ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Тема «Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ОНР в дошкольной образовательной организации в соответствии ФГОС ДО»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра дефектологии

ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

Тема: «Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) в дошкольной образовательной организации в соответствии ФГОС ДО»

Выполнила:

Слушатель(ница) курсов повышения квалификации по программе

«Психолого-педагогическое сопровождение детей

с ограниченными возможностями здоровья

в условиях инклюзивного образования

в соответствии с ФГОС ДО»

Будаченкова Ирина Вячеславовна

МБДОУ Детский сад комбинированного

вида № 49 «Семицветик»,

заведующий

Научный руководитель:

к.п.н., доцент,

Крутякова Евгения Никитична

Москва, 2016 г.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностическо- коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ входят:

Федеральный уровень:

Конституцией РФ.

Конвенцией о правах ребенка.

Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 

«О психолого- педагогической и социальной реабилитации лиц  в    системе образования. Концепция  реформирования системы специального  образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.

ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный  приказом №1155 от 17.10.2013г.

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,  утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г).

Семейного кодекса  РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.

СанПиН 2.4.1.3049-13.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.

Декларации « О правах умственно отсталых лиц»  (1991),.

 Локальные акты МБДОУ № 49 «Семицветик»:

Устав образовательного учреждения;

Договор образовательного учреждения с учредителем;

Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников;

Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения;

Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»);

Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО;

Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения;

Правила приёма детей в дошкольное учреждение;

Положение о группе комбинированной направленности, в котором указаны правила зачисления в такую группу, организация коррекционной работы, обеспечение работы с детьми по разным образовательным маршрутам (программам);

Положение о ПМПК учреждения;

Положение о нормах профессиональной этики педагогов.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Происходящие в настоящее время существенные изменения в сфере образования РФ связаны с новым отношением к детям с ОВЗ. Дети ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Такие дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:• с нарушением слуха;• с дисфункцией речи;• с патологией опорно-двигательного аппарата;• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка. Не имея педагогической и медицинской подготовки.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ОВЗ является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т.д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:интеллектуального;эмоционально-волевого;деятельностного;нравственно-духовного.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;• организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей ребенка;• совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности ребенка;• формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов – лепки,аппликации,рисования);• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

С 2004 года в нашем дошкольном образовательном учреждении наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует группа компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями – общее недоразвитие речи (ОНР).

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка ОНР.

I этап – подготовительный (сбор первичной информации, обозначение проблемы и способы ее решения);

II этап -комплексная диагностика;

III этап – разработка ИОМ;

IV этап – коррекционно- развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с психологом);

V этап – промежуточная диагностика (выявление динамики в развитии);

VI этап - коррекционно- развивающая работа (закрепление ЗУН);

VII этап – итоговая диагностика (перспективы).

Для решения этой задачи на примере нашего детского сада предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОНР

( общее недоразвитие речи - сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте, ОНР часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы) и ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процесса формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, к этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно - фонематической формой). Эти дети посещают логопедическую группу компенсирующей направленности нашего ДОУ.

Разработку и реализацию ИОМ в нашем ДОУ осуществляют педагоги, специалисты ( учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) в тесном сотрудничестве с семьёй по результатам обследования ребенка психолого- медико- педагогической комиссией (ПМПК).

ПМПК дает рекомендации по созданию специальных условий обучения. Методы, средства и формы работы в ДОУ направлены на расширение спектра компетенций ребёнка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.

В ДОУ организована работа по квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ОНР. Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи посещают группы комбинированной направленности. В группы зачисляются дети на основании заключений ПМПК, с рекомендациями о форме оказания помощи, также на основании родительского договора.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, неусваивающих основную общеобразовательную программу ДОУ, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В ИОМ определяется специфическая для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объём и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно- методические материалы.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:

принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

принцип соблюдения интересов ребенка;

принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;

принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута;

принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку при взаимодействии различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. 

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, воспитателей и родителей (законных представителей) в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Наличие в ДОУ специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием для работы с детьми ограниченными возможностям здоровья. Взаимодействие всех специалистов не сразу и не всегда становится по- настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт нашего учреждения показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка в образовательный процесс, работу группы в данном направлении нельзя назвать успешной.

