ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра дефектологии
ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
Тема: «Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) в дошкольной образовательной организации в соответствии ФГОС ДО»
Выполнила:
Слушатель(ница) курсов повышения квалификации по программе
«Психолого-педагогическое сопровождение детей
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях инклюзивного образования
в соответствии с ФГОС ДО»
Будаченкова Ирина Вячеславовна
МБДОУ Детский сад комбинированного
вида № 49 «Семицветик»,
заведующий
Научный руководитель:
к.п.н., доцент,
Крутякова Евгения Никитична
Москва, 2016 г.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностическо- коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ входят:
Федеральный уровень:
Конституцией РФ.
Конвенцией о правах ребенка.
Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
«О психолого- педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.
ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г).
Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.
СанПиН 2.4.1.3049-13.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.
Декларации « О правах умственно отсталых лиц» (1991),.
Локальные акты МБДОУ № 49 «Семицветик»:
Устав образовательного учреждения;
Договор образовательного учреждения с учредителем;
Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников;
Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения;
Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;
Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»);
Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО;
Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения;
Правила приёма детей в дошкольное учреждение;
Положение о группе комбинированной направленности, в котором указаны правила зачисления в такую группу, организация коррекционной работы, обеспечение работы с детьми по разным образовательным маршрутам (программам);
Положение о ПМПК учреждения;
Положение о нормах профессиональной этики педагогов.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Происходящие в настоящее время существенные изменения в сфере образования РФ связаны с новым отношением к детям с ОВЗ. Дети ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Такие дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:• с нарушением слуха;• с дисфункцией речи;• с патологией опорно-двигательного аппарата;• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка. Не имея педагогической и медицинской подготовки.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ОВЗ является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т.д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:интеллектуального;эмоционально-волевого;деятельностного;нравственно-духовного.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;• организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей ребенка;• совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности ребенка;• формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов – лепки,аппликации,рисования);• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
С 2004 года в нашем дошкольном образовательном учреждении наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует группа компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями – общее недоразвитие речи (ОНР).
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка ОНР.
I этап – подготовительный (сбор первичной информации, обозначение проблемы и способы ее решения);
II этап -комплексная диагностика;
III этап – разработка ИОМ;
IV этап – коррекционно- развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с психологом);
V этап – промежуточная диагностика (выявление динамики в развитии);
VI этап - коррекционно- развивающая работа (закрепление ЗУН);
VII этап – итоговая диагностика (перспективы).
Для решения этой задачи на примере нашего детского сада предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОНР
( общее недоразвитие речи - сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте, ОНР часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы) и ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процесса формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, к этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно - фонематической формой). Эти дети посещают логопедическую группу компенсирующей направленности нашего ДОУ.
Разработку и реализацию ИОМ в нашем ДОУ осуществляют педагоги, специалисты ( учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) в тесном сотрудничестве с семьёй по результатам обследования ребенка психолого- медико- педагогической комиссией (ПМПК).
ПМПК дает рекомендации по созданию специальных условий обучения. Методы, средства и формы работы в ДОУ направлены на расширение спектра компетенций ребёнка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.
В ДОУ организована работа по квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ОНР. Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи посещают группы комбинированной направленности. В группы зачисляются дети на основании заключений ПМПК, с рекомендациями о форме оказания помощи, также на основании родительского договора.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, неусваивающих основную общеобразовательную программу ДОУ, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В ИОМ определяется специфическая для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объём и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно- методические материалы.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:
принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
принцип соблюдения интересов ребенка;
принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;
принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута;
принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;
принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку при взаимодействии различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, воспитателей и родителей (законных представителей) в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Наличие в ДОУ специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием для работы с детьми ограниченными возможностям здоровья. Взаимодействие всех специалистов не сразу и не всегда становится по- настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт нашего учреждения показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка в образовательный процесс, работу группы в данном направлении нельзя назвать успешной.
Что отличает междисциплинарную команду?
общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности;
профессиональная и личностная поддержка друг друга;
единый методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;
взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
достоверная информация о продвижении ребенка, динамке его развития, представляемая специалистами и воспитателями друг другу, активная позиция в формировании запроса;
привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;
скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях.
В нашем учреждении такая междисциплинарная команда состоит из: заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда (I квалификационная категория), педагога- психолога, двух воспитателей логопедической группы ( оба- I квалификационная категория), инструктора по физкультуре, музыкального руководителя (I квалификационная категория), медицинской сестры.
В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно- воспитательную, профилактическую, просветительскую и другие виды работ, а именно:
педагог-психолог:•организует взаимодействие педагогов;•разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;•проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;•организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;•повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;•проводит консультативную работу с родителями.Учитель-логопед:•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;•составляет индивидуальные планы развития;•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);•консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы; Музыкальный руководитель:•Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;•Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;•Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. Инструктор по физической культуре:•Осуществляет укрепление здоровья детей;•Совершенствует психомоторные способности дошкольников.Воспитатель:• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;•организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);•применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;•консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.Медицинская сестра: •проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;•осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
•организация движения (развитие общей и мелкой моторики);•развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);•формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);•развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);•формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);•формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
ПРИМЕРНАЯ ЦИКЛОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
РЕБЕНКА
№ | Основные задачи | Задействованные педагоги | Направления работы |
1 этап – обучение и воспитание ребенка: | |||
1 | Выявление запросов семьи на образовательные услуги | Заведующий Старший воспитатель | встречи с семьей, имеющих детей ОВЗ, анкетирование и опрос родителей |
2 | Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка | Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог | обследование особенностей и уровня развития ребенка |
3 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы | Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | проведение методических мероприятий для задействованных педагогов |
4 | Разработка индивидуальной программы включения ребенка в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости) | Члены ПМПк ДОУ | составление индивидуального образовательного маршрута реализация индивидуальной образовательной программы |
5 | Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка- | Члены ПМПк ДОУ | комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи |
6 | Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом | Педагог | работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков |
7 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка | Медраб. поликлин.. Инстр по физвоспитанию | медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка- медицинское сопровождение осуществление связи со специалистами поликлиники |
2 этап – этап обучения и воспитания ребенка с частичным включением в среду нормально развивающихся детей для детей раннего возраста и их родителей - октябрь 20 – май 20 г. | |||
1 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы | педагог, педагог-психолог, логопед | коррекционно-развивающая работа на основании индивидуальной образовательной программы |
2 | Подбор технологий социализации. | воспитатель педагог | развивающая адаптационная работа для детей и их родителей |
3 | Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк | проведение методических мероприятий для задействованных педагогов |
4 | Начальная подготовка участников педагогического процесса к включению ребенка (ОВЗ) в группу нормально развивающихся сверстников | Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк | сопровождение ситуации включения ребенка-инвалида в группу нормально развивающихся сверстников |
5 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка | Медраб. поликлин.. Инстр по физразвитию | медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка- по плану |
3 этап – этап индивидуального обучения и воспитания ребенка в ДОУ с частичным включением в среду нормально развивающихся сверстников функционирующих групп ДОУ – июнь 20 – май 20 г. | |||
1 | Подбор технологий социализации в условиях функционирующей группы, осуществление | Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк | корректировка и реализация индивидуальной образовательной программы |
2 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы | Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк | сопровождение ситуации включения ребенка-инвалида в группу нормально развивающихся сверстников (включение в игровую деятельность, в праздники, досуги, развлечения, проводимые в ДОУ). проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители) составление графика посещения группы ребенком-инвалидом |
3 | Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк | проведение методических мероприятий для задействованных педагогов составление графика посещения группы ребенком (ОВЗ) |
4 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка- инвалида | Медраб. поликлин.. Инстр по физразвитию | медицинское сопровождение осуществление связи со специалистами поликлиники |
4 этап – группа комбинированного вида: частичная (полная)интеграция ребенка (ОВЗ) в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – июнь 201 – май 201 г. | |||
1 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель | корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы |
2 | Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель | индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе |
3 | Координация работы с семьей ребенка-инвалида | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель | медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану |
4 | Дальнейшая социализация ребенка (ОВЗ) в макросреде | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель | использование игровых технологий социализации |
5 | Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-) в макросреде) | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель | установление связи с социальным окружением и включение ребенка ОВЗ в социум |
6 | Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка (родители – ребенок – ДОУ – школа) | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатель | организационное взаимодействие со школой по организации преемственности определение оптимального продолжения образовательного маршрута |
7 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида | Медраб. поликлин.. Инстр по физразвитию | медицинское сопровождение осуществление связи со специалистами детской поликлиники |
Самое интересное в группе детского сада ___________________________
Самое неинтересное ______________________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство_________________________________
Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Данная информация должна быть объективной и достоверной.
