МАДОУ «Детский сад №165» г. Перми
Проект по благоустройству зимнего прогулочного участка
«По щучьему веленью велению, по моему хотению, хочу быть ловким и сильным!»
Автор:
воспитатель старшей группы
Иванченко Л.А.
Г. Пермь
2020г
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид: творческий.
Сроки реализации проекта: два месяца.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети ДОУ, родительская общественность.
Актуальность проекта
Одной из первостепенных задач в дошкольном образовательном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка. Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе. Играя на участке, дети учатся общаться и дружить. Здесь же происходит непосредственное физическое развитие, воспитание бережного отношения к природе, развивается умение наблюдать окружающий мир, видеть в самом обыкновенном прекрасное. Во время прогулок ребенок осваивает представления о связях в природе.
Зима – прекрасное время года, благоприятная пора для оздоровления и закаливания. Одним из немаловажных факторов является чистый зимний воздух. Но все дети по-разному реагируют на перепады температуры воздуха, силу ветра и длительное пребывание на морозном воздухе. Для того, чтобы прогулки детей в зимний период были благоприятны, для максимальной двигательной и познавательной активности детей, поисковой деятельности, формирования дружеских взаимоотношений, ежедневно создавали хорошее настроение у детей и взрослых, в общем, превратились в настоящий праздник необходимо создание определенных условий на территории прогулочного участка: расчистка участка от снега, сооружение построек для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание). Находиться на морозе без движения нельзя. Но для того, чтобы вызвать интерес к прогулкам у детей, нужны яркие, запоминающие моменты. С этой целью сооружают снежные скульптуры на участке.
Принципиальная новизна проекта заключается в разработке и создании оригинальной и неповторимой среды на территории прогулочного участка детского сада, позволяющей детям проявлять большую двигательную активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Разработанные нами формы игровых построек не только активизируют двигательную активность, но способствуют расширению кругозора, формированию социальных навыков детей.
Цель проекта: создание современной предметно-развивающей среды для эмоционально-благоприятного пребывания детей, организованной познавательной, творческой и театрализованной деятельности на прогулочном участке в зимний период - «По щучьему велению, по моему хотению, хочу быть ловким и сильным!»
Задачи:
Обеспечить многофункциональное использование территории участка ДОУ, комфортность и безопасность обстановки, в соответствии с современными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, рекомендациями к созданию пространственной предметно-развивающей среды для проведения зимней оздоровительной работы с детьми.
Расширить двигательное пространство для оптимизации двигательной активности.
Составление плана участка.
Создание «образа» участка по мотивам сказки «По щучьему велению, по моему хотению».
Учесть все направления развития ребенка, доступное расположение оборудования и снежных фигур в соответствии с возрастными особенностями детей.
Обеспечить богатство сенсорных впечатлений, разнообразие снежных фигур и оборудования, их рациональное расположение.
Предоставить детям возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования в условиях прогулки.
Создать полифункциональную среду на участке, пригодную для совместного проектирования и изменения окружающего пространства детьми и взрослыми.
Создание положительного эмоционального настроя у воспитанников ДОУ во время прогулок.
Продолжать формировать правила поведения в социуме (бережное отношение к объектам, созданным руками человека и др.).
Содействовать укреплению связи с семьями воспитанников ДОУ.
Повышение творческой активности детей, развитие эстетического вкуса и дизайнерских способностей.
Формировать основы здорового образа жизни.
Этапы проекта:
I этап:
Формирование проблемы, цели и задач проекта.
II этап:
Практическая реализация проекта.
III этап:
Подведение итогов. Оформление материалов по проекту.
Создание презентации.
План поэтапной реализация проекта
1 этап: проектировочный (9-31 декабря 2019года)
Ожидаемые результаты:
Благоустройство прогулочного участка в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ.
Создание условий для отдыха, занятий спортом, театрализованных и сюжетно-ролевых игр и экспериментирования детей.
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей.
Привлечение детей и родителей к благоустройству прогулочного участка.
Удовлетворенность деятельностью ДОУ со стороны родителей и воспитанников.
Создание «образа» участка по мотивам сказки «По щучьему велению!»
