МКОУ ООШ с.Каксинвай
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».
(по учебнику Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.– М.: «Просвещение», 2018г.)
Подготовила Петрова Елена Анатольевна учитель русского языка и литературы.
2020 г.
Цель: добиться осознанного правописания союзов, ТОЖЕ, зато, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов зато, тоже, также, чтобы;
- способствовать формированию умения находить союзы и отличать их от других частей речи;
- создать благоприятные условия для развития у учащихся потребности в совместной деятельности, в самовыражении через различные виды работы; а также для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Приветствие.
III. Актуализация знаний.
На протяжении нескольких уроков мы изучали знания о союзе. Давайте повторим, что мы знаем о союзах.
1. Найдите верные утверждения.
1.Союз – самостоятельная часть речи.
2.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.
3.Союзы не являются членами предложения.
4.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.
5.По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и
подчинительные.
6.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный.
7.Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчинительные.
2. Преодолев препятствие, узнаете тему нашего урока.
Отгадайте слова.
1. Существительное, образованное способом сложения с одновременным добавлением суф. –ни- от слов «правильный» и «писать» (правописание)
2. Часть речи, имеющая этимологический корень -юз- (союз).
- Молодцы, тема нашего урока - «Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».
2. Постановка задач урока.
- Итак, над чем мы сегодня будем работать? Каковы задачи нашего урока?
1. Познакомиться с правописанием союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
2. Научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.
VI. Изучение нового материала.
- Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?
1. Он мал, зато удал.
2. Я поблагодарил друга за то, что он помог.
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
Различай!
Зато ------- союз
За то ------ предлог + мест-е. Зато = но
2. Работа в группах. Объяснить правописание выделенных слов, используя памятку (Приложение 1, 2).
1 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Коля то (же) прочитал эту книгу.
2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.
Различай!
Тоже ---------- союз
То же ---------- мест-е + частица. Тоже = также = и
2 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я так (же) поеду летом на море.
2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое.
Различай!
Также ---------- союз
Так же ---------- нареч. + частица. Тоже = также = и
3 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.
2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.
Различай! С-9
Чтобы ---------- союз
Что бы ------------ мест-е + частица. Чтобы = для того чтобы = с тем чтобы.
VIII. Закрепление.
1. Задание: каждой группе дан отпечатанный текст, нужно прочитать его так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов (Приложение 3).
1 группа:
1. Журавль был южный, (за)то
Он в гости к нам пожаловал!
2. Благодарю его (за)то,
Что мне перо пожаловал.
2 группа:
1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,
Что(бы) такое придумать заглавное,
Что(бы) сияла ты всеми каратами.
3 группа:
1. «Хорош рассказ!» - сказал Сережа.
2. Рассказ прочел я быстро то(же),
Сказал о нем примерно то(же).
2. Выборочное письмо.
1в. Выписать предложения с союзами. 2в. Выписать предложения с омонимичными сочетаниями.
1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за(то) их и любят.
2. Красавцы георгины не пахнут, за(то) они украшают сады до самых заморозков.
3. Друзья то(же) приехали.
4. На ней было то(же) платье, что и вчера.
5. Что(бы) ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
6. Он открыл дверь, что(бы) спуститься по лестнице.
3. Проверь себя и оцени работу!
2в.
1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за (что?) то их и любят.
4. На ней было то (какое?) же платье, что и вчера.
5. Что (что?) бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
7. Так (как?) же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.
10. Почаще задумывайся, что (что?) бы хорошее сделать людям.
Итог урока.
Решили задачи, поставленные в начале урока?
Рефлексия
Передайте листочки с ответом: 1. Я во всём разобрался! 2. Кое в чём мне ещё нужно разобраться… 3. Мне до сих пор трудно понять тему.
2. Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.
1. Сегодня на уроке я узнал …
2. Я могу похвалить своих одноклассников за …
3. Урок сегодня был …
Домашнее задание.
1. Параграф 33 (записи в словаре).
2. Упр. 401
Приложение 1
1 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Коля то(же) прочитал эту книгу.
2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.
________________________________________________________________________________
2 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я так(же) поеду летом на море.
2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое.
_________________________________________________________________________________
3 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.
2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.
_________________________________________________________________________________
Приложение 2
Отличайте союзы от других частей речи!
Союз | Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей) |
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения.2. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения. 2. Часть слова бы, же убрать нельзя. 3. Союз всегда пишется слитно. | 1. Указывает на предмет или признак, называет признак. 2.К слову можно задать вопрос, является членом предложения. 2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения. 3. Частицы со словами пишутся раздельно. |
_____________________________________________________________________________
Отличайте союзы от других частей речи!
Союз | Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей) |
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения. 2. Часть слова бы, же убрать нельзя. 3.Можно заменить синонимичным союзом. | 1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения. 2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения. 3. Можно заменить самостоятельной частью речи. . |
Отличайте союзы от других частей речи!
Союз | Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей) |
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения. 2. Часть слова бы, же убрать нельзя. 3.Можно заменить синонимичным союзом. 4. Союз всегда пишется слитно. | 1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения. 2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения. 3. Можно заменить самостоятельной частью речи. 4. Частицы со словами пишутся раздельно. |
_____________________________________________________________________________
Приложение 3
_____________________________________________________________________________
1 группа:
Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.
1. Журавль был южный, (за)то
Он в гости к нам пожаловал!
2. Благодарю его (за)то,
Что мне перо пожаловал.
_____________________________________________________________________________
2 группа:
Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.
1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,
Что(бы) такое придумать заглавное,
Что(бы) сияла ты всеми каратами.
____________________________________________________________________________
3 группа:
Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.
1. «Хорош рассказ!» - сказал Серёжа.
2. Рассказ прочёл я быстро то(же),
Сказал о нём примерно то(же).