Школьное краеведение как важнейший источник и средство формирования у обучающихся гражданско-патриотического сознания
Вовченко М.Б., учитель истории, Полозова И.Ю., учитель географии, Распоперова Г.И., учитель истории, МБОУ СОШ № 87
Целостность общества обеспечивается не только воспроизводством новых поколений, но и неразрывной связью поколений, освоением молодежью культурно-исторических достижений своего народа. Уроки обществознания, истории и географии призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом. Поэтому особо возрастает значимость уроков гуманитарных дисциплин в решении этой актуальной проблемы. Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами изучения являются социально–экономическое, политическое, историческое и культурное развитие региона.
Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно-полезной, увлекательной, благородной работы.
Цель нашей работы: добиться повышения качества образования в МБОУ СОШ №87 посредством внедрения краеведения в образовательный и воспитательный процесс.
Задачи: повысить интерес учащихся к процессу обучения, сформировать устойчивую мотивацию познавательной деятельности; расширить и углубить знания учащихся о родном крае; способствовать развитию личностных качеств учащихся посредством краеведения; развивать навыки исследовательской работы; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения учащихся; способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательного коллектива, семьи; способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине; воспитывать учащихся на примере жизни и деятельности земляков; организовать методическую работу учителей, ориентированную на разработку и внедрение элементов краеведения в образовательный и воспитательный процесс.
В нашей школе есть все условия, необходимые для краеведческой работы.
Способы, используемые при краеведческой работе в образовательной практике:
использование краеведческих материалов при проведении уроков («Первобытные люди Сибири», «Времена года» и т.д.);
разработка и проведение классных часов, способствующих развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине в 1-11 классах («Воины – сибиряки» и др.);
пополнение фондов школьного краеведческого музея материалами исследовательской деятельности учащихся;
использование учителями школы материалов музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий (костные останки первобытных животных, предметы быта и фотоматериалы и т.п.);
создание при музее научно-исследовательского сообщества школьников;
проведение школьной научно-практической конференции;
организация и проведение выставок работ краеведческой направленности;
подготовка и участие в играх краеведческой направленности («Люблю тебя моя малая Родина», «Мир на ладони», «ЛУЧ» и др.);
организация и проведение экскурсий в музее истории школы для родителей первоклассников, учителей и учащихся школы;
проведение встреч учащихся школы с выпускниками прошлых лет;
проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов краеведения («Главный «холодильник» Земли – Васюганские болота», «Сохрани мир вокруг себя!», «Осколок войны», «Книга Памяти МБОУ СОШ №87»);
организация конкурса методических разработок уроков с привлечением краеведческого материала;
создание банка методических разработок уроков с привлечением краеведческого материала (квест «Бегущая школа», виртуальная экскурсия «Красный проспект», викторины «Новосибирск в годы войны», «Гражданская война в Новониколаевске», «НЭП в нашем городе» и др.).
Помимо этого, мы осуществляем разные формы организации сетевого взаимодействия с другими учреждениями и организациями: общеобразовательными учреждениями, общественными организациями, музеями, предприятиями города Новосибирска.
Краеведческая деятельность в школе осуществляется в рамках учебной деятельности (уроки, элективные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков, клубов и обществ) и внешкольной, проводимой под руководством учреждений дополнительного образования.
Учащиеся нашей школы занимают призовые места на научно-практических конференциях района и города, в городских и региональных конкурсах по краеведению.
Краеведческая работа предоставляет хорошую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование краеведческого материала на уроках в значительной мере облегчает и углубляет усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предметам. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.
Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости, как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.
Краеведческая деятельность позволяет решить социальное самоопределение обучающихся, позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.
Таким образом, краеведение позволяет осуществлять комплексный подход в воспитании обучающихся. Большинство эффективных форм, используемых в работе, тоже носят комплексный характер (КТД, итоговые краеведческие праздники, операции, конкурсы, краеведческие экспедиции, походы и т. д.). Организация общения детей с природой и культурно-исторической средой родного края позволяет в комплексе решать задачи не только патриотического, гражданского воспитания, но и обеспечивает развитие эстетических чувств, укрепляет здоровье детей, совершенствует их трудовые навыки.