№ п/п | Мероприятие | Содержание | Результат |
1.1 | теоретическая подготовка | Изучение положения о смотре-конкурсе по благоустройству участков ДОУ. | Решение обсуждаемых вопросов. |
1.2 | анализ участка | Анализ планирования участка, оборудования, вариантов его использования. Определение размещения сказочных персонажей и игровых зон и другого оборудования на участке в соответствии с образовательными целями и задачами. | Разработка дизайна фигур. |
2 этап: конструктивный (10-24 января 2020года)
№ п/п | Мероприятие | Содержание | Результат |
Работа с детьми | |||
2.1 | Привлечение к составлению плана-проекта | Беседа с детьми «Участок, на котором я гуляю». Инструкции по ОБЖ воспитанников во время прогулки в зимний период, беседы с детьми на тему: "Осторожно! Железные предметы!", "Внимание! Горка!", "Осторожно! Гололед!", "Скольжение по ледяной дорожке». Экспериментирование с водой: создание разноцветных льдинок оформления построек. | Конкурс рассказов. Инструктаж по технике безопасности. Экспериментальным путем устанавливать связь льда и воды. |
2.2 | Возведение снежных построек | Трудовая деятельность детей на прогулке «Расчищаем дорожки», «Сгребаем снег в кучи». | Приобщение к трудовой деятельности. |
Работа с родителями | |||
2.3 | Разработка плана участка | Общее родительское собрание по выявлению заинтересованности родителей в обустройстве прогулочного участка ДОУ. Изучение потребностей воспитанников и запросов семьи. Консультация для родителей «Комфортность и безопасность обстановки для жизни и здоровья детей» Выбор сказки, на основании которой будет обустроен участок. Создание эскиза будущего участка. Составление списка необходимых материалов для реализации проекта. Сбор необходимых материалов для выполнения проекта. | Привлечение родителей воспитанников к участию в проекте. Расширение обсуждаемых вопросов. Опрос, анкетирование. Инструктаж по технике безопасности. Сказка «По щучьему велению!» План-схема прогулочного участка. Список материалов. Сбор бросового материала. |
2.4 | Строительство снежных фигур | Организация родителей для обустройства участка в соответствии с поставленными задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей, окончательное оформление. | Субботник по благоустройству участка. |
3 этап: презентационный (25 января 2020года)
Открытие проекта: презентация прогулочного участка «По щучьему велению, по моему хотению, хочу быть ловким и сильным!»
Выставка рисунков на тему «Зимняя сказка к нам в гости пришла».
Фотоколлаж «Наш участок».
Реализация образовательных областей на прогулке в зимний период
Оборудование зимнего участка:
1.Щука – барьер для перешагивания или перелезания
2.Бревно – оборудование для равновесия
3.Печка – оборудование для подлезания
4.Лабиринт
5.Емеля с обручем – оборудование для метания в вертикальную цель.
6. Марья Царевна - оборудование для метания горизонтальную цель.
7. Прорубь – ледяная дорожка для свободного скольжения.
Приложение 1
Реализация образовательных областей
Познание
I. Формирование элементарных математических представлений
Задача: Закрепить умение ориентироваться в пространстве (справа, слева, позади, впереди), знание геометрических фигур, счет и знание цифр от 1 до 10.
Дидактические задания:
1.«Сосчитай»
Оборудование: все постройки снежного городка, украшенные разнообразными фигурами.
Цель: Упражнять детей в счете до 10, учить детей сравнивать предметы по величине (сколько всего деревьев; деревьев маленького размера, большого размера; перчаток, детских перчаток, взрослых перчаток).
2. «Найди геометрическую фигуру»
Оборудование: все постройки снежного городка, украшенные разнообразными фигурами.
Цель: Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.
3.«Заколдованная дорога»
Оборудование: все постройки снежного городка, украшенные разнообразными фигурами.
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление «слева», «справа», «позади», «впереди».
Сенсорное развитие
Задача: Развивать представления об основных цветах спектра.
Дидактические задания:
1.«Какого цвета»
Оборудование: все постройки снежного городка, украшенные разнообразными фигурами.
Цель: Закрепить знание основных цветов спектра.
2.«Назови все цвета»
Оборудование: все постройки снежного городка, украшенные разнообразными фигурами.
Цель: Закрепить знание основных цветов спектра.
Ознакомление с окружающим миром
Задача: Закрепить у детей знания о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
Беседа «Признаки зимы на нашем участке»
Цель: Расширять кругозор детей.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
Задача: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Дидактические задания:
1.«Разноцветные льдинки»
Цель: Учить детей опытным путем устанавливать связь воды и льда.
