ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК В РУКАХ РЕБЁНКА
(Песочное рисование в детском саду)
Чепурина Светлана Викторовна
МКДОУ "Детский сад № 45 общеразвивающего вида",
г. Новосибирск
Рисование песком позволяет развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образное и пространственное мышление, развивать речевую активность в процессе познания и исследования; развивать творческий потенциал.
Познакомить со средствами песочной анимации (световой стол), художественным материалом (песок различной фактуры, кварцевый, цветной); познакомить с приемами рисования песком, как художественным материалом.
Воспитывать дружелюбие, эстетическое чувство, аккуратность при работе с песком, понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему.
Любой из нас знает, что такое песок. Каждый делал в детстве куличики из него, строил песочные замки на берегу, пересыпал горячий песок на пляже. Этим песчинкам миллионы лет, они бывают разного размера, всевозможных оттенков цвета, и их можно встретить а самых разных точках планеты. И обычно с песком связаны самые приятные воспоминания - отпуск и отдых.
Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям. А теперь оно стало доступным и в детском саду.
Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.
Чем ребенку могут быть полезны занятия по рисованию песком?
Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.
И дети и взрослые, увлекающиеся рисованием на песке - уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и очень творческие люди.
Существует огромное количество техник и способов рисования, но рисование песком - особенно завораживающее зрелище. Во время наших занятий песочным рисованием приглушается свет, включается подсветка песочных столов и дети попадают в сказку. С помощью педагога на песочных столах оживают сказки, разыгрываются песочные истории. Детям очень полезно возиться с песком и любыми сыпучими материалами. Рисование на песочных столах - это и развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, пробуждение творческого потенциала ребёнка. Очень полезно рисование песком для гиперактивных и сверхвозбудимых детей - занимаясь таким видом рисования, ребёнок успокаивается, освобождается от лишней энергии, учится лучше понимать себя и своих родителей. Манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие мышления и речи ребёнка.
В процессе рисования можно изучать различные геометрические фигуры, рисуя прямые и кривые линии, прямоугольники, треугольники, круги, спирали, звезды, солнце, восьмерки и т.д. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (т.е. рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. При помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги. Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Песок оказывает благотворное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Способы рисования песком:
1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;
2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.
Я очень хочу, чтобы как можно больше педагогов так же дарили радость песочного рисования своим детям, своим подопечным.
Я знаю, что каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности.
Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.