Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние деятельности таможенных органов на экономическую безопасность

Рассмотреть формы участия таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Проанализировать влияние деятельности таможенных органов на экономическую безопасность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Влияние деятельности таможенных органов на экономическую безопасность.

Федеральная таможенная служба как субъект бюджетного планирования является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере деятельности, установленной для подготовки государственной политики и нормативных правовых актов. правила таможенного контроля и надзора, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административно-правовыми преступлениями.

Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, серьезно угрожающим национальной безопасности государства. Динамика таможенных нарушений является наглядным подтверждением этого.

Рассмотрим данные статистики наглядным образом. Для этого используем диаграммы и гистограммы, представленные на рисунках 3, 4, 5, 6.

Рисунок 3 – Количество возбужденных уголовных дел таможенными органами Российской Федерации

Рисунок 4 – Распределение дел по Таможенным органам

Рисунок 5 – Распределение уголовных дел по статьям УК РФ

Рисунок 6 – Движение незаконных товаров и платежей

В соответствии с мерами, принятыми для установления фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и осуждения лиц, подозреваемых и обвиняемых в ходе расследования уголовных дел, в федеральный бюджет были уплачены таможенные платежи на сумму около 271 млн. рублей.

Преступления были в основном c наркотиками, психотропными и сильнодействующими веществами, иностранной валютой и валютой Российской Федерации, автотранспортными средствами, товарами народного потребления1.

На сегодняшний день только таможня имеет полный контроль за перемещением и возвратом денежных средств в ходе внешнеторговых операций, так как она фиксирует перемещение денежных средств через таможенные границы.

Доля административных правонарушений, повлекших вынесение обвинительных приговоров, за исключением административных правонарушений, прекращенных в результате обжалования или протеста, в общем числе административных правонарушений.

Современная отечественная экономика стала открытой для развитых стран Европы. Но в то же время, в отсутствии интеграции экономическая деятельность государства впитывает в себя характеристики периферийной экономики. В данном случае ориентирование ведется на экспорт таких товаров как топливо и сырье, а импорт – высоких технологий и машиностроительных товаров2.

Исходя из указанных условий, проблема, связанная с зависимостью импорта и экспорта на ключевые продукты, достаточна серьезна и актуальна.

Ключевой вопрос стратегического значения, ориентированный на развитие внешней экономики в Российской Федерации, заключается в обеспечение безопасности ввозимой продукции.

Указанный вопрос имеет связь со всем перечнем направлений работы национального регулирующего органа. Главная задача указанного органа – реализация мер политики безопасности в сфере внешней экономики.

С целью реализации интеграции государства в выгодном направлении на международное пространство экономической сферы нужно определить методы осуществления таможенных функций:

1. Расширение сотрудничества между таможней и предприятиями;

2. Совершенствование процедур уведомления и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по таможенным вопросам и развитие партнерских отношений с ними;

3. Нормальная деловая среда в России3.

Помимо указанных функций, безопасность экономической сферы может быть реализована и за счет иных органов и служб.

Если проанализировать изменения таможенной политики на протяжении веков, то можно сделать следующие выводы относительно ее взаимосвязи с другими политиками. Различные правительственные чиновники в разные периоды нашей истории традиционно ставили перед собой разные, часто противоречивые цели: финансы, протекционизм и др.

В то же время значение таможенной политики для внешней торговли также изменилось. Временами военные, внешнеполитические и другие государственные интересы отодвигали таможенные методы на задний план, и таможня становилась помощью для решения иностранных и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические проблемы стали основными проблемами, обычаи стали основным инструментом их решения, а таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению государственных доходов. Факторами и условиями, которые определяли различные цели таможенной политики, были политические, военные, экономические, социальные и другие условия государства. До настоящего времени не было выявлено таких законов, моделей и тенденций в таможенной политике, которые могли бы надежно предсказать ее роль и значение в будущем4.

Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические задачи, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизацию экономики, поддержание определенного уровня внутренних цен. стимулирование роста перспективных отраслей, восстановление доходной части бюджета и так далее.

Исходя из всего вышеизложенного стоит отметить о необходимости разработки таможенно-тарифной системы, которая сможет способствовать повышению уровня эффективности и продуктивности промышленности в Российской Федерации.

Тарифно-таможенное регулирование в современном мире занимает первостепенное место в вопросах внешней экономики и механизмов ее реализации. Все эти аспекты применяются с целью обеспечения защиты национальной экономики, а также осуществления обязательств международного характера.

В результате, следует сказать, что эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования – это принятие государством активной стороны таможенной политики.

Формирование и развитие национального инструментария таможенно-тарифного регулирования деятельности сферы внешней торговли в каждом государстве основано на правовой базе. Как и таможенный тариф в России основан на Таможенном кодексе5.

Ключевые функции таможенного тарифа представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Ключевые функции таможенного тарифа

В научной литературе вышеперечисленные функции сводятся к регулятивной, стимулирующей и фискальной функциям6.

Разработка таможенной политики для обеспечения экономической безопасности страны включает в себя три группы наиболее важных событий, которые представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Мероприятия, способствующие повышению уровня экономической безопасности

За последнее десятилетие российская таможенная система стала более ориентированной на выполнение своей фискальной (тактической) функции в ущерб стратегической функции обеспечения экономической безопасности.