2. «Если лед растает…»
Цель: Учить детей опытным путем устанавливать связь воды и льда.
Коммуникация
Задача: Формировать развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Дидактические задания:
1.«Опиши, а я догадаюсь»
Оборудование: все постройки снежного городка.
Цель: Развивать монологическую и диалогическую речь детей, воображение.
2.«Заучивание стихотворений и загадок о зиме» (снежных постройках)
Цель: Развивать память.
3.«Доскажи словечко»
Оборудование: все постройки снежного городка.
Цель: Учить детей подбирать подходящие по смыслу описательные слова для определенного предмета.
4.«Какой»
Оборудование: все постройки снежного городка.
Цель: Расширять активный запас слов детей.
5.«Моя любимая сказка»
Оборудование: Емеля, щука.
Цель: Учить детей фантазировать, сочинять истории об определенной снежной фигуре. Развивать воображение детей. Театрализованная игра
Задача: Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции по сюжету сказки «По щучьему велению!»
1.«По щучьему велению!»
Оборудование: все постройки снежного городка.
Цель: Развивать артистические способности детей. Сюжетно-ролевые игры
Задача: Развивать игровую деятельность детей.
1. «Собираемся на зимнюю прогулку»
Оборудование: все постройки снежного городка.
Цель: Развивать умение задумывать тему, намечать роли, изготавливать необходимые игрушки и атрибуты для игры.
Социализация
Задача: Формировать умение управлять своим поведением: договариваться со сверстниками, решать спорные вопросы, оценивать свои поступки и поступки сверстников; развивать игровую деятельность детей.
Дидактические задания:
1.«Мы идем в гости и принимаем гостей»
Оборудование: теремок.
Цель: Развивать игровую деятельность детей. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
2.«Емеля и Марья Царевна»
Оборудование: качель, горка.
Цель: Учить детей уступать место друг другу, оказывать помощь.
Безопасность
Задача: Учить детей навыкам безопасного поведения зимой, учить избегать обморожений.
Дидактические задания:
1. «Осторожно, мороз!»
Оборудование: вертикальная мишень «Кольца».
Цель: Учить детей быть осторожными при касании к металлическим предметам в зимний период.
Беседа «Катаемся на горке»
Оборудование: горка.
Цель: Учить детей уступать друг другу место, оказывать взаимопомощь.
Труд
Задача: Учить детей следить за порядком на участке, помогать взрослым, проявлять инициативу.
Дидактические задания:
1.«Маленькие помощники»
2.«Помоги другу»
3.«Я сам!»
Оборудование: все постройки снежного городка.
Цель: Учить детей следить за чистотой на зимнем участке, оказывать помощь друг другу и взрослым.
Художественное творчество
Задача: Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности; развивать продуктивную деятельность детей, развивать детское творчество.
Дидактические задания:
1.«Нарисуй снежинку»
2.«Волшебный узор»
Оборудование: деревянные карандаши для рисования на снегу.
Цель: Развивать фантазию.
1.«Дом Емели»
2.«Подарки Емеле»
Оборудование: цветные лоскутки, веточки, шишки.
Цель: Учить детей лепить из снега, украшать свои работы.
Здоровье
Задача: Расширять представления детей о здоровом образе жизни.
Дидактические задания:
1.«Полезные продукты»
2.«Зимние витамины»
Оборудование: снеговик.
Цель: Расширять знания детей о полезных продуктах и витаминах.
Чтение художественной литературы
Задача: Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Чтение стихов о зиме, снежных постройках
Оборудование: все постройки снежного городка.
Цель: Развивать память, художественное восприятие. Физкультура
Задача: Способствовать физической активности детей; воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх – эстафетах.
«Бревно». Цель: Учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. 2. «Щука». Цель: Учить перепрыгивать через препятствие. 3. «Печка». Цель: Учить подлезать под дугой. 4. «Лабиринт». Цель: Учить ползать на четвереньках «змейкой» между стенами-перекладинами. 5. «Емеля». Цель: Учить метанию правой и левой рукой в вертикальную цель левой и правой рукой способом «от плеча». 6. «Марья Царевна». Цель: Учить метанию в горизонтальную поверхность «от плеча». 7. «Прорубь». Цель: Учить свободному скольжению на двух ногах, сохраняя равновесие