Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Учимся играя"

Представлена система работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР через дидактические игры. Развитие лексического компонента у детей с ОНР будет протекать наиболее интересно в процессе организации ведущей деятельности дошкольника – игры. Предлагаемые игры помогут воспитателям, а также родителям, интересующимся вопросами развития речи детей оптимально и интересно организовать работу по формированию лексической стороны речи. Данные игры подобраны в соответствии с темой недели и базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. На основе этих игр уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесённость слова, выделение и называние действий, признаков совершаемых самим ребёнком.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Утверждаю:____________________

Ярцева Т.Г. заведующий МБДОУ

д/с № 22 «Сказка»

«____» ________________2015г

Методическое пособие

«Учимся играя»

для детей старшего дошкольного возраста

(с 5 до 6 лет)

Воспитатель:

Драпиковская Е.Г.

Пояснительная записка

В настоящее время, по данным статистики, число детей с речевыми нарушениями возрастает, и актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер. У детей пяти лет с ОНР наблюдается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности и характеризуется следующими лексическими проявлениями:

1) ограниченным словарным запасом;

2) наличием многочисленных словесных замен;

3) использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учёта контекстуальных связей.

Разговорная речь малословна, тесно связана с определенной ситуацией. Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте.

В настоящее время в психологической и лингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

Представлена система работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР через дидактические игры. Развитие лексического компонента у детей с ОНР будет протекать наиболее интересно в процессе организации ведущей деятельности дошкольника – игры. Предлагаемые игры помогут воспитателям, а также родителям, интересующимся вопросами развития речи детей оптимально и интересно организовать работу по формированию лексической стороны речи. Данные игры подобраны в соответствии с темой недели и базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. На основе этих игр уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесённость слова, выделение и называние действий, признаков совершаемых самим ребёнком.

Игры на формирование лексики проводится по следующим направлениям:

– расширение объема словаря идёт параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представления, памяти, внимания и др.);

– уточнение значений слов;

– формирование семантической структуры слова;

– организация лексической системы;

– активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова с пассивного в активный словарь.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Перспективный план по формированию лексической стороны речи через дидактические игры

Тема недели

Дидактические игры

Продуктивные виды

деятельности

Пальчиковая гимнастика

В совместной

деятельности

В самостоятельной деятельности

Осень

«Подбери слово»

Цель: обогащать лексический запас языка по теме «Осень», закрепить умение подбирать как больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какое?», «Какой?», «Какие?», согласование прилагательных с сущ. в роде и числе.

«Когда это бывает»

Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.

Рисование «Осенний натюрморт»

Аппликация «Золотой ковёр»

Коллективная работа (коллаж)

«Здравствуй, осень золотая!»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листья осины, листики дуба мы

соберем,

маме осенний букет отнесем.

«Подбери слово»

Цель: расширять глагольный словарь, закрепить умение подбирать как больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»

«Что перепутал художник?»

Цель: развитие психических процессов.

Овощи, фрукты

«Отгадай-ка»

Цель: закрепление представлений об овощах и их характерных признаках, закрепить умение описывать овощ, опираясь на схемы - описания. Уточнение словаря по теме.

«Что сажают в огороде?

Цель: закрепить умения детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Рисование «В саду созрели яблоки»

Аппликация «Консервируем огурцы и помидоры»

Лепка «Дары с огорода»

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

«Назови ласково»

Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.

«Чудесный мешочек»

Цель: уточнять и расширять словарь по теме. Развитие тактильных ощущений.

Грибы, ягоды

«Съедобный - несъедобный

Цель: уточнение и расширение представлений детей о грибах, местах их произрастания, отличительных особенностях. Закрепить умение согласовывать сущ. с именами прил. в мужском и женском роде.

«Угадай, какой гриб?»

Цель: формировать умение описывать грибы по схеме, согласовывая имена прилагательные с сущ. в роде, числе.

Конструирование «Мухомор»

Рисование «Гроздья рябины»

Лепка «У медведя во бору грибы, ягоды беру» (солёное тесто)

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками,

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками.

Прямо за опушкою вдруг.

Нашли волнушки мы.

И пенек с опенками под рябиной тонкой.

Крепкий подберезовик вырос,

под березой красный подосиновик вырос под осиной.

«Соберём урожай »

Цель: обогащать словарь по

теме, уточнять значение слов, различать понятия «ягоды-фрукты»

«Что лишнее»

Цель: Уточнение и расширение представлений о лесных и садовых ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях.

Дикие и домашние

животные

«Охотник и пастух»

Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных, умение правильно пользоваться обобщающими словами «Дикие животные», «Домашние животные».

Зоологическое лото

Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных;

Конструирование «Лошадка»

Рисование «Усатый-полосатый»

Аппликация «Царство диких зверей»

Творческая работа «Рисование по загадкам о лесных зверюшках»

Зайка – ушки на макушке

Скачет, скачет по опушке.      

Шёл за ним колючий ёжик,    

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             

Рыжехвостая лиса.

«Чьё жилище»

Цель: закрепление представлений о жилище диких животных. Образовывать притяжательные прилагательные. Употреблять сущ. в творительном падеже. Составление предложений с притяжательными прилагательными (согласование прилагательных, сущ., глаголов в роде, числе).

« Театр»

Цель: расширение и активизация словаря, закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Дикие и домашние птицы

«Мама и детки»

Цель: формировать представления детей о домашних птицах, их образе жизни и повадках, умение образовывать слова с помощью суффикса –ок.

«Собери картинку»

Цель: развитие восприятия пространственного расположения предметов и их деталей.

Рисование «Красивый лебедь»

Конструирование «Ворона»

Аппликация «Сорока-белобока»

Лепка «Птичий двор»

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой, 

А за ними плелся пятый, 

Позади бежал шестой, 

А седьмой от них отстал, 

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал, 

А десятый напугал:

Громко, громко запищал: 

- Пи-пи-пи! Не пищи, 

Мы тут рядом, поищи. 

«Кто лишний»

Цель: продолжать расширять и активизировать словарь по теме. Развивать речевой слух, память, мышление.

«Кто как устроен»

Цель: закрепить строение птиц, умение находить отличительные признаки птиц.

Одежда, обувь, головные уборы

«Сравни одежду»

Цель: формировать представления детей об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. Находить сходство и отличия в одежде.

«Подбери кукле одежду»

Цель: расширение и конкретизация представлений об одежде, её назначении.

Рисование «Панамка для мамы»

Барельеф

«Туфельки для Золушки»

Аппликация «Платье для Кати», «Рубашка для Вани»

Коллективная работа «Выставка головных уборов»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Что обуть?»

Цель: обогащение и активизация предметного словаря. Формирование умения отвечать на вопросы педагога. Развитие зрительного внимания и мышления.

Сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу на прогулку»

Цель: развитие игрового замысла детей; активация речи детей в действиях при одевании куклы.

Профессии людей

«Угадай профессию»

Цель: закрепить знания детей о профессиях и атрибутах различных профессий. Активизировать предметный и глагольный словарь.

«Все профессии важны»

Цель: расширить представления о мужских и женских профессиях.

Аппликация «Весы»,

Коллективная работа:

«Атрибуты к сюжетно-ролевым играм»

Оригами «Кошелёк», «Сумочка»

Рисование «Повар»

Целый день шофер трудился,

Он устал, он запылился,

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку

Свой огромный самосвал

«Писатель»

Цель: активизировать предметный и глагольный словарь при составлении рассказа, опираясь на схемы описания.

«Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания, связной речи и словаря по теме.

Семья. Части тела.

«Моя семья»

Цель: расширять знания о родственных связях.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях»

Цель: умение вести речевой диалог.

Рисование «Портрет мамы»

Лепка «Пляшущие человечки»

Аппликация «Хоровод»

Как у нас семья большая

Да веселая:

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны – объедаются,

Две Дашки у кашки – питаются,

Две Ульки в люльке качаются.

« Что забыл дорисовать художник?»Цель: продолжать обогащать лексический словарь по теме. Развивать внимание, память.

«Кто как устроен»

Цель: закрепить строение человека.

Продукты питания.

«Что лежит в холодильнике?»

Цель: умение узнавать и называть продукты питания; расширять словарный запас по теме; умение классифицировать продукты питания по заданному признаку.

Сюжетно-ролевая игра « Кафе»

Цель: развитие игрового замысла детей; активизация речи детей в действиях.

Рисование «Каравай»

Аппликация «Ваза с фруктами»

Оригами «Конфетка»

Лепка «Вареники и пельмени» (соленое тесто)

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

«Определи на вкус»

Цель: развивать умения обследовательских действий, умение определять некоторые продукты питания на вкус и по запаху.

« Что сначала, что потом»

Цель: закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи.

Рыбы. Животный мир морей и океанов.

«Парочки»

Цель: продолжать расширять представления детей о рыбах и морских животных. Активизировать предметный словарь.

«Кто как устроен»

Цель: продолжать расширять представления детей о строении рыб и млекопитающих, закрепить умения детей составлять предложения, опираясь на схемы – описания.

Барельеф «Золотая рыбка»

Рисование «Наш аквариум»

Коллективная работа «На дне морском»

Аппликация «Черепаха»

Оригами «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

«Отгадай-ка»

Цель: расширять лексический словарь по теме. Развивать связную речь.

« Кто где живёт»

Цель: закрепить представления детей о местах обитания морских животных и рыб.

Зимующие птицы.

« Что за птица»

Цель: формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде и образе жизни.

«У кормушки»

Цель: закрепить умение находить сходство и отличия

между птицами.

Аппликация «Снегирь на ветке»

Рисование «Воробышки зимой»

Лепка «Сказочная птица»

Конструирование

«Кормушки».

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.Приготовлю крошки, хлебушка немножко. Эти крошки – голубям,Эти крошки – воробьям.Галки да вороны,

Ешьте макароны!

«Передай дальше»

Цель: расширять лексический запас по теме, умение образовывать однокоренные слова.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать, группировать птиц.

Зима

«Подбери родственные слова»

Цель: продолжать расширять лексический запас по теме, закрепить умение образовывать прилагательные от сущ.

«Составь зимнюю картинку»

Цель: развивать умение сравнивать, составлять целое из частей, развитие логики, внимания, мелкой моторики.

Рисование « Зимний лес»

Лепка. Декоративная пластина «Снежинка»

Аппликация «Снеговик»

Конструирование из бумаги «Снежинки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

«Какой лес?

Цель: расширение и конкретизация представлений о зиме и осени, явлениях живой и неживой природы зимой и осенью. Дифференциация признаков зимы и осени.

«Разложи картинки по временам года»

Цель: закрепить знания о сезонных явлениях природы, развивать наблюдательность.

Животные зимой.

«У кого какая мама?»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена сущ., обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы, употреблять имена сущ. в творительном падеже с предлогом «с».

«Потеряшки»

Цель: активизировать в речи названия животных и их детёнышей.

Рисование «Белочка»

Лепка «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»

Коллективная работа:

Изготовление фигурок животных с использованием природного материала.

Сидит белка на тележке,

продает она орешки.

Лисичке – сестричке, воробью,

синичке, мишке толстопятому,

заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зобок,

кому в лапочку.

« Что за зверь лесной?»

Цель: закрепить умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные.

«Дикое и домашнее животное»

Цель: различение домашних и диких животных, умение различать и называть сходных по внешнему виду животных.

Моя страна – Россия.

«Узнай наш флаг, герб»

Цель: закрепить знания о государственном флаге (гербе), умение узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

«Гости Москвы»

Цель: уточнять, закреплять знания детей о столице нашей Родины – Москве. Воспитывать любовь к главному городу нашей страны, желание больше узнать о её достопримечательностях.

Барельеф: «Национальный костюм»

Коллективная работа: «Берёзовая роща»

Рисование с элементами аппликации «Московский Кремль»

Береза моя, березонька.

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посреди далинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

«Найди своего товарища» Цель: закрепить умения описывать своего товарища, выделять существенные признаки (одежду товарища, характер).

«Что лишнее»

Цель: закрепить знания детей о природе и животном мире России, особенностях труда, национального костюма.

Новогодний праздник.

«Чудесный мешочек»

Цель: уточнение и расширение словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие тактильных ощущений.

«Украсим ёлку»

Цель: формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме. Закрепить умение употреблять сущ. в косвенных падежах.

Аппликация «Новогодняя открытка»

Коллективная работа (квилинг): «Приглашение на праздник»

Барельеф: «Снегурочка»

Рисование с элементами аппликации: « Дом Деда Мороза»

Утром дети удивились,

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали что угодно,

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,

Глазки весело горят,

А перед ними елочка

Пушистая, в иголочках.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: активизировать словарь детей предметным, глагольным словарём.

«Для кого дед Мороз приготовил подарки?»

Цель: соотнесение предметов с персонажами.

Посуда. Мебель.

«Какая посуда?»

Цель: формировать представления детей о предметах материальной культуры - посуде. Систематизировать знания детей о материалах, из которых изготавливается различная посуда (стекло, пластмасса, металл)

«Собери половинки»

Цель: тренировать навык составления целого из частей, закреплять умение находить признаки сходства и отличия в изображении одного предмета.

Рисование «Роспись посуды по мотивам гжельской»

Оригами «Стульчик»

Аппликация «Мебель в моей комнате»

Лепка из глины «Горшочек»

Коллективная работа (аппликация): «Мебельный магазин»

В нашей комнате - столовой, есть отличный стол дубовый, стулья – спинки все резные, ножки гнутые, витые. И ореховый буфет,

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых - спальне. Есть для платьев шкаф зеркальный, две широкие кровати с одеялами на вате и березовый комод,

мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть, телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

«Узнай, что изменилось»

Цель: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения мебели: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; воспитывать наблюдательность.

Сюжетно-ролевая игра «Новоселье куклы»

Цель: закрепить знания о мебели и посуде.

Дикие животные Севера.

«Кому какое угощение»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения соотносить пищу с внешним видом животного.

«Земля и её обитатели»

Цель: развитие памяти, умение классифицировать животных на группы.

Рисование «Кляксография»

Аппликация путём обрывания «Альбатрос»

Лепка из глины «Олень»

Конструирование способом оригами «Пингвин»

Два пингвина пошли гулять,

А вторые - догонять.

Третьи пингвины - бегом.

А четвертые – пешком.

Пятые поскакали

И в конце пути упали.

«Угадай животное по описанию»

Цель: развивать чувство языка, умение вслушиваться в окончание.

«Найди отличия»

Цель: закрепить умение сравнивать, находить отличительные и сходные признаки.

Зимние развлечения

«Сравни снеговиков»

Цель: закрепить умение выделять общие и отличительные признаки предметов. Развитие мышления.

«Подбери картинку»

Цель: активизация словаря, дифференциация предметов, относящихся к зимним и летним забавам.

Рисование « Мы играем на участке»

Коллективная аппликация «Зимние забавы»

Лепка «Хоровод снеговиков»

Конструирование из природного материала: « Зимний лес»

Мы бежим с тобой на лыжах,

снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках, но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

а потом снежки катали,

а потом без сил упали,

и домой мы побежали

«Мы играем»

Цель: уточнить знания об играх и забавах детей зимой.

« Сложи картинку»

Цель: развивать наглядно-образное мышление, точность, целостность восприятия.

Закаляйся, если хочешь быть здоров! Спорт.

«Знаешь ли ты?»

Цель: Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

«Разложи картинки по порядку»

Цель: закрепить умение составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.

Рисование «Утренняя зарядка»

Аппликация «Спортсмен»

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

«Что нужно спортсмену?»

Цель: активизировать предметный словарь детей, умение соотнести спортивные принадлежности с видом спорта.

Сюжетно-ролевая игра «Спортландия»

Цель: побуждать детей заниматься спортом, развивать двигательную активность детей.

Лепка « Мы любим спорт»

Коллективная аппликация «Олимпийцы»

Деревья. Лекарственные травы.

«Деревья нашего края»

Цель: закрепить умения детей называть и узнавать деревья по кроне, плодам, ветвям, стволу.

«Узнай дерево по листику»

Цель: закрепить умение различать по форме и окраске листьев деревья.

Рисование «Зимняя сказка» (техника воскография)

Аппликация «Веточка яблони»»

Лепка «Любимое дерево»

Конструирование «Корзинка»

На окне в горшочках поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки повернут цветочки.

Развернут бутоны, в солнышке утонут.

«Самовар кипит, просим чаю пить»

Цель: закрепить название лекарственных трав, используемых для заварки чая.

«Найди пять отличий»

Цель: закрепить умение выделять общие и отличительные признаки предметов. Развитие мышления.

Защитники Отечества.

«Назови профессию военного»

Цель: формировать представления детей о профессии военного.

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

Цель: расширять представления детей о службе пограничника, развивать речевой диалог.

Конструирование «Подарок для папы»

Фотоколлаж «Защитники Отечества»

Рисование «Наша армия родная»

Аппликация «Танк»

Лепка « Самолёт»»

Февраль, февраль, зима и солнце.

И первых птичек переклик.

Сегодня выглянул в оконце:

Застыл, к стеклу лицом приник.

Мои друзья – вчера мальчишки –

Сегодня выросли и вдруг

Все, как один, забросив книжки,

За руки взялись, встали в круг.

И обещали мамам, сестрам

Границы радости беречь.

«Кто защищает наши границы? »

Цель: закрепить знания о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте.

«Парад военной технике»

Цель: закрепить умение ориентироваться на плоскости.

Комнатные растения.

« Найди растение»

Цель: закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь.

«Что сначала, что потом»

Цель: развитие умения обобщать, активизация словаря (семя, росток, цветущие растение, растения с цветами)

Рисование с натуры «Фиалка»

Лепка «Хлорофитум»

Аппликация «Белая лилия»

Оригами «Горшочек для цветочка»

Только солнышко взойдет,

Мак на грядке расцветет.

Бабочка – капустница

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка

Больше на два лепестка.

«Расскажи о растении»

Цель: закрепить умение описывать растение, опираясь на схемы-описания.

«Найди отличия»

Цель: развитие зрительного внимания

Весна.

«Угадай»

Цель: уточнить знания о временах года, о сезонных явлениях природы, умение отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке.

«Времена года»

Цель: вспомнить и закрепить особенности каждого времени года; прививать интерес к окружающему миру.

Лепка «Ваза для весенних цветов»

Рисование «Весенний пейзаж»

Аппликация «Корзинка с подснежниками»"

Солнца луч скользнул в окошко.

Я зажму его в ладошке.

Аккуратно, чуть дыша.

Спрячу в ларчик малыша.

И тихонько шаг за шагом

Маме отнесу бродягу

«Что весна нам принесёт»

Цель: уточнить знания детей о весенних изменениях в природе, развивать быстроту мышления.

«Кто больше назовёт весенних примет»

Цель: закрепить умение называть весенние приметы с опорой на сюжетную картинку.

Мамин праздник.

«Подбери нужные слова»

Цель: активизировать словарь добрых слов и выражений.

« Настроение»

Цель: активизировать словарь детей, обозначающий настроение, умение образовывать от данных существительных прилагательные

Поздравительная открытка для мам и бабушек.

Творческая работа «Портрет мамочки»

Оригами «Тюльпаны для мамы»

Барельеф «Узор из весенних цветов»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

«Наведём порядок»

Цель: закреплять умение различать и называть близкие цвета; два оттенка одного цвета.

«Кому это принадлежит?»

Цель: углубить представления детей о семье и её членах, умение подобрать предметы к каждому члену семьи и объяснить, почему так решили.

Животные жарких стран.

« Кто как передвигается»

Цель: упражнять детей в точном названии движений животных, соединять в пары одинаково передвигающихся животных.

«Зоологическое лото »

Цель: развивать внимание, воспитание сообразительности, формирование целенаправленности действий.

Рисование « Жираф»

Коллективная аппликация «Зоопарк»

Лепка «Отгадай и вылепи»

Оригами «Слон»

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок.

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

За мамой!

«Кто от кого убегает, кто кого догоняет?»

Цель: закрепить ориентировку в пространстве, формирование грамматического строя речи, активизация словаря.

«Кому какое угощение»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения соотносить пищу с внешним видом животного.

Перелётные птицы

«Угадай птицу по описанию»

Цель: закрепить умение различать перелётных птиц по внешнему виду.

« Рыбы, птицы, звери»

Цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении, закреплять знания о птицах, рыбах, животных.

Рисование «Ласточка»

Конструирование из бумаги «Скворечник»

Оригами «Журавлики»

Коллективная аппликация «Птицы прилетели»

Лепка «Птичка-невеличка»

Пойка, подпевай - ка,

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

«Что за птица, что за зверь»

Цель: упражнять детей в передаче задуманного образа мимикой, жестами, развивать выразительность движений.

«Кто как устроен»

Цель: уточнить представления детей о строении птиц, рыб, животных, человека.

Мой город.

« Кто что делает?»

Цель: расширять представления детей о мужских и женских профессиях.

«Расставь жилище»

Цель: расширить представления детей об истории развития жилища человека.

Конструирование «Построим разные дома»

Рисование «Дом, в котором я живу»»

Аппликация «Многоэтажные дома»

Этот дом — одноэтажный.

Этот дом — он двухэтажный.

А вот этот — трехэтажный.

Этот дом — он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

« Архитектура родного города»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Сургуту»

Цель: закрепление знаний о родном городе, умение вести диалог.

Космос

«Что нужно космонавту»

Цель: упражнять детей в умении называть предметы, необходимые космонавтам.

«Планеты солнечной системы»

Цель: формировать представления о планетах, их разнообразии и размерах.

Рисование «Пришельцы с другой планеты»»

Аппликация «Планеты солнечной системы»

Барельеф «Космонавты»

Конструирование «Инопланетяне»

Раз, два, три, четыре, пять - В космос полетел отряд. Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, Большую желтую луну.

«На кого похоже»

Цель: расширить представления детей о различных созвездиях, закрепить их названия.

«Путешествие по планетам»

Цель: в игровой форме закрепить полученные сведения о планетах.

Помещение детского сада. Игрушки.

«Найди игрушку в группе»

Цель: закрепить умение ориентироваться в группе, опираясь на план группы.

Что игрушка рассказывает о себе?»

Цель: закрепить умение детей описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки;

Лепка «Дымковские игрушки»

Рисование «Любимая игрушка»

Коллективная работа «Наш любимый детский сад»

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите посчитать!

«Из чего сделана игрушка»

Цель: активизировать качественный словарь детей.

Экскурсия по детскому саду

Цель: закрепить названия помещений в детском саду и для чего они приспособлены.

Электроприборы.

«Добавь словечко»

Цель: активизация в речи названий бытовой техники, закрепить умение правильно согласовывать слова.

Лото «Бытовые приборы»

Цель: закрепить словарь по теме, развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Лепка «Чайник»

Аппликация «Электропечь»

Рисование «Наша кухня»

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером сбиваем дружно

Все, что им для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы — это чудо!

Жить без них нам было б худо.

« Что без чего »

Цель: ОСЗ названиями бытовых предметов по темам: мебель, посуда, транспорт, одежда.

« Собери половинки»

Цель: тренировать навык составления целого из частей, закреплять умение находить признаки сходства и отличия в изображении одного предмета

Этот день Победы.

«Кому что нужно?»

Цель: закрепить знания детей о разных родах войск.

«Морской бой»

Цель: закрепить знания цветов, геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве.

Рисование «Салют Победе»

Коллективная работа: « Великая Победа»

Оригами «Самолёт»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки

Тихо засыпают,

Головой качают.

«Найди пару»

Цель: закрепить знания детей о военной техники.

«Подбери картинку»

Цель: закрепить умение классифицировать и обобщать предметы.

Транспорт. Правила дорожного движения.

«Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: закрепить знания правил дорожного движения транспорта и пешеходов по улицам города.

«Домино»

Цель: закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности;

Конструирование «Грузовая машина» (бросовый материал)

Аппликация «Автобус»

Рисование «Транспорт»

Коллективная работа «Мы едем, едем, едем»

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины…

А в кузове важные,

Срочные грузы –

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

«Объясни, для чего нужны»

Цель: развитие связной речи, обогащение словаря: фары, тормоза, багажник, пешеходный переход.

« Как машине проехать к дому»

Цель: активация в речи предлогов: около, рядом, между, через, на и др..

Скоро лето.

«Краски лета»

Цель: развивать внимание и интерес к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты в природе.

«Собери букет»

Цель: уточнять и закреплять знание названий садовых, полевых, лесных, комнатных цветов.

Рисование «Что такое лето?»

Аппликация «Одуванчик»

Конструирование «Красивые цветы»

Лепка «Ромашка»

Я рисую лето

Красной краской – солнце,

На газонах розы,

На лугах покосы,

Синей краской – небо

И ручей певучей.

«Что нам лето принесёт?»

Цель: закрепить сезонные изменения в живой и неживой природе.

« Составь летнюю картину»

Цель: развить умение сравнивать, составлять целое из частей, развитие логики, внимания.

Насекомые

« Опиши насекомое»

Цель: закрепить умение описывать насекомое, опираясь на схемы-описания.

«Кто как устроен?»

Цель: уточнить строение насекомых.

Рисование «Хоровод бабочек» (кляксография»

Аппликация «Божья коровка»

Коллаж «На полянке»

Барельеф «Пчелка»

Пау – пау – паучок,

 Паутиновый бочок,

 Паучок всё вверх ползёт,

 Паутинку он плетёт.

 Паутинка хоть тонка – 

 Крепко держит мотылька.

« Четвёртый лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать, группировать насекомых.

Лото «Парочки»

Цель: активизация в словаре существительны, обозначающих насекомых, расширение кругозора.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.-

СПб Союз,2001.

2.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск, 1989.

3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.:1992.

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1991.

5.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М.:1976.

6.Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. - Ростов-на-Дону, 2002.

7.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж,2004.

8.Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» (Программа «Детство»).-

Волгоград, 2007.

9. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей.- СПб.: «Детство-Пресс», 2007.

10.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - Детство-Пресс, 2008.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области