Общие сведения о проекте «Белая береза под моим окном!»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Тип проекта: - детско-взрослый;
- ребенок – субъект проектирования;
- открытый – в ДОУ и за его пределами.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: с сентября по ноябрь2019.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители детей.
Возраст участников проекта: 4-5 лет.
Пояснительная записка
Мы в своей работе с детьми остановились на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний ребят о берёзе и воспитания у них экологического самосознания, познавательного интереса и желанию наблюдать и исследовать.
В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.
Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, беседы о берёзе и о природе.
Мы решили разработать проект «Белая береза под моим окном» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Дети исследуя любимое дерево, узнают, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».Родители и воспитывающие взрослые собственным примером воспитывают уважительное, заботливое отношение к живой природе.
Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Проблема:
Однажды к нам в группу через окно влетело несколько березовых листочков. Дети очень удивились и обрадовались. Варя сказала, что наверное береза, которая растет под нашим окном, нам хочет что-то рассказать. Когда мы вышли на прогулку, то сразу же отправились к березе. Дети обнимали березу, гладили ее. Только один мальчик стоял очень грустный, Мирослав рассказал, что у них во дворе кто-то сломал веточку его любимой березки и он не знает как ей помочь, что нужно делать. Настя рассказала, что она видела, как в деревне люди отмечали праздник «Русской березы»: пели песни, водили хороводы вокруг березы, читали стихи, но не знает, почему бабушки и дедушки проявляют такой большой интерес к этому дереву. Тогда и у других детей возник вопрос: «Может и у нашей березки есть свои секреты, которые мы сможем узнать, наблюдая за ней, оберегая ее?»
Цели проекта:
Приобщение детей к русской культуре, посредством экологического воспитания; воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.
Задачи проекта:
Для детей:
* познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
*расширять знания детей о русской березе, как символе России, представления о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
* формировать у детей представление о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
* развивать чувства патриотизма и любви к Родине, познавательный интерес ко всему живому, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
* воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных,
любовь к русской природе, желание оберегать ее, охранять.
Для педагогов:
*Создать условия в группе, на участке детского сада для знакомства с символом русской природы через предметно-развивающую среду; комплекс совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей.
Для родителей:
*Привлечь родителей к совместному участию в различных мероприятиях: акциях, экскурсиях, выставках.
*Активизировать творческий потенциал посредством вовлечения в проектную, исследовательскую деятельность.
Гипотеза проекта:
Мы предполагаем, что человек может дружить с деревом и помогать ему, когда это нужно. Если человек будет многое знать о дереве, о том, какую пользу оно приносит всему живому, то он сможет лучше заботиться о сохранении деревьев на нашей планете.
Карта детских идей
Что мы знаем о березе? | Что хотим узнать? | Где найти необходимую информацию? |
Это красивое дерево (Варя) Растет под окном нашей группы (Семен) На березе много листиков (Лера) Еще у нее есть сережки (Милана) Береза растет (Даниэль) Осенью листики на ней желтые (Полина) Ствол у березы белый с черными пятнами (Лиана) Береза дает сок (Диана) | Какую пользу приносит береза? (Макар) Почему ее называют символом России? (Аня) Почему ствол белый? (Рома) Зачем к березе прилетают птицы? (Алена) Почему листочки падают? (Тимофей) Для чего нужен березовый сок? (Матвей) | Спросить у родителей (Гордей) В книгах (Полина) В интернете (Кирилл) В библиотеке (Милана) Посмотреть по телевизору (Асан) Спросить у воспитателей (Варя) Понаблюдать (Олеся) |
Предполагаемые результаты:
Дети: *Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе. *Узнали о пользе берёзы для человека.*Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.
*Отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх, рассказах. Воспитатели:- подобрали методическую и детскую литературу- разработали конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия.- наработали рекомендации для родителей по теме проекта.- составили картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.Родители: - проявили интерес и участвовали в реализации проекта;- приняли участие в оформлении альбомов « Всё о берёзке».В развивающую среду были внесены:- иллюстрированные альбомы-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», « С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».- оформлен уголок « Русская берёзка»
Этапы реализации:
I ЭТАП
Подготовительный: (Сентябрь)
Подготовительный (сентябрь)
- Постановка проблемы;
- Беседы с детьми;
- Подбор наглядных пособий;
- Подбор художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки);
- Подбор материала для проведения исследования (иллюстрации, репродукции, видеофильмы, открытки); - Подбор дидактических игр, развивающих игр, сюжетно-ролевых игр; - Подбор материала для продуктивной деятельности;
- Внесение изменений в РППС группы через центры активности;
Основной целью данного этапа проекта является сбор материала о березы – символе нашей Родины. Успешность развития дошкольников при знакомстве с березой возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, беседы о берёзе и о природе.
В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды о
берёзе – символе нашей Родины, воспитание у них экологического самосознания, познавательного интереса и желанию наблюдать и исследовать.
Работа с родителями:*Познакомить родителей с целью и задачами проекта.
*Заинтересовать родителей.*Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»*Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе».*Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
*Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка».
На данном этапе дети стали приносить в группу книги, иллюстрации, изображения русской красавицы - березы. Дети рассматривают фотографии, открытки, рассказывали друг другу, что они знают о березе.
Варя: Мне бабушка рассказывала, что береза – это один из главных символов России. Полина: А мне мама рассказала, что береза – это живое дерево и что она так же растет, как и человек.
Семен: Мой папа читал мне книгу «Волшебная береза», а там береза просила старика человеческим голосом, чтобы не губил ее, потому что она живая и может приносить людям пользу.
Лера: А мы с мамой и папой гуляли в парке Памяти. Там растет очень много берез. Их посадили в память погибших солдат в боях за Родину.
II ЭТАП
Деятельный (октябрь-ноябрь) на основании разработанной сетевой паутинки по проекту, включающей все направления развития (образовательные области).
Образовательная область
«Речевое развитие»
Беседы:
- «Что я знаю о берёзке»Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.- «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.- «Родное дерево» Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.- «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?» Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Чтение художественной литературы: чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе волгоградских авторов: Горохова Ю. Г. «Есть у нас в саду белая красавица», Песоцкая Т. Н. «У нашей группы под окошком», Белозерова Л. В. «Березка», Н. Иванова «Листопад», произведения М. Агашина: «Растет в Волгограде березка»; «Лейка», Е. Трутнева «Осень», С. Есенин «Белая береза», Ф. Тютчев «Первый лист», А. Прокофьев «Люблю березку русскую». Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».
Заучивание: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую» Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе. Составление рассказов с детьми:
- «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.- Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. - Загадки, пословицы, поговорки.Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Акции: Акция «Поможем деревьям» (уборка территории детского сада). Дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Какое наше
дерево» (подбираются прилагательные); «Из семени в дерево»; «Угадай растение»; - «Укрась дерево листочками». Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.- «Собери целое дерево».Цель: формировать представление о строение дерева.- «С кем дружит дерево» Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.- «Что нужно дереву?»Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Экскурсия в парк»;
- «Путешествие в парк в поисках интересных листочков, семян». Настольно – печатные игры: «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»;
Игровая ситуация: «Береза и птицы». Подвижные игры на площадке, в парке: «Найди такой же лист»; «Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу»; «Найди пару».
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Рассматривание альбомов:
«Всё о берёзе», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе». Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.
Конструирование из природного материала:
«Осенняя березка» (с использованием березовых листьев); «Гнездышко»;
Составление аранжировки из листьев и семян березы «Необычный букет».
Аппликация:
- «Мое любимое дерево»;
- «Деревья нашего участка».
Рисование: «Березка»; «Гости дерева»; «Березовая роща».
Лепка: «Кто под деревом живет»; «Береза осенью».
Выставка творческих работ.
Цели: Вызвать у детей желание создать поделку. Развивать воображение, воспитывать самостоятельность.
Совершенствовать умение рисовать берёзу, передавая характерные особенности строения её ствола, веток, цвета; развивать технические навыки рисования карандашами.
Образовательная область
«Физическое развитие»
Наблюдение на прогулке:
«Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.Экскурсия по «Экологической тропе».Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.
Экскурсии, походы с родителями в парк.
Цели: Продолжать знакомить с березой, ее особенностями в осеннее время года, изменениями осенью.
Спортивное развлечение: «Сильным, смелым вырастаю».
Подвижные игры на площадке, в парке: «Найди такой же лист»; «Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу»; «Найди пару».
Труд на участке и в природе.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность.
Знакомимся с деревьями: - для чего деревьям листья, корни, ствол, кора; - какой высоты дерево; - какова ширина дерева; - есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые; - есть ли у дерева семья; - есть ли у дерева «детки»; - растут ли такие деревья в городе ещё; Изучаем листья и крону: - сколько на дереве листьев, какая крона; - наблюдение за тенью дерева, ее движением; - исследование листьев; - исследование почек.
Изучаем кору и ствол: - чем покрыт ствол; - что такое кора, для чего служит, какая она; - чем пахнет в разное время года кора, ствол ( сухую погоду, после дождя..); - есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи; - есть ли на коре следы, оставленные человеком; Изучаем корни: - что держит дерево в земле; - какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны. Изучаем плоды и семена: - какие они, кто их разносит; - для чего они нужны. Изучаем животных, связанных с деревом: - какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки); - хорошо ли они заметны на дереве; - какие домашние животные прибегают к дереву. Изучаем почву: - куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной; - живет ли кто-нибудь в почве под деревом; - из чего состоит почва под деревом; - есть ли вода в почве под деревом; - подкормить почву под деревом, для чего это необходимо.
Изучаем иней, дождь: - как снег помогает деревьям; - хорошо ли дерево спасает человека от дождя; - значение осадков для дерева; - бывает ли на деревьях роса. Экспериментирование:
Рассматривание бересты под лупой.
«Вода в жизни растений»;
«Какой стороной дышат листья?»
«Жизненный цикл растений»
Дать детям знания о том, что белый цвет коры это – бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы – это чечевички, через которые проходит кислород дереву.
Дать представление о потребности растений в воде.
Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения. Выяснить с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений
Для ознакомления детей с березой, как одним из главных символов России, приобщения детей к русской культуре, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию любви к природе родного края, осознанию важности ее охраны и восстановления, формированию экологически целесообразного поведения в природе.
Наблюдение за березой: знакомство с березой, исследовательская деятельность, проведение Д/и: «Подбери листочек»; «Найди березу». Приложение,
Экскурсия к березе по территории детского сада, познакомиться с деревом, отгадывание загадок про березу «Отгадай мою загадку», дыхательное упражнение «Ветерок», Д/и «Найди листок, какой покажу», физкультминутка «Березонька». Народные приметы про березу. Приложение.
Беседы о березе – дать детям простейшие знания о березе. Приложение.
Труд – сбор веток вокруг березы – учить наводить порядок возле любимого дерева, за которым мы ухаживаем и наблюдаем. Приложение.
Чтение стихов о березе – познакомить детей с творчеством волгоградских авторов, русских поэтов, которые писали о березе, как они ее воспевали, с какой нежностью о ней писали, как ласково ее называли. Приложение.
Рассматривание картин с изображением березы: осенью, зимой, весной и летом. Приложение.
Рисование «Гость нашей березы». Приложение.
Коллективная работа «Осенняя береза» - учить детей работать вместе, помогать своим товарищам, вызвать эмоциональный отклик. Приложение.
Дети с большим интересом слушали истории о русской красавице березе, познакомились с самым почитаемом деревом в России – берёзе.
Получили представление о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста). (Приложение).
Познакомились с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы. Рассматривание альбомов, иллюстраций о березе, чтение стихов, способствовали эмоциональному восприятию информации. Ребятам очень хотелось подарить березке подарки, они решили их сделать своими руками: «Деревья нашего участка»; панно из осенних листьев: «Осенняя береза». (Приложение ).
Не остались наши ребята в стороне во время Акции «Поможем деревьям» (уборка территории детского сада). (Приложение)
Очень неожиданным было предложение детей создать книгу из своих рисунков, посвященную березе. Предложение поддержали родители. Ребята с большим желанием и интересом включились в работу, наблюдали, ухаживали за березой, рисовали, лепили, делали аппликации для березы. (Приложение).
Много нового и интересного дети узнали о русской красавице, особенно им понравилась игра-занятие «Береза – символ России», где они с интересом погрузились в историю далекого прошлого, как издавна русские люди проявляли интерес к русской березке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Дети с большим удовольствием учили, читали стихи (Приложение). Большой интерес у детей вызвало изготовление поделок из природного материала «Гости березы», в процессе изготовления которого они могли не только применить свои знания, но и приобрести опыт творческого взаимодействия с родителями, со сверстниками. (Приложение). Большое внимание уделялось воспитанию гордости за нашу русскую березу. Особенно эмоционально прошла презентация "Белая береза под моим окном". Исходя из этих впечатлений, ребята предложили вспомнить, как русские люди отмечали праздник «Русской берёзки», поводить хоровод вокруг нашей березы «Во поле береза стояла». (Приложение).
Родители и дети приняли активное участие в оформлении альбомов: «Растет в Волгограде березка», «Моя русская береза».
Дети имели возможность почитать стихи, книги, послушать песни о березе. Вместе с родителями дети придумали и нарисовали "Рассказы о березке", по-детски простые и короткие, но написанные с огромной душой и сердцем. (Приложение).
III ЭТАП
Завершающий (ноябрь)
1. Оформление газеты «Белая береза под моим окном».
2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.
3. Оформление иллюстративного альбома «Люблю березку русскую».
4. Конкурс «Читаем стихи о березке».
Для реализации заключительного этапа проекта «Белая береза под моим окном!» мы использовали весь необходимый материал, подобранный в ходе проекта. Очень занимательно и интересно прошел праздник, посвященный осени и березе, к которому ребята очень долго готовились, учили стихи, пели песни, водили хоровод. (Приложение). В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие «В гости к березе». (Приложение).
Продукты проекта:
Газета-коллаж: «Белая береза под моим окном»,
Иллюстративный альбом «Люблю березку русскую».
Коллективное детское творчество «Осенняя береза».
Выставка поделок, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Белая береза под моим окном».
Акции «Поможем березке»
Праздничный концерт.
Список используемой литературы:
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ М.А. Виноградова, Е.П. Панкова.-М.: Айрис – пресс, 2008.-208с.- (Дошкольное воспитание и развитие).
О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Современные подходы. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва 2013г.
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй мир!». Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 3013 г.
И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «Карапуз»,2010г.
И.Л. Саво. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. Санкт-Петербург «Детство - Пресс» 2010г.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2010г.
А. Смирнов. Кто на яблоньку похож? Издательство «Малыш», М. 1988г.
Т.Б. Ладыгина. Стихи к осенним детским праздникам. – М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
Дошкольное воспитание № 4, 2008г. С.77.
Дошкольное воспитание № 3, 2011г. С.36.
В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, Фолиант Пресс, 2005.
В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, издательство «Фламинго». 2003.
И.В. Кравченко, Т.Л. Долгов. Прогулки в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.