Влияние деятельности таможенных органов на экономическую безопасность.
Федеральная таможенная служба как субъект бюджетного планирования является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере деятельности, установленной для подготовки государственной политики и нормативных правовых актов. правила таможенного контроля и надзора, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административно-правовыми преступлениями.
Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, серьезно угрожающим национальной безопасности государства. Динамика таможенных нарушений является наглядным подтверждением этого.
Рассмотрим данные статистики наглядным образом. Для этого используем диаграммы и гистограммы, представленные на рисунках 3, 4, 5, 6.
Рисунок 3 – Количество возбужденных уголовных дел таможенными органами Российской Федерации
Рисунок 4 – Распределение дел по Таможенным органам
Рисунок 5 – Распределение уголовных дел по статьям УК РФ
Рисунок 6 – Движение незаконных товаров и платежей
В соответствии с мерами, принятыми для установления фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и осуждения лиц, подозреваемых и обвиняемых в ходе расследования уголовных дел, в федеральный бюджет были уплачены таможенные платежи на сумму около 271 млн. рублей.
Преступления были в основном c наркотиками, психотропными и сильнодействующими веществами, иностранной валютой и валютой Российской Федерации, автотранспортными средствами, товарами народного потребления1.
На сегодняшний день только таможня имеет полный контроль за перемещением и возвратом денежных средств в ходе внешнеторговых операций, так как она фиксирует перемещение денежных средств через таможенные границы.
Доля административных правонарушений, повлекших вынесение обвинительных приговоров, за исключением административных правонарушений, прекращенных в результате обжалования или протеста, в общем числе административных правонарушений.
Современная отечественная экономика стала открытой для развитых стран Европы. Но в то же время, в отсутствии интеграции экономическая деятельность государства впитывает в себя характеристики периферийной экономики. В данном случае ориентирование ведется на экспорт таких товаров как топливо и сырье, а импорт – высоких технологий и машиностроительных товаров2.
Исходя из указанных условий, проблема, связанная с зависимостью импорта и экспорта на ключевые продукты, достаточна серьезна и актуальна.
Ключевой вопрос стратегического значения, ориентированный на развитие внешней экономики в Российской Федерации, заключается в обеспечение безопасности ввозимой продукции.
Указанный вопрос имеет связь со всем перечнем направлений работы национального регулирующего органа. Главная задача указанного органа – реализация мер политики безопасности в сфере внешней экономики.
С целью реализации интеграции государства в выгодном направлении на международное пространство экономической сферы нужно определить методы осуществления таможенных функций:
1. Расширение сотрудничества между таможней и предприятиями;
2. Совершенствование процедур уведомления и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по таможенным вопросам и развитие партнерских отношений с ними;
3. Нормальная деловая среда в России3.
Помимо указанных функций, безопасность экономической сферы может быть реализована и за счет иных органов и служб.
Если проанализировать изменения таможенной политики на протяжении веков, то можно сделать следующие выводы относительно ее взаимосвязи с другими политиками. Различные правительственные чиновники в разные периоды нашей истории традиционно ставили перед собой разные, часто противоречивые цели: финансы, протекционизм и др.
В то же время значение таможенной политики для внешней торговли также изменилось. Временами военные, внешнеполитические и другие государственные интересы отодвигали таможенные методы на задний план, и таможня становилась помощью для решения иностранных и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические проблемы стали основными проблемами, обычаи стали основным инструментом их решения, а таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению государственных доходов. Факторами и условиями, которые определяли различные цели таможенной политики, были политические, военные, экономические, социальные и другие условия государства. До настоящего времени не было выявлено таких законов, моделей и тенденций в таможенной политике, которые могли бы надежно предсказать ее роль и значение в будущем4.
Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические задачи, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизацию экономики, поддержание определенного уровня внутренних цен. стимулирование роста перспективных отраслей, восстановление доходной части бюджета и так далее.
Исходя из всего вышеизложенного стоит отметить о необходимости разработки таможенно-тарифной системы, которая сможет способствовать повышению уровня эффективности и продуктивности промышленности в Российской Федерации.
Тарифно-таможенное регулирование в современном мире занимает первостепенное место в вопросах внешней экономики и механизмов ее реализации. Все эти аспекты применяются с целью обеспечения защиты национальной экономики, а также осуществления обязательств международного характера.
В результате, следует сказать, что эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования – это принятие государством активной стороны таможенной политики.
Формирование и развитие национального инструментария таможенно-тарифного регулирования деятельности сферы внешней торговли в каждом государстве основано на правовой базе. Как и таможенный тариф в России основан на Таможенном кодексе5.
Ключевые функции таможенного тарифа представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Ключевые функции таможенного тарифа
В научной литературе вышеперечисленные функции сводятся к регулятивной, стимулирующей и фискальной функциям6.
Разработка таможенной политики для обеспечения экономической безопасности страны включает в себя три группы наиболее важных событий, которые представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Мероприятия, способствующие повышению уровня экономической безопасности
За последнее десятилетие российская таможенная система стала более ориентированной на выполнение своей фискальной (тактической) функции в ущерб стратегической функции обеспечения экономической безопасности.
