Художественно-эстетическое творчество (рисование).
План-конспект занятия в старшей группе.
Тема: Праздничный салют.
Этап обучения: основной.
Цель: Научить рисовать салют новым способом, цветной граттаж.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
2. Научить новому способу получения изображения – цветной граттаж
3. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.
4. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.
5. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и к ее защитникам.
Интеграция: Познание, Коммуникация, Музыка, Физическое развитие
Тип занятия: изобразительная деятельность.
Оборудование: серийный ряд репродукций с разнообразным изображением салюта, альбомный лист, салфетки.
Предварительная работа с детьми: - беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля "Твои защитники", "Памятник советскому солдату",
просмотр видео сюжетов с изображением салюта. Звучит песня «День Победы»
Организационный момент.
Педагог:
На душе светло сегодняОт улыбок и цветов.Это праздник – День победы!Праздник дедов и отцов.
Праздники бывают разные. Праздник - это веселье, смех, радость. Мы всегда с большой радостью встречаем их. Но есть среди всех праздников один очень важный - День Победы, 9 мая. В этом году мы будем встречать юбилейный День Победы. Вот уже 75 лет мы не знаем что такое война, какое она приносит горе и зло всем людям.
- Как вы думаете, дети, этот праздник весёлый или грустный? Ответы детей.
- Я думаю этот праздник веселый. Люди радуются Победе.
- Мне кажется, что этот праздник - грустный, потому что много людей погибло.
Педагог: День Праздник одновременно грустный и радостный, счастливый и
Печальный. Люди радуются Победе и скорбят, вспоминая погибших в этой войне.
День этот начинается с поклонения погибшим. Люди идут к памятникам воинов – защитников, к могилам неизвестных героев, чтобы возложить цветы, почтить память всех, кто погиб, защищая Родину. Мы от всей души радуемся великому празднику, поздравляем всех ветеранов – участников войны, говорим им «спасибо» за спасённый мир. Картина художника Петра Александровича Кривоногова «Победа» знакомит нас с солдатами, которые встретили Победу в немецкой столице Берлине.
- Что вы видите на картине?
Ответы детей:- На картине нарисованы солдаты.
- Почему вы думаете, что это солдаты?
- Они одеты в форму солдатскую, у них оружие.
- Что они делают?
- Они кричат, размахивают флагами, оружием, касками.
.- Как вы думаете, почему они себя так ведут?
- Потому, что Победа. Это на картине победители.
Педагог обобщает: Художник передал радость, ликование солдат, которые шли домой, через всю войну. Вот они стоят на ступенях главного фашистского здания – Рейхстага. Лица их мужественные, гордые и счастливые. Закончен последний бой, объявлена Победа, развеваются красные знамена. На груди солдат ордена и медали. Они стреляют в воздух из винтовок, автоматов, размахивают касками, кричат «Ура!», «Победа!». В ногах у солдат поверженные враги, брошенное оружие.
9 мая 1945 года в Москве в 10 часов вечера был произведен салют 30 залпами из
1000 орудий.
Физкультминутка:
"Салют"
Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.
И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.
Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой
И там, и тут! Влево – вправо
.
Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки
Над праздничной Москвой с раскрытыми пальчиками
Взвивается все выше поднять вверх ( 2-3 раза)
Огней фонтан живой.
На улицу, на улицу легкий бег на месте
Все радостно бегут,
Кричат: " Ура!" Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»
Любуются Раскрыть пальчики веером, руками над головой
На праздничный салют! Влево – вправо.
Чтение стихотворения «Салют»
«Салют»
Струйки разноцветные кинут огоньки,И они запрыгают вдоль Москвы – реки.Освещает небо сказочный фонтан,Падая, мерцают брызги тут и там.Красные, зеленые, сине – голубые,Будто это зайчики скачут заводные.Я увидела в окно и сказала маме:«Небо ночью расцвело пышными цветами,Как на клумбе в садике…»- Это же салют!В честь большого праздника,Дочка, пушки бьют.М. Серова
Основная часть
Педагог: Картина художника В.Ф. Штраниха «Праздник Победы 9 мая 1945» запечатлела этот торжественный момент. Сотни людей пришли на Красную площадь. Это было ликующее море. Каждый испытывал великую радость и гордость. Часы на
Спасской башне показывают 10 часов. Небо над столицей расцвечено залпами салюта.
- Ребята, а кто из вас видел салют в праздничные дни? Расскажите о нем.
Дети отвечают: Салют похож на букеты из цветов, на звездочки.
Педагог обобщает: Красоту салюта можно сравнить с волшебными цветами. Очень красиво взлетают вверх огни салюта, вычерчивая узор и образуя разноцветные сверкающие россыпи. Чтобы салют был выразителен и ярок художники используют контрастные сочетания цветов (огни яркие, небо тёмное).
Видеопросмотр: «Салют»- Мы уже рисовали с вами салют. Кто помнит, как мы его рисовали, каким способом?
(Способом проступающий рисунок. Сначала рисунок рисуется восковыми мелками, а потом покрывается черной, темно- синей, фиолетовой краской.)
- Сегодня я хочу познакомить вас и научить новому способу рисования - цветной граттаж. На альбомный лист акварельными красками наносятся яркие, разноцветные пятна, которые покрывают весь лист, после того как краска высохнет, лист натирают восковой свечей. Затем берут черную или фиолетовую тушь и добавляют в нее немного жидкого мыла. Этим раствором покрывают весь лист и получаются вот такие листы. На этих листах рисуют не кисточкой, а заостренной палочкой, как бы процарапывая рисунок.
- На нашем рисунке салют является, главным объектом и будет занимать большую часть будущей композиции. Не главное, второстепенное место отводиться изображению домов, расположить их нужно в нижней части листа.
3. Практическая часть (самостоятельная деятельность детей). (Звучат песни на военную тематику)
Педагог:
- Что вы будете рисовать? Для чего? Каким новым способом, как он называется?
- Под руку на лист бумаги нужно положить салфетку. Приступайте к работе.
Педагог оказывает индивидуальную помощь.
4.Подведение итогов занятия.
В конце проводится выставка работ и их обсуждение.
Педагог:
- Замечательный праздничный салют получился у нас. Как красиво и нарядно стало в нашей группе. Нашим праздничным салютом сегодня обязательно полюбуются ваши мамы, папы, бабушки и дедушки.
Хочу закончить наше занятие чтением стихотворения Михаила Владимова.
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,Как трудно народу пришлось,И голод, и холод, и ужас —Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,Пусть дети не знают войны,Пусть яркое солнышко светит!Мы дружной семьёй быть должны!