Факторная структура отношений со сверстниками
Фактор | Доминирующие состояния | Противоположные состояния | ||
Вражда Дружба Жадность Щедрость Злость Доброта Лживость Правдивость Драчливость Агрессивность Спокойствие Зависть Искренность Грубость Вежливость |
Коррекционная работа____________________________________________
Знания об отношении ребенка к занятиям, проблемах и трудностях возникающих при изучении отдельных тем на специальных занятиях, позволят специалистам МДОУ своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.
НОД(непосредственная образовательная деятельность воспитанников).
Образовательные области | Мнение ребенка | Мнение родителей | Мнение воспитателя |
Занимается с удовольствием | |||
Образовательные области вызывающие трудности | |||
Дополнительные занятия. |
Мотивация познавательной деятельности.
Определение сформированности мотивов к познанию. Выделяется ведущий мотив, анализируются содержание и обоснование мотива, его осознанность.
Основной образовательной программой нашего ДОУ для работы по коррекции нарушений развития детей с ОНР является «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, в соответствии с ФГОС ДО», под редакцией Н.В. Нищевой, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.
Формы работы с детьми.В ФГОС ДО одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические деятельность, на которой систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
фронтальных (подгрупповых);
индивидуальных;
микрогруппами.
Деятельность проводится логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.
Фронтальная (подгрупповые) - позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид деятельности формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
Опора на игру,как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:
занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи;
занятия по формированию правильного звукопроизношения;
обучение элементам грамоты;
Занятия в микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
Основная задача индивидуальной деятельности заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Формы работы с родителями.
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью.
Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы развиваем и используем различные формы:
Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы.
В настоящее время в нашем детском саду сложились стабильные эффективные формы работы с родителями:
- беседы;
- родительские собрания;
- консультации родителей с педагогами группы;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- анкетирование;
- оформление стендов и информационных папок;
- выставки педагогической литературы;
- телефон доверия;
- заочные семинары;
- бюро справок;
- концерты для родителей силами воспитанников группы и др.
Основная задача воспитателя при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и медицинской сестры. При этом особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка, предусмотренному основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в психическом развитии детей, обеспечивающих социальную успешность детей.
Речь – особая и наиболее важная психическая функция. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы фонетические процессы: восприятие, звуковой анализ и синтез. Ребенка, не владеющего данными умениями, не удается обучить грамоте, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.
Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).
Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.
В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.
На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка.
Чтобы работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.
Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет своевременно выявить и максимально скорректировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение. Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
Благодаря правильно организованной логопедической работе в экспериментальной группе детского сада произошли значимые изменения в речевом развитии детей. Однако следует отметить, что на момент окончания года в группе так и не обнаружено детей с высоким уровнем речевого развития, что объясняется сложной структурой дефекта – общее недоразвитие речи, осложненное некоторыми отклонениями физического и психологического развития. Не зря для этой категории детей нормативно-правовыми документами предусмотрено получение логопедической помощи в течение двух лет.
Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, психолога, музыкального руководителя, методиста, заведующей и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОНР. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье. Взаимодействие всех специалистов, педагогов работающих с детьми с общим недоразвитием речи и родителей способствует развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучению детей в школе. Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОУ выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности. Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи. Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, психолога, музыкального руководителя, методиста, заведующей и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОНР. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.