В Государственной налоговой системе таможня уплачивается как стабильная, но специфическая доходная группа. С одной стороны, они определяют налоговые платежи (особенно косвенные налоги) через историю происхождения и механизм изъятия. Напротив, в отличие от налогов, таможенные платежи имеют ярко выраженный оппортунистический характер, что не характерно для налогообложения.

Зависимость от внешнеэкономической деятельности в бюджете РФ от 30 до 40% (80%из которых приходится на экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) приводит к серьезным проблемам фискальной политики и таможенных механизмов.

В связи с этим представляется необходимым провести более детальный анализ рыночной составляющей механизма формирования доходов федерального бюджета как с точки зрения анализа объемов таможенных платежей и их структурной динамики, так и только с точки зрения факторов, влияющих на эти процессы.

С точки зрения повышения эффективности таможенных механизмов, необходимо усилить их функции, направленные на стимулирование развития национальной экономики и создание условий, способствующих внешнеэкономической деятельности, использование сбалансированного тарифного и нетарифного регулирования.

Экономическое влияние стимулов на таможенный механизм, включая выполнение фискальных задач и пополнение доходов из федерального бюджета, может быть достигнуто с помощью набора методов и инструментов для оптимизации таможенных механизмов, таких как рисунок 8.

Рисунок 8 – Методы и инструменты таможенного механизма для пополнения федерального бюджета7

С целью достижения положительных результатов в этих областях необходимо реализовать следующие комплексные меры, представленные на рисунке 9.

Рисунок 9 – Комплексные меры по достижению положительного результата в обеспечении экономической безопасности8

В контексте экономических реформ в Российской Федерации, характеризующихся новой инвестиционной политикой, интеграцией в международные торговые и таможенные организации, в том числе в таможенный союз, необходимо создать современную таможенную службу, способную эффективно решать следующие проблемы, проявляющиеся на рисунке 10.

Рисунок 10 – Задачи, которые необходимо реализовывать таможенной службой9

Проведенный анализ показывает, что решение этих проблем в современной таможенной службе является актуальной задачей. Назрела острая необходимость в масштабной модернизации таможенной службы, приведении ее в соответствие с растущими объемами и разнообразием внешнеэкономической деятельности, адаптации таможенной службы к постоянно меняющимся условиям и задачам внешней политики и внутренних дел Российской Федерации, к правилам, нормам, стандартам и процедурам, принятым в Таможенном союзе и международных таможенных органах. практика.

Среди практических предложений можно выделить создание в рамках Таможенного союза механизма быстрого и адекватного реагирования на кризисные ситуации в экономической и таможенной сферах. Работа должностных лиц таможенных органов, их обязанности и возможности обеспечивают наполнение федерального бюджета и расширение связей с зарубежными партнерами.

На практике необходимо реализовать концепцию оценки и управления рисками, изложенную в законе о таможне, которая не предусматривает полного контроля за товарами, пересекающими границу, а скорее выборочно контролирует риск для общей безопасности населения. Для эффективного таможенного контроля необходимо усилить координацию и оперативное взаимодействие с другими национальными ведомствами.

Важно отметить, что невозможно найти наилучшие пути и средства интеграции российской экономики в мировое хозяйство без богатства инструментов, имеющихся в арсенале многих зарубежных и международных организаций.

В этой связи Россия должна активизировать свои усилия по реформированию национальной таможенно-тарифной системы, чтобы приблизить ее к общепринятым правовым стандартам в международной торговле. Если таможенная деятельность России будет сочетать глобальные и национальные интересы на основе баланса международных обязательств и национальных целей, то вопросы регулирования в сфере международной торговли могут быть решены более эффективно. Поэтому при разработке новых тарифов необходимо учитывать потребности российской экономики, а также международную таможенную практику.

Наконец, следует отметить, что защита национальной безопасности государства, взимание таможенных пошлин и налогов, а также упрощение деятельности таможенного управления несут особую ответственность за таможенные органы.

В современных условиях Федеральная таможенная служба, с одной стороны, должна заботиться об интересах государства в сфере внешней торговли, эффективно реагировать на угрозы безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические проблемы, а с другой-создавать благоприятные условия для деятельности предпринимательских сообществ, физических и юридических лиц.

Эффективность экономической безопасности Российской Федерации во многом зависит от эффективности работы таможенных органов.


Морозова О.В. Взаимодействие подразделений дознания ФТС России с иными подразделениями таможенных органов и правоохранительными органами Российской Федерации. М.: МГУ, 2017. С. 63.

Козловский А.Ю. Актуальные проблемы организации борьбы таможенных органов Российской Федерации с преступлениями, отнесенными к их компетенции // Научные труды. Российская академия юридических наук. – 2015. – №7. – С. 27.

Докучаев А.Н. Экономическая безопасность России в контексте ее вступления во Всемирную торговую организацию // Общественная безопасность, законность и правопорядок. – 2013. – №3. – С. 115.

Елфимов О.М. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 19.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 26.03.2020).

Изгагина Т.Ю. Противодействие таможенными органами незаконному вывозу капитала за пределы Российской Федерации // Современные тенденции развития российского уголовного законодательства: сборник материалов круглого стола. М., 2014. С. 116.

Мильшин Ю.Н. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности в Российской Федерации: монография. Барнаул, 2010. С. 25.

Бакаева О.Ю. Государственное регулирование ВЭД. М.: Инфра-М, 2016. С. 72.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 №164-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 26.03.2020).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области