В Государственной налоговой системе таможня уплачивается как стабильная, но специфическая доходная группа. С одной стороны, они определяют налоговые платежи (особенно косвенные налоги) через историю происхождения и механизм изъятия. Напротив, в отличие от налогов, таможенные платежи имеют ярко выраженный оппортунистический характер, что не характерно для налогообложения.
Зависимость от внешнеэкономической деятельности в бюджете РФ от 30 до 40% (80%из которых приходится на экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) приводит к серьезным проблемам фискальной политики и таможенных механизмов.
В связи с этим представляется необходимым провести более детальный анализ рыночной составляющей механизма формирования доходов федерального бюджета как с точки зрения анализа объемов таможенных платежей и их структурной динамики, так и только с точки зрения факторов, влияющих на эти процессы.
С точки зрения повышения эффективности таможенных механизмов, необходимо усилить их функции, направленные на стимулирование развития национальной экономики и создание условий, способствующих внешнеэкономической деятельности, использование сбалансированного тарифного и нетарифного регулирования.
Экономическое влияние стимулов на таможенный механизм, включая выполнение фискальных задач и пополнение доходов из федерального бюджета, может быть достигнуто с помощью набора методов и инструментов для оптимизации таможенных механизмов, таких как рисунок 8.
Рисунок 8 – Методы и инструменты таможенного механизма для пополнения федерального бюджета7
С целью достижения положительных результатов в этих областях необходимо реализовать следующие комплексные меры, представленные на рисунке 9.
Рисунок 9 – Комплексные меры по достижению положительного результата в обеспечении экономической безопасности8
В контексте экономических реформ в Российской Федерации, характеризующихся новой инвестиционной политикой, интеграцией в международные торговые и таможенные организации, в том числе в таможенный союз, необходимо создать современную таможенную службу, способную эффективно решать следующие проблемы, проявляющиеся на рисунке 10.
Рисунок 10 – Задачи, которые необходимо реализовывать таможенной службой9
Проведенный анализ показывает, что решение этих проблем в современной таможенной службе является актуальной задачей. Назрела острая необходимость в масштабной модернизации таможенной службы, приведении ее в соответствие с растущими объемами и разнообразием внешнеэкономической деятельности, адаптации таможенной службы к постоянно меняющимся условиям и задачам внешней политики и внутренних дел Российской Федерации, к правилам, нормам, стандартам и процедурам, принятым в Таможенном союзе и международных таможенных органах. практика.
Среди практических предложений можно выделить создание в рамках Таможенного союза механизма быстрого и адекватного реагирования на кризисные ситуации в экономической и таможенной сферах. Работа должностных лиц таможенных органов, их обязанности и возможности обеспечивают наполнение федерального бюджета и расширение связей с зарубежными партнерами.
На практике необходимо реализовать концепцию оценки и управления рисками, изложенную в законе о таможне, которая не предусматривает полного контроля за товарами, пересекающими границу, а скорее выборочно контролирует риск для общей безопасности населения. Для эффективного таможенного контроля необходимо усилить координацию и оперативное взаимодействие с другими национальными ведомствами.
Важно отметить, что невозможно найти наилучшие пути и средства интеграции российской экономики в мировое хозяйство без богатства инструментов, имеющихся в арсенале многих зарубежных и международных организаций.
В этой связи Россия должна активизировать свои усилия по реформированию национальной таможенно-тарифной системы, чтобы приблизить ее к общепринятым правовым стандартам в международной торговле. Если таможенная деятельность России будет сочетать глобальные и национальные интересы на основе баланса международных обязательств и национальных целей, то вопросы регулирования в сфере международной торговли могут быть решены более эффективно. Поэтому при разработке новых тарифов необходимо учитывать потребности российской экономики, а также международную таможенную практику.
Наконец, следует отметить, что защита национальной безопасности государства, взимание таможенных пошлин и налогов, а также упрощение деятельности таможенного управления несут особую ответственность за таможенные органы.
В современных условиях Федеральная таможенная служба, с одной стороны, должна заботиться об интересах государства в сфере внешней торговли, эффективно реагировать на угрозы безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические проблемы, а с другой-создавать благоприятные условия для деятельности предпринимательских сообществ, физических и юридических лиц.
Эффективность экономической безопасности Российской Федерации во многом зависит от эффективности работы таможенных органов.
Морозова О.В. Взаимодействие подразделений дознания ФТС России с иными подразделениями таможенных органов и правоохранительными органами Российской Федерации. М.: МГУ, 2017. С. 63.
Козловский А.Ю. Актуальные проблемы организации борьбы таможенных органов Российской Федерации с преступлениями, отнесенными к их компетенции // Научные труды. Российская академия юридических наук. – 2015. – №7. – С. 27.
Докучаев А.Н. Экономическая безопасность России в контексте ее вступления во Всемирную торговую организацию // Общественная безопасность, законность и правопорядок. – 2013. – №3. – С. 115.
Елфимов О.М. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 19.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 26.03.2020).
Изгагина Т.Ю. Противодействие таможенными органами незаконному вывозу капитала за пределы Российской Федерации // Современные тенденции развития российского уголовного законодательства: сборник материалов круглого стола. М., 2014. С. 116.
Мильшин Ю.Н. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности в Российской Федерации: монография. Барнаул, 2010. С. 25.
Бакаева О.Ю. Государственное регулирование ВЭД. М.: Инфра-М, 2016. С. 72.
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 26.03.2020).