Что отличает междисциплинарную команду?

общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности;

профессиональная и личностная поддержка друг друга;

единый методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;

взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;

достоверная информация о продвижении ребенка, динамке его развития, представляемая специалистами и воспитателями друг другу, активная позиция в формировании запроса;

привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;

скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях.

В нашем учреждении такая междисциплинарная команда состоит из: заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда (I квалификационная категория), педагога- психолога, двух воспитателей логопедической группы ( оба- I квалификационная категория), инструктора по физкультуре, музыкального руководителя (I квалификационная категория), медицинской сестры.

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно- воспитательную, профилактическую, просветительскую и другие виды работ, а именно:

педагог-психолог:•организует взаимодействие педагогов;•разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;•проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;•организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;•повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;•проводит консультативную работу с родителями.Учитель-логопед:•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;•составляет индивидуальные планы развития;•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);•консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы; Музыкальный руководитель:•Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;•Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;•Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. Инструктор по физической культуре:•Осуществляет укрепление здоровья детей;•Совершенствует психомоторные способности дошкольников.Воспитатель:• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;•организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);•применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;•консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.Медицинская сестра: •проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;•осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

•организация движения (развитие общей и мелкой моторики);•развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);•формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);•развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);•формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);•формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

ПРИМЕРНАЯ ЦИКЛОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

РЕБЕНКА

Основные задачи

Задействованные педагоги 

Направления работы

1 этап – обучение и воспитание ребенка:

1

Выявление запросов семьи на образовательные услуги

Заведующий

Старший воспитатель

 встречи с семьей, имеющих детей ОВЗ, анкетирование и опрос родителей

2

Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка

Педагог-психолог,

Учитель-логопед,

педагог

 обследование особенностей и уровня развития ребенка

3

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк

   проведение методических мероприятий для задействованных педагогов

4

Разработка индивидуальной программы включения ребенка в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости)

Члены ПМПк ДОУ

составление индивидуального образовательного маршрута

   реализация индивидуальной образовательной программы

5

Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-

Члены ПМПк ДОУ

комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи

6

Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом

Педагог

  работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков

7

Сохранение и укрепление здоровья ребенка

Медраб. поликлин..

Инстр по физвоспитанию

медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-

медицинское сопровождение

 осуществление связи со специалистами поликлиники

2 этап – этап обучения и воспитания ребенка с частичным включением в среду нормально развивающихся детей для детей раннего возраста и их родителей - октябрь 20 – май 20 г.

1

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

педагог,

педагог-психолог,

логопед

    коррекционно-развивающая работа на основании индивидуальной образовательной программы

2

Подбор технологий социализации.

воспитатель

педагог

     развивающая адаптационная работа для детей и их родителей

3

Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк

проведение методических мероприятий для задействованных педагогов

4

Начальная подготовка участников педагогического процесса к включению ребенка (ОВЗ) в группу нормально развивающихся сверстников

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк

  сопровождение ситуации включения ребенка-инвалида в группу нормально развивающихся сверстников

5

Сохранение и укрепление здоровья ребенка

Медраб. поликлин..

Инстр по физразвитию

  медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка- по плану

3 этап – этап индивидуального обучения и воспитания ребенка в ДОУ с частичным включением в среду нормально развивающихся сверстников функционирующих групп ДОУ – июнь 20 – май 20 г.

1

 Подбор технологий социализации в условиях функционирующей группы, осуществление

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк

  корректировка и реализация индивидуальной образовательной программы

2

 Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк

  сопровождение ситуации включения ребенка-инвалида в группу нормально развивающихся сверстников (включение в игровую деятельность, в праздники, досуги, развлечения, проводимые в ДОУ).

   проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители)

составление графика посещения группы ребенком-инвалидом

3

Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель, члены ПМПк

    проведение методических мероприятий для задействованных педагогов

составление графика посещения группы ребенком (ОВЗ)

4

Сохранение и укрепление

здоровья ребенка- инвалида

Медраб. поликлин..

Инстр по физразвитию

медицинское сопровождение

осуществление связи со специалистами поликлиники

4 этап – группа комбинированного вида: частичная (полная)интеграция ребенка (ОВЗ) в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – июнь 201 – май 201 г.

1

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель

 корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы

2

Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель

  индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций

    формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе

3

Координация работы с семьей ребенка-инвалида

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель

медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану

4

Дальнейшая социализация ребенка (ОВЗ) в макросреде

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель

      использование игровых технологий социализации

5

Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-) в макросреде)

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель

    установление связи с социальным окружением и включение ребенка ОВЗ в социум

6

Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка (родители – ребенок – ДОУ – школа)

Ст. воспитатель

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, воспитатель

     организационное взаимодействие со школой по организации преемственности

     определение оптимального продолжения образовательного маршрута

7

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

Медраб. поликлин..

Инстр по физразвитию

   медицинское сопровождение

   осуществление связи со специалистами детской поликлиники

Самое интересное в группе детского сада ___________________________

Самое неинтересное ______________________________________________

Ситуация вызывающая беспокойство_________________________________

Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Данная информация должна быть объективной и достоверной.

Факторная структура отношений со сверстниками

Фактор

Доминирующие состояния

Противоположные состояния

Вражда

Дружба

Жадность

Щедрость

Злость

Доброта

Лживость

Правдивость

Драчливость

Агрессивность

Спокойствие

Зависть

Искренность

Грубость

Вежливость

Коррекционная работа____________________________________________

Знания об отношении ребенка к занятиям, проблемах и трудностях возникающих при изучении отдельных тем на специальных занятиях, позволят специалистам МДОУ своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.

НОД(непосредственная образовательная деятельность воспитанников).

Образовательные области

Мнение ребенка

Мнение родителей

Мнение воспитателя

Занимается с удовольствием

Образовательные области вызывающие трудности

Дополнительные занятия.

Мотивация познавательной деятельности.

Определение сформированности мотивов к познанию. Выделяется ведущий мотив, анализируются содержание и обоснование мотива, его осознанность.

Основной образовательной программой нашего ДОУ для работы по коррекции нарушений развития детей с ОНР является «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, в соответствии с ФГОС ДО», под редакцией Н.В. Нищевой, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.

Формы работы с детьми.В ФГОС ДО одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические деятельность, на которой систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

фронтальных (подгрупповых);

индивидуальных;

микрогруппами.

Деятельность проводится логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальная (подгрупповые) - позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид деятельности формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

Опора на игру,как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи;

занятия по формированию правильного звукопроизношения;

обучение элементам грамоты;

Занятия в микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Основная задача индивидуальной деятельности заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Формы работы с родителями.

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

          Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью.         

 Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы развиваем и используем различные формы:

Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы. 

В настоящее время в нашем детском саду сложились стабильные эффективные формы работы с родителями:

- беседы;

- родительские собрания;

- консультации родителей с педагогами группы;

- открытые занятия;

- дни открытых дверей;

- анкетирование;

- оформление стендов и информационных папок;

- выставки педагогической литературы;

- телефон доверия;

- заочные семинары;

- бюро справок;

- концерты для родителей силами воспитанников группы и др.

Основная задача воспитателя при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и медицинской сестры. При этом особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка, предусмотренному основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в психическом развитии детей, обеспечивающих социальную успешность детей.

Речь – особая и наиболее важная психическая функция. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы фонетические процессы: восприятие, звуковой анализ и синтез. Ребенка, не владеющего данными умениями, не удается обучить грамоте, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка.

Чтобы работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет своевременно выявить и максимально скорректировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение. Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Благодаря правильно организованной логопедической работе в экспериментальной группе детского сада произошли значимые изменения в речевом развитии детей. Однако следует отметить, что на момент окончания года в группе так и не обнаружено детей с высоким уровнем речевого развития, что объясняется сложной структурой дефекта – общее недоразвитие речи, осложненное некоторыми отклонениями физического и психологического развития. Не зря для этой категории детей нормативно-правовыми документами предусмотрено получение логопедической помощи в течение двух лет.

Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, психолога, музыкального руководителя, методиста, заведующей и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОНР. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.  Взаимодействие всех специалистов, педагогов работающих с детьми с общим недоразвитием речи и родителей способствует развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучению детей в школе. Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОУ выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности.  Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи. Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, психолога, музыкального руководителя, методиста, заведующей и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОНР. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье. 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.03.2021


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.