
Список использованной литературы:
1.Синквейн. [электронный ресурс]: Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005)
3. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006)