Разработка системы консультативно-логопедической помощи родителям и медицинскому персоналу по сопровождению детей в условиях поликлиники по месту жительства
Автор: логопед-дефектолог МБДОУ № 195 г.Кемерово, Иванова Д.В.
Аннотация
Продуктивность коррекционного воздействия во многом определяется четкостью организации преемственности работы логопеда, медицинского персонала и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, которые решают общие задачи.
Актуальность данного исследования подтверждает тот факт, что в детских поликлинических учреждениях более 10 лет назад была проведена оптимизация ставок, что сказалось на дезинформации о состоянии речевых функций детей, вследствие чего отмечается отсутствие ранней профилактической и диагностической работы.
Успешность коррекционной деятельности логопеда в работе с другими специалистами и родителями детей с речевыми нарушениями сможет быть представлена, когда будет решена проблема взаимодействия в работе с медицинским персоналом.
Создание единого пространства развития ребенка не будет возможным, пока не будет совместных усилий.
Исходя из этого, была поставлена цель, заключающаяся в эффективности создания системы взаимодействия логопеда с медицинским персоналом и с родителями в процессе сопровождения детей с нарушениями в развитии и речи.
Исходя из цели, были выделены задачи:
1. Создание системы консультативно-логопедической помощи родителям и медицинскому персоналу по сопровождению детей в системе коррекции нарушений речи;
2. Разработать систему работы взаимодействия логопеда и медицинского персонала в условиях поликлиники;
Система консультирования и просвещения родителей представлена на рисунке 1.
Рис. 1
Система консультирования и просвещения родителей
Для цели абилитации детей с РДА необходимы учреждения, в которых сочетается лечебная, педагогическая, логопедическая и другая помощь. В клинике детского аутизма основное место принадлежит нарушениям речи, аутистическим нарушениям поведения, ЗПР, моторики. Данную проблему стоит решать параллельно с оказанием помощи родителям.
В работе с родителями выделяют задачи:
1. Организация работы среди родителей детей с отклонениями в развитии по обеспечению их знаниями в области обучения и воспитания;
2. Обучать родителей методам и коррекционным приемам в развитии ребенка;
С этой целью совместно со специалистами были проведены лекции для родителей детей с РДА и алалией, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Лекции для родителей детей с РДА и алалией
Тема лекции врача | Тема лекции логопеда |
У моего ребенка аутизм – что это значит? | Особенности развития детей на первых годах жизни |
Аутизм - теория и практика коррекционной работы | Методики коррекции РДА |
Ребенок: развитие, обучение и аутизм | Развитие речи и использование методов альтернативной коммуникации |
Подготовка дружественной среды для детей в ДОУ | Об аутизме и дислексии |
Алалия. Что это такое? | Дифференциальные методы логопедической работы при разных формах алалии |
Нарушение речи у дошкольников | Воспитание ребенка с алалией |
Благодаря совместной работе логопеда с медицинским персоналом и родителями удается своевременно и эффективно помогать родителям и их детям в понимании структуры данных заболеваний, помогает информировать о способах их коррекции, помогать в преодолении речевых нарушений, происходит осуществление преемственности в работе специалистов.
Особую важность представляют дети с такими тяжелыми нарушениями речи, как алалия. Необходимо создание условий для таких детей.
Для этого были разработаны рекомендации для родителей.
Для успешной коррекции речевых дефектов и всестороннего развития необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять внимание собственной речи. Ведь высказывание взрослых является образцом как для правильного, так и не правильного развития всех сторон речи.
2. Развивать предметный словарь детей посредством называния окружающих предметов и явлений.
3. Использование речевых игр для совершенствования грамматического строя речи. Примером может служить игра “У меня красный шар, а что у тебя…”. Учить детей дифференцировать глаголы по смыслу, на примерах из повседневной жизни: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу.
4. Создание атмосферы добра и покоя в семье.
5. Использование игровых ситуаций, заданий имитационного характера.
6. Проведение релаксации. Снятие мышечных спазмов, обеспечение общего выздоровления.
7. Проведение коммуникативных игр.
8. Важную роль в организации работы оказывают любимые игрушки детей. Особенно их роль важна в формировании связной речи. Ребенку будет интересно составление коротких предложений, составление рассказов-описаний о любимой игрушке.
9. Родители должны учитывать личные особенности своего ребенка, должны привлекать желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые трудности.
Список литературы
1. Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми / И.Б. Карвасарская. – М.:Теревинф, 2003.
2. Фотекова, Т.А., Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М., 2002.
3. Шаховская, С.Н. Алалия. Расстройства речи у детей и подростков/ С.Н. Шаховская. – М.: Учпедгиз, 1969.