Комплект игр «ЦВЕТИК-РЕЧЕЦВЕТИК» рассчитан на группу участников от 2 до 8 человек, либо на 2 группы из 1-2 человек и предназначен для совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста в группе дошкольного учреждения или дома со взрослыми.
Цель: активизировать речевые и познавательные процессы у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать и совершенствовать все стороны речи (лексику, грамматику, связную речь); развивать познавательные процессы, вызывать положительный эмоциональный отклик.
Оборудование: «цветик-семицветик» с лепестками разного цвета, разнообразные картинки-карточки; «серединка цветка»: карточки с изображениями: различных букв (гласных и согласных звуков), цветовые сигналы звуков (гласных, согласных – твёрдых, мягких), схемы 1,2,3-сложных слов (количество слогов), схемы предлогов, схемы грамматических категорий (один-много, большой маленький, антонимы и т.п.), схемы-картинки с изображением одушевлённого объекта и неодушевленного предмета-аналога, схемы понятий «съедобное – несъедобное», схемы для различения существительных по родам.
Правила игры: ведущий объявляет задание, игрок выполняет его и выкладывает картинку на лепесток цветика-семицветика. При участии в игре более 3 человек устанавливается очередность, либо за быстроту ответа выдаётся фишка.
Комплект игр по развитию речи «Цветик-речецветик» объединяет различные дидактические игры и их варианты. Для удобства применения они объединены в соответствии с разными аспектами речевой деятельности дошкольников.
Игры на формирование грамматических категорий (согласование и словоизменение);
Дидактическая игра «Он, она, оно, они»
Задачи: формировать грамматические категории речи, закреплять согласование существительных и местоимений по родам
Ход игры: ведущий предлагает игроку выбрать картинку, назвать её,
расположить её к соответствующей схеме, сопровождая свой выбор объяснением
(пример: вот она – лодка, вот он – слон, вот оно - солнце)
дидактическая игра «Кто шёл, что нашёл» (простые предложения)
дидактическая игра «Кто шёл, что нашёл» (сложные предложения)
игры на формирование лексики и развитие познавательных интересов;
дидактическая игра «Найди и принеси»,
дидактическая игра «Найди и назови»
дидактическая игра «Живое - неживое»
дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»
игры по формированию фонетико-фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
дидактическая игра «Найди слова со звуком …»
дидактическая игра «Гласные-согласные»
игры на автоматизацию и дифференцирование закрепляемых и смешиваемых звуков;
дидактическая игра «Выбери и назови правильно»
дидактическая игра «Пошипели – посвистели»
игры на формирование слоговой и темпо-ритмической структуры речи;
дидактическая игра «Найди свой лепесток»
дидактическая игра «Поиграем- - посчитаем»
дидактическая игра «Я дарю тебе цветок лепесток»
игры на формирование предложно-падежных конструкций;
дидактическая игра «Где сидит, где лежит»
дидактическая игра «Составь предложение»
игры на формирование грамматических категорий (словообразование) и развитие связной речи;
дидактическая игра «Большой – маленький»
дидактическая игра «У меня и у тебя»
игры, направленные на подготовку к обучению грамоте
дидактическая игра «Песенки Звукариков» (гласные звуки)
дидактическая игра «Звуки – в гости» (согласные звуки)
Универсальность, вариативность и многофункциональность комплекса позволяет его использовать в работе с детьми разного возраста.