Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Уроки литературы как ориентиры в формировании духовно-нравственной личности

Показать силу нашей классической литературы, ведь она, безусловно, помогает нам достучаться до сердец детей, довести до их еще юных душ вечные человеческие ценности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА АБРАМОВА В ФОРМИРОВАНИИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Как известно, одной из основных целей преподавания в школе было и есть воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Но всё-таки приоритетным направлением уроков всегда будет воспитание духовно-нравственной личности, поскольку мир черствеет, деградирует, и кто, если не мы, учителя, будем бить в этот колокол тревоги и делать всё, что в наших силах, чтобы предотвратить обмельчание личности. Считаю, что особенно велика в этом роль нашей классической литературы.

Работая литератором, вполне соглашусь с известным профессором, литературоведом Александром Ивановичем Овчаренко, что с появлением книг Валентина Распутина, Фёдора Абрамова, Виктора Астафьева, Василия Шукшина и других «деревенщиков» начался новый этап в художественной прозе России. Список этот можно продолжить, и он знаменателен тем, что снова, как и в золотом ряду русской литературы, литературы XIX века, при блестящей художественной и стилевой оснащенности на первое место вышли вопросы нравственности, совести, любви к ближнему, ведь этого всего так не хватает в нашем современном мире.

Изучая деревенскую прозу, всегда беру творчество Федора Абрамова, его замечательные повести «Пелагея» и «Алька», которые тесно переплетены между собой. Писатель всегда был искренним другом молодежи, любил встречаться, беседовать с молодыми читателями, может быть, поэтому ребята взахлеб читают его повести, много спорят о них на уроках, с удовольствием пишут творческие работы. Эта проза никого не оставит равнодушным. Сегодня проблема жизни в деревне очень актуальна, нет работы, нет перспективы, деревни вымирают. Дети лучше нас понимают это, но ведь деревню все-таки важно сохранить, так как именно деревня – прародина всего.

Большинство героинь Ф. Абрамова – обыкновенные деревенские женщины, они как бы даже потеснили мужчин, как мне кажется. Вот, например, перед нами Пелагея Амосова, которая всю себя отдает работе, для нее труд – это основа жизни, и она трудилась с удовольствием на любимой пекарне, тянула на себе и всю домашнюю работу: сено, корова, боров, дрова, вода, ведь в деревне, как известно не потопаешь – не полопаешь (муж Павел болен). В общем, всё: и дом, и пекарня – всё на ней одной. Так и наживала Пелагея по копейке, по крупинкам добро ради своей единственной дочери Альки, чтоб не хуже других выглядела дочка, чтоб не стыдно было людям в глаза посмотреть, ведь в деревне, известно, всё как на ладони. К сожалению, дочь не оценила всего этого! С удивительной силой написана в повести сцена последней побывки больной Пелагеи на своей пекарне. Она идет туда, будто совершает паломничество к святым местам, где живет последняя надежда на исцеление. Пелагея всю зиму готовилась к этой встрече. И шла в пекарню, как на богомолье. «Всю дорогу какая-то незнакомая, но такая славная музыка нарастала в ее душе...». Зато уж и домой она возвращалась, «как пьяная, вся в слезах, не помня себя...», потому что не узнала мастерица своей пекарни. Вид запущенной пекарни окончательно сокрушил Пелагею. Героиня умирает ночью в одиночестве. Читаешь "Пелагею" и невольно вспоминаешь строки из стихотворения Некрасова:

Ключи от счастья женского

Затеряны - потеряны у Бога самого!

А что же Алька? Откуда в ней это бесшабашность, шальная кровь? Почему она смалу за гулянкой гонится? Всю жизнь она думала: раз за тобой ребята гоняются толпами, глазами едят, обнимают, тискают – значит, это и есть любовь. А оказывается, нет. Оказывается, это еще не любовь. Провожу на этом этапе урока в 11 классе дискуссию на тему «Что такое любовь?», которая поможет детям отличить любовь от влюбленности. Хотя часто мы, взрослые, ругаем современную молодежь, но я с радостью отмечаю для себя, что мои ученики далеко не безнравственны, не равнодушны, они осуждают Альку за ветреность, взбалмошность и готовы доказать, что, несмотря ни на что, есть еще настоящая любовь в современном мире.

Таким образом, учитель на данном примере может помочь ребенку определиться в поиске важнейших нравственных ценностей.

Но самое главное, на мой взгляд, проблема в обеих повестях Ф. Абрамова – это черствость, жестокость, бездушие Альки по отношению к своим родителям, потеря уважения и любви к самому родному человеку на земле – матери. Это пустельга растеряла нравственность, чистоту, сердечность, благородство, доброту, чувство долга и благодарности. Из-за нее умирает сердечник отец, который не выдерживает побега дочери из дома, из-за нее же слегла и сама Пелагея.

Пятая заповедь гласит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Да будетъ тебе благо и долголетенъ будешь на земли».

Примеры почтения к родителям, можно видеть в самом начале Ветхого Завета.А в Новом Завете повиновение родителям показал Иисус Христос.

На учеников эти события оказывают огромное впечатление, это не оставляет равнодушным ни одного в классе. Как же так?! Дети мои ошеломлены!

Конечно же, не хотела Алька смерти отца – это ясно, а все-таки после ее суматошного отъезда он умер. Она, единокровная дочь, помогла отцу сойти в могилу. Проводить Павла в последний путь вся близкая и дальняя родня собралась, НО не было возле покойного только его родного детища – Альки. Как известно, мать есть мать. Пелагея даже тут оправдывала ее, жалела и радовалась, что не слышит ее дочь укора односельчан, их предрассудный шепот: «Вот какие нынче пошли детки, живьем готовы закопать в могилу родителей».

Но ведь Алька не соизволила приехать и на похороны родной матери! Считаю, что следует воспитывать подрастающее поколение не только на положительных примерах, но и на таких вот поучительных произведениях Ф. Абрамова. Наша задача – предотвратить такие поступки. На этих уроках, я уверена, в руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на души ребят учение о доброте к ближнему, о непреходящих ценностях в человеческом обществе, ведь перед родителями мы все в неоплатном долгу. Советую своим ученикам прийти в этот день домой, посмотреть по-другому в глаза своей матери, обнять ее и сказать о том, как он или она ее любит. Это действительно влияет на пока еще их детские души, на формирующееся сознание, когда они стоят перед противоречиями жизни и разными трактовками нравственных идеалов, они ждут совета, помощи, толчка. Именно на уроках литературы мы можем им это преподать на примере нашей замечательной классики. Дети должны стремиться стать душевно богаче, должны поверить в победу добра над злом в нашем современном мире.

Работая над идеей повестей Ф. Абрамова, мы с учениками определяем ее как нравственно-философскую, потому что она затрагивает извечную проблему отцов и детей. Хочется верить, что такие уроки нравственности не пройдут даром, ведь если ребята осуждают Альку, то, надеюсь, они сами так никогда не поступят. Вот в чем сила нашей классической литературы, она, безусловно, помогает нам достучаться до сердец детей, довести до их еще юных душ вечные человеческие